Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

По истечении 30 дней с  момента получения временного свидетельства  заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Определение основного профиля  будущего предприятия

 

Это поиск определенной ниши на рынке, которую займет будущее  предприятие. Грамотный предприниматель  постарается избрать для себя несколько профильных направлений: ведущий профиль и сопутствующие ему профили деятельности. Если возлагаемые на основной профиль надежды в ходе реализации проекта или идеи не оправдываются, то предпринимателю в этом случае будет легче сменить профиль своей деятельности.

При определении профиля  деятельности предприниматель может  исходить из результатов изучения ситуации на рынке. «Поскольку на рынке существует весьма высокий спрос нa данный товар и этот спрос не удовлетворяется, я буду производить такой товар», - примерно так начинается построение логической схемы рассуждений предпринимателя. Затем предприниматель ставит такие вопросы: «Могу ли я создать предприятие, которое будет в состоянии производить данный товар?» и «Сумею ли я установить требуемые для того производства партнерские связи?». Однако импульс для такого способа логических размышлений исходит от рынка - от результатов анализа рыночной ситуации.

 

 

Г. Формирование первоначального  капитала

(по структуре и  величине)

 

Возможности предприятия  будут ясны, когда мы проанализируем потребности в капитале, необходимом для практической реализации какой-то предпринимательской идеи или проекта.

 

К примеру, если мы в состоянии выбирать, что нам производить – мебель или детские игрушки из дерева, - мы должны принять то или другое решение в зависимости от размера капитала. Если у нас есть возможность получения 1 млн. денежных единиц в качестве первоначального капитала, то мы, возможно, примем решение о начале производства мебели (столько средств требуется для формирования требуемой структуры капитала для такого производства); если наши возможности ограничены лишь 50 тыс. денежных единиц (что достаточно для формирования требуемой структуры капитала для реализации второй идеи), то мы примем решение о начале производства детских игрушек из дерева.

 

Структура первоначального  капитала зависит от потребностей предприятия в оборудовании, сырье и т.д., необходимых для начала нормального процесса производства. Чтобы сформировать необходимую структуру капитала, предприниматель:

  1. приобретает все технические элементы производства (здания, сооружения, технику, оборудование, транспорт и т.д.);
  2. закупает сырье, инструменты;
  3. создает запас денежных средств для выплаты заработной платы в течение первого цикла производства (от начала производства до момента поступления платежей за реализованную продукцию);
  4. создает резервный фонд.

Одновременно с этим предприниматель определяет и размер требуемого первоначального капитала.

Выявление экономической эффективности  будущего производства

 

Любые вложения в производство - это авансируемые вложения. Предпринимателю важно найти ответ на вопрос, как, в какой форме и в какие сроки можно вернуть аванс. Возврат авансируемого в производство капитала возможен только лишь через выявление размера прибыли, получаемой в процессе производства и реализации выпускаемой продукции. Предприниматель должен знать, каков срок окупаемости проекта. Допустим, Вы вложили в производство 100 единиц капитала, чистая прибыль - 200 денежных единиц в год, следовательно, срок окупаемости - 5 лет.

Однако предпринимателя  интересует не только период возврата вложенного капитала, но и темпы приращения капитала, что сопряжено с необходимостью выявления чистой прибыли. Для того чтобы определить возможный размер чистой прибыли от реализации данной идеи, предприниматель осуществляет предпринимательские расчеты. Расчеты базируются на двух непреложных требованиях:

  1. учет всех возможных расходов;
  2. учет доходов на минимально допустимом уровне («Меньше, чем... я не получу в любом случае...») и учет расходов на максимально допустимом уровне («Больше, чем... я не потрачу...») для сокращения степени риска.

Конечно, в основе такого подхода должен использоваться учёт реальной ситуации (т.е. не стоит специально стремиться к излишнему занижению  или завышению). Расчеты будут включать в себя:

  1. определение возможного дохода;
  2. вычисление возможных расходов;
  3. выявление чистого дохода.

 

При осмыслении проблемы учреждения предприятия предприниматель прежде всего стремится предугадать выгодность будущего проекта. При этом выявленный размер прибыли позволит предпринимателю прийти к выводу о сроке окупаемости проекта. Обычно начинающий предприниматель использует заемный (не собственный капитал). Значит, при осуществлении расчетов необходимо учитывать и плату за пользование такими заемными средствами (ссудный процент.

Только обладая всей полнотой информации подобного рода, предприниматель может принять  решение, начинать ему реализацию данного проекта или нет.

 

 

3. Участие в  соучреждении нового предприятия

 

Предложение об участии  в соучреждении нового предприятия, как правило, всегда исходит от инициатора. Именно инициатор излагает содержание предпринимательской идеи, лежащей в основе предлагаемого им проекта, а также схему реализации проекта и функциональные обязанности каждого из учредителей.

Выступление в качестве соучредителя предполагает внесение определенного взноса в уставный фонд учреждаемого предприятия. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что инициатор постарается, видимо, сохранить за собой контроль за учреждаемым предприятием. А раз так, то участие в соучреждении предприятия есть форма риска собственным капиталом, вносимым в качестве пая в уставный капитал предприятия. В целях сокращения степени возможного риска потенциальному соучредителю целесообразно детально осмыслить предпринимательскую идею, лежащую в основе проекта, и попытаться спроектировать эту идею на практическую ситуацию, складывающуюся в системе хозяйствования. Выяснить, все ли так будет, как прогнозируется инициатором, найдет ли своего потребителя товар, лежащий в основе идеи, соответствуют ли действительности произведенные расчеты и др., т.е. все, что связано с реальностью эффекта от функционирования предприятия.

Экспертная оценка содержательной части проекта - основная задача, которая обычно встает перед потенциальным соучредителем нового предприятия. После этого можно приступить к изучению подготовленных (если они уже подготовлены) учредительных документов или к их подготовке вместе с инициатором. Особое внимание при этом обычно уделяется фиксации доли каждого из партнеров в учредительных документах - учредительном договоре и уставе. Это обстоятельство, как мы уже отмечали, играет весьма существенную роль, ибо в полном соответствии с долей каждого партнера в уставном капитале будет распределяться и прибыль, получаемая от функционирования предприятия. Другими словами, фиксация доли каждого из соучредителей имеет прежде всего глубокий экономический смысл и на соучредительство можно идти только с тем партнером, который вызывает у Вас полное доверие.

 

 

4. Покупка предприятия

 

Еще одна возможная форма  вступления в сферу предпринимательства - это покупка уже существующего предприятия. В мире эта форма относится к категории широко распространенных. Покупка предприятия означает переход собственности со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Перед потенциальным покупателем предприятия возникают прежде всего две проблемы:

 

  1. оценка стоимости предприятия;
  2. выявление обязательств предприятия как юридического лица на момент заключения сделки купли-продажи (включая финансовые и долговые обязательства).

Лишь после разрешения этих проблем  принимается решение о покупке  или отказе от сделки. Покупка предприятия  может осуществляться на основе одной из нескольких возможных форм:

  • покупка по балансовой стоимости;
  • покупка «по доходам» (текущим или будущим);
  • покупка через аукцион;
  • покупка зарегистрированного, но пока еще не функционирующего предприятия.

 

Покупка по балансовой стоимости основана на использовании балансового метода оценки стоимости предприятия. Балансовая стоимость - это стоимость предприятия по подтвержденным бухгалтерским документам. Рассчитывается как сумма денежной наличности, стоимости ценных бумаг, дебиторской задолженности, стоимости запасов товарно-материальных ценностей, долгосрочных инвестиций, нетто основного капитала (за вычетом амортизации) минус размер краткосрочных и долгосрочных ссуд (т.е. заемного капитала) и других форм задолженности. Балансовый метод оценки стоимости предприятия используется при совершении такой сделки, когда ее предметом выступает предприятие неконкурентоспособное, приносящее прибыль не выше (а может быть, и ниже) среднеотраслевой, которому не свойственны какие-либо инновации, а его модернизация или перепрофилирование требуют существенных капиталовложений.

В целом ряде случаев сделки купли-продажи осуществляются по цене ниже балансовой стоимости предприятия, когда основной капитал такого предприятия является устаревшим, не соответствующим среднему (общепринятому) техническому уровню производства в данной отрасли.

 

К примеру, балансовая стоимость небольшого мясокомбината составляет 4 млн. грн., но оборудование на предприятии устаревшее, весьма изношенное. Стороны могут договориться о его продаже не за 4 млн., а за 3 млн. грн.

 

Покупка «по доходам» означает, что покупатель, конечно же, принимает во внимание балансовую стоимость предприятия, но не балансовая стоимость, а будущий доход такого предприятия определяет цену сделки.

 

К примеру, предлагаются для приобретения два совершенно одинаковых торговых предприятия. Один магазин, скажем, в Пролетарском районе, а второй - рядом с железнодорожным вокзалом вокзалом г. Донецка (для простоты анализа абстрагируемся от арендной платы за используемый земельный участок). Покупатель рассуждает примерно следующим образом: «Если я приобрету магазин у вокзала, то потенциальных покупателей в этом магазине будет больше, чем в магазине, расположенном в Пролетарском районе - районе, значительно удаленном от центра города. Соответственно, выше будет товарооборот и прибыльность магазина. Я смогу значительно быстрее вернуть потраченный на покупку капитал, поскольку темпы оборота капитала будут более высокими».

Решение покупателя во многом будет  зависеть от качества анализа, его точности, достоверности анализируемой информации, целей покупки и т.д. Допустим, расчеты показывают, что покупатель, приобретая магазин у Киевского вокзала за 3 млн. грн. и получая ежегодно чистую прибыль в размере 0,6 млн. грн., может окупить сделку за .5 лет, а после 5-го года осуществлять чистое накопление капитала. Покупатель, конечно же, откажется от приобретения магазина в Пролетарском районе, несмотря на то что он стоит всего 1 млн. грн., если прибыль магазина может максимально составить 0,1 млн. грн. В год (значит, срок окупаемости будет 10 лет, а с 11-го года темпы накопления капитала будут ниже чем в первом случае).

 

Нередко на цену оказывает  влияние не местоположение, а престиж предприятия. К примеру, предлагаются для приобретения два ресторана, расположенные на одной и той же улице, напротив друг друга. Известно, однако, что один из них пользуется у клиентов большой популярностью, а второй относится к категории заурядных заведений. В каком случае цена будет выше? Конечно же, в первом. И по причинам экономического характера, в основе которых - прибыльность предприятия.

Последний из рассматриваемых нами возможных факторов, оказывающих воздействие на цену предприятия, - это степень гибкости производственной структуры предприятия. Допустим, покупатель настроен на изменение профиля приобретаемого предприятия. Для первого предприятия, имеющего гибкую производственную структуру, такое изменение не потребует существенных капиталовложений. Для второго предприятия, которое не обладает «гибкостью», потребуются значительные инвестиции. В данной ситуации покупатель готов заплатить за первое предприятие более высокую цену, чем за второе.

 

Покупка через аукцион предполагает наличие стартовой цены на предлагаемое к продаже предприятие. В основе этой цены - балансовая стоимость предприятия плюс определенная прибыль (которая может и не включаться) и расходы, связанные с продажей предприятия через аукцион. Аукционная (фактическая) цена предприятия не отражает каких-либо экономических характеристик, а является лишь следствием спроса на такое предприятие, существующего на момент проведения аукциона. Спрос зависит от целого ряда факторов - местоположения предприятия, его профиля, рекламы предприятия, престижа аукциона и его организаторов и т.д.

 

Покупка зарегистрированного, но пока еще не функционирующего предприятия облегчает вступление нового предпринимателя в сферу предпринимательской деятельности, позволяет ему сэкономить время на подготовку учредительных документов и прохождение всех бюрократических инстанций. С точки зрения продавца, подготовка пакета учредительных документов и регистрация предприятия предполагают определенные затраты, что в сочетании с уровнем спроса на такую форму услуг и уровнем предложения (числом фирм, предлагающих такие услуги) лежит в основе цены

Информация о работе Основы предпринимательства