Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Коммерция»
Кафедра «Экономика торговли»
Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»
ЮУрГУ – 080502.2010.1467.ПЗ КР
Нормоконтролер, доцент, к.э.н. Руководитель доцент, к.э.н.
________________А.Б. Левина _____________А.Б. Левина
_____________________2010 г. _____________________2010
г.
Автор работы
Студент группы Ком-481
__________К.О. Кулакова
_____________________
Работа защищена
с оценкой (прописью, цифрой)
______________________
_____________________
Челябинск
2010
АННОТАЦИЯ
Кулакова
К.О. – Развитие
франчайзинга как способа поддержки малого
предпринимательства в России и за рубежом – г. Челябинск: ЮУрГУ,
Ком-481, 2010. – 66 с., 3 рисунка, 2 табл., библиографический
список –23 наим., 2 прил.
Объектом исследования являются отечественные и зарубежные предприятия, использующие для ведения бизнеса франчайзинговую модель. Подробнее в качестве объекта рассмотрено предприятие ООО «Эконика-обувь». Предмет исследования – франчайзинг на ООО «Эконика-обувь» и других рассматриваемых предприятиях.
Цель курсовой работы – исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
В ходе курсовой работы в теоретической части была рассмотрена история возникновения и развития франчайзинга, его сущность, виды, формы, а также преимущества и недостатки как для франчайзера, так и для франчайзи. Практическая часть посвящена изучению российского и мирового опыта франчайзинга, а также наиболее выгодных сфер его распространения. Третья часть затрагивает факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России, и выдвигает рекомендации по их устранению.
Результатом
данной работы являются разработанные
практические рекомендации по решению
существующих проблем в сфере
применения франчайзинга в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФРАНЧАЙЗИНГА……………………….........
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и
формы франчайзинга………………………………
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская
модель франчайзинга………………………………….....
2.2 Мировой
опыт франчайзинга……………………………………..……
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1
Проблемы франчайзинга в
3.2 Основные
способы решения проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..……67
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика количества франчайзеров и франчайзи в России…………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Доли регионов мира и европейские лидеры по количеству франчайзеров………………………………71
ВВЕДЕНИЕ
Начать собственный бизнес — кого только не посещала эта идея, увлекая многих в пучину предпринимательства в надежде создать то, что может принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело.
Однако пока велики возможности, велик и риск. Подсчитано, что в течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих.
Один из путей уменьшения влияния факторов риска — это участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.
Франчайзинг – это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена.
Франчайзинг
дает франчайзеру возможность
Министерством
торговли США подсчитано, что закрытие
франчайзных предприятий в
Актуальность работы заключается в том, что франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.
Для российской экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.
Изучение франчайзинга в настоящее время является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования выступают отечественные и зарубежные предприятия, использующие франчайзинговую модель ведения бизнеса. Особое внимание уделено предприятию ООО «Эконика-обувь».
Предметом исследования работы является франчайзинг и особенности его использования на ООО «Эконика-обувь», а также иных рассматриваемых предприятиях.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассмотрена история развития франчайзинга, его сущность, виды, формы, а также преимущества и недостатки как для франчайзера, так и для франчайзи. Вторая глава посвящена изучению российского и мирового опыта франчайзинга, а также наиболее выгодных сфер его распространения. Третья глава затрагивает факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России, и выдвигает рекомендации по решению данных проблем.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили законодательные источники, базовая учебная литература, результаты практических исследований, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Франчайзинг», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Практическая
значимость работы заключается в
доведении результатов
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 История развития
и понятие франчайзинга
Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог.
История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что «franchising» — все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а «franchises» — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли [6].
Гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.
Эти элементы права, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.
В
наиболее типичной форме франчайзинг
проявился в британской системе
“связанных домов”, которая использовалась
пивоварами в XIX веке для поддержания
нужного объема продаж. В обмен
на предоставленный заем или аренду
имущества пивовар получал
В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи обслуживать машины по требованию[6].
Вплоть
до 1950-х годов большинство
Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.