Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Как изображена первая фигура:
— является самой большой;
— нарисована тщательно, декорирована;
— нарисована схематично, не декорирована;
Как изображен автор:
— позитивная концентрация (большое количество деталей, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры);
— негативный эмоциональный фон (изображению себя характерна маленькая величина, схематичность или негативные детали и цветовая гамма);
— с кем из членов семьи ребенок сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
Кого из членов семьи испытуемый рисовал особенно тщательно (детализировал, дольше всего рисовал и разукрашивал).
Кого из членов семьи испытуемый рисовал наиболее небрежно (нарисовал этого человека неполно, без деталей, без основных частей тела).
Одинаковы или нет стили изображения членов семьи? Если разные, то, кто и каким стилем изображен (особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды)?
3. Анализ процесса рисования
предполагает получение
Кого или что первым начал рисовать ребенок (различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. или сразу приступил к изображению людей)?
В какой последовательности испытуемый рисовал членов семьи?
Кого из членов семьи ребенок рисовал, часто используя штриховку, стирание и перерисовку?
Были ли паузы перед началом изображения кого-либо из членов семьи?
Анализ процесса рисования дает информацию не только о семейных отношениях, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные оговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. В комментариях также может выражаться его отношение к членам семьи.
На основании качественного анализа определить:
членов семьи, которые более (менее) всего эмоционально привлекательны для ребенка;
членов семьи, с которыми испытуемый находится в конфликтных отношениях.
II. Количественная оценка результатов тестирования
Для количественной оценки теста принято пять симптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей (симптомов), которые оцениваются баллами.
Наличие и степень выраженности симптомов оцениваются в баллах, приведенных в табл. 1.2. Определив суммарный балл в каждом симптомокомплексе, по их соотношению можно судить о преобладании тех или иных тенденций в семье ребенка.
На основании данных количественного анализа определить степень выраженности следующих семейных ситуаций:
— благоприятная семейная ситуация;
— тревожность;
— конфликтность в семье;
— чувство неполноценности в семейной ситуации;
— враждебность в семейной ситуации.
Дать описание отношений в семье ребенка. Оформить отчет о проделанной работе.
Симптомокомплексы рисунка семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1 |
2 |
3 |
Благоприятная семейная ситуация |
1. Общая деятельность всех 2. Преобладание людей на рисунке 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линий 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Другие возможные признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
Тревожность |
1. Штриховка 2. Линия основания — пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные или прерывистые линии 9.Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки |
0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Конфликтность в семье |
1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий спиной 11. Другие возможные признаки |
0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
Чувство неполноценности в семенной ситуации |
1. Автор рисунка |
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения