Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.4

Сравнительный анализ данных, полученных в ходе диагностической работы с родителями учащихся 3 класса

Стиль семейного воспитания

Отношение родителя к ребенку

Название

Абс.

%

Название

Абс.

%

Благоприятная семейная атмосфера

18

64

Принятие

12

43

Кооперация

5

17

Доминирующая гиперпротекция

1

4

Симбиоз

1

4

Повышенная  моральная ответственность

6

21

Авторитарная  гиперсоциализация

7

25

Эмоциональное отвержение

3

11

Маленький неудачник

3

11


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

Сравнительный анализ стиля родительского воспитания и

детско-родительских отношений

№ п/п

Ф.И. уч-ся

Стиль семейного

воспитания

Восприятие детско-родительских отношений

родителями

детьми

1

Б. Р.

Эмоциональное  отвержение

Маленький неудачник

Признаки неблагополучия

2

Б. Т.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

3

В. К.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

4

В. Ю.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

5

Г. С.

Благоприятная семейная атмосфера

Кооперация

Благопр. сем. сит-ция

6

Г.А.

Повышенная моральная отв-ть

Авторит. гиперсоциол.

Признаки неблагополучия

7

Г. С.

Эмоциональное  отвержение

Маленький неудачник

Признаки неблагополучия

8

Г. В.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

9

Г.Л.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

10

Д. В.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

11

К. С.

Благоприятная семейная атмосфера

Кооперация

Благопр. сем. сит-ция

12

К.Т.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

13

К. А (м)

Повышенная моральная отв-ть

Авторит. гиперсоциол.

Признаки неблагополучия

14

К. А.(д)

Повышенная моральная  отв-ть

Авторит. гиперсоциол.

Признаки неблагополучия

15

Л. Ж.

Доминирующая гиперпротекция

Симбиоз

Признаки неблагополучия

16

Л. Т.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

17

М. К.

Благоприятная семейная атмосфера

Кооперация

Благопр. сем. сит-ция

18

П. Р.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

19

П. М.

Благоприятная семейная атмосфера

Кооперация

Признаки неблагополучия

20

П. В.

Повышенная моральная ответственность

Авторит. гиперсоциолизация

Признаки неблагополучия

21

С. Ж.

Благоприятная семейная атмосфера

Кооперация

Благопр. сем. сит-ция

22

С. А.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

23

С. К.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

24

М.З.

Благоприятная семейная атмосфера

Авторит. гиперсоциолизазия

Благопр. сем. сит-ция

25

Т. А.

Повышенная моральная ответственность

Авторит. гиперсоциолизация

Признаки неблагополучия

26

Ф.К.

Благоприятная семейная атмосфера

Принятие

Благопр. сем. сит-ция

27

Ф. В.

Эмоциональное  отвержение

Маленький неудачник

Признаки неблагополучия

28

Х. А.

Повышенная моральная ответственность

Авторит. гиперсоциолизация

Признаки неблагополучия


 

Таким образом, мы можем видеть, что результаты, полученные с помощью опросника “АСВ” и тест-опросника “Родительское отношение к детям”, а также методики “Рисунок семьи” имеют явное сходство. Наиболее благоприятное отношение родителей к ребенку диагностируется в 60% случаев (т.е. принятие и кооперация), также семейная атмосфера, характеризующаяся отсутствием каких-либо нарушений семейного воспитания и  определяемая нами как благоприятная, также наблюдается в 64% случаев. На “Рисунок семьи” у 17 детей присутствуют признаки благоприятной семейной обстановки, что полностью соответствует данным, полученным при опросе родителей.

Аналогично схожие данные получены и по другим параметрам. Стиль воспитания “Повышенная моральная ответственность”, характеризующийся сочетанием высоких  требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям диагностирован в 21% случаев. Для родителей, проявляющих данный стиль семейного воспитания, в большей степени характерно такое отношение к детям как авторитарная гиперсоциализация, проявляющийся в навязывании своей точки зрения ребенку, требовании социального успеха. При этом на рисунках детей, родителя которых продемонстрировали такой тип отношения к детям как “Авторитарная гиперсоциализация”, также имеются признаки неблагополучия, такие как не соответствие изображенных членов семьи реальному их количеству, нарушения эмоциональных контактов, конфликтность и агрессия в семейных отношениях, что можно считать подтверждением данных, полученных при опросе родителей.

У родителя, продемонстрировавших стиль семейного воспитания “Доминирующая гиперпротекция”, диагностируется симбиотические детско-родительские отношения. Данные отношения характеризуются незначительной межличностной дистанцией между родителем и ребенком. При этом в процессе беседы было выяснено, что семья в данном случае неполная и представлена только мамой и сыном. Вышеназванные отношения определяют стиль воспитания, характеризующийся большой отдачей сил и времени при воспитании ребенка, но при этом лишением его самостоятельности, наличии многочисленных запретов. На рисунке семьи у данного ребенка (В.Ю.) имеются признаки такого нарушения в детско-родительских отношениях как сверхтесные связи.

Также показатель “сверхтесные связи”, характерный для такого неправильного типа семейного воспитания как “симбиоз”, имеется у 3 детей, тогда как данный тип семейного воспитания диагностируется только в одном случае. Беседа после рисования показала, что  семья одного ребенка (В.Ю.) неполная (1 мама и сын), а другой учащийся Г.А. – единственный ребенок, при чем поздний (родителям более 50 лет).

Родители, продемонстрировавшие такой стиль семейного воспитания как “эмоциональное отвержение”, склонны проявлять такой вид отношения к ребенку как “маленький неудачник”, что полностью соответствует по своим характеристикам. Рисунки детей, воспитывающихся в данных семьях, имеют все признаки неблагополучия, что позволяет нам говорить о необходимости включения членов этой семьей в консультационную и коррекционную работу с психологом.

Для проверки тесноты связи основных показателей был использован корреляционный анализ с использованием параметрического метода по формуле Пирсона.

Корреляционный анализ показал, что существует связь между показателями “повышенная моральная ответственность” и “авторитарная гиперсоциализация” (r =0,74 , при уровне значимости 0,05), “благоприятная семейная атмосфера” и “принятие” (r =0,43 , при уровне значимости 0,10), “эмоциональное отвержение” и “маленький неудачник” (r =0,72, при уровне значимости 0,05)

При этом не выявлено статистически значимой связи между показателями по шкалам “доминирующая гиперпротекция” и “симбиоз” (r =0,26) 
            2.3. Выводы

Для подтверждения теоретических положений нами спланировано практическое исследование, определены его основные задачи.

В ходе диагностической работы нами были получены следующие результаты:

- наличие благоприятной семейной  атмосферы в 64% семей учащихся. В  данных семьях детско-родительские  отношения строятся на основе  любви и уважения, родители апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегают к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений; ребенку не навязывает решения, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств. Дети в свою очередь ощущают себя в семье как любимые, чувствуют доброжелательное отношение к себе и демонстрируют его по отношению к своим родителям.

- стиль семейного воспитания  “эмоциональное отвержение” (11%) характеризуется  прежде всего отношением “маленький  неудачник” со стороны родителя  к ребенку, дети в таких семьях  эмоционально далеки от родителей, семейную обстановку они воспринимают как холодную, отстраняются от родителей, нарушены контакты между родителями и детьми. При этом внешне родителя могут демонстрировать внимание к своему ребенку, чаще проявляющееся как увеличение количества санкций по отношению к нему.

- стиль семейного воспитания “повышенная моральная ответственность” наблюдается в 21% случаев и характеризуется таким типом родительского отношения как “авторитарная гиперсоциализация”, проявляющимся холодным типом отношений, высоким уровнем контроля и увеличением количества применяемых к ребенку санкций.  Ребенок при данном стиле семейного воспитания демонстрирует негативное отношение к семейной обстановке, часто уже к 9-10 годам они оказывают сопротивление родителям в виде обмана, грубости.

- стиль семейного воспитания  “доминирующая гиперпротекция” установлен в 4% случаев. Родитель в данной семье демонстрирует очень близкие эмоциональные связи со своим ребенком, отношения в семье характеризуются малой дистанцией, теплыми взаимоотношениями, стремлением удовлетворить потребности ребенка. Ребенок   в этой семье инфантилен, не умеет решать трудности, возникающие в его жизни, при этом отношение к матери у него уважительное, он очень любит ее, не тяготиться ее сверхопекой.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить наличие связи между такими показателями как “повышенная моральная ответственность” и “авторитарная гиперсоциализация”, “благоприятная семейная атмосфера” и “принятие”, “эмоциональное отвержение” и “маленький неудачник”.

5. Мы подразумеваем, что родители, принимавшие участие в диагностической работе, демонстрируют в семье ведущую роль, и их стиль воспитания является доминирующим, т.к. они в большей степени занимаются воспитанием ребенка, что также подтверждается учителем класса в ходе беседы после использования в работе вышеуказанных стандартизированных методик.

 

 

ГЛАВА 3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

3.1. Подходы к организации  коррекционной работы по оптимизации      детско-родительских отношений

 

Новый взгляд на человека,  на его качества и возможности  и, прежде всего, самостоятельность, инициативность, ответственность, предприимчивость как составляющие  процесса    демократизации общества, изначально можно выработать и воспитать только в семье. Для достижения успеха в различных сферах социальной жизни необходима радикальная перестройка пропитанного духом тоталитаризма семейного воспитания. Современная точка зрения на семейное воспитание сводится к необходимости преодолеть стереотипы старого мышления именно в этой области, где они очень сильны [3,5,51].

Основными стереотипами семейного воспитания следует считать отождествление воспитания с манипулированием ребенком, его поведением. Воспитание, по мнению родителей, есть постоянная коррекция ребенка действиями взрослых. Эмоциональный мир ребенка родители не замечают. В таком случае  ключевым моментом при воспитании должно быть установление психологического контакта между родителями и ребенком.

Второй стереотип семейного воспитания – стереотип “родительского самопожертвования”. Любая родительская деятельность, по мнению психолога Спиваковской А.С., определяется через мотивы, которые ее побуждают. Воспитание в этом случае не является исключением. Для правильного его построения нужно время от времени определять мотивы, которые движут его усилиями. Характер взаимоотношений с ребенком всегда зависит от того, какое место занимает воспитание в системе мотивов  поведения родителей.

Третий стереотип семейного воспитания сводится к твердому убеждению в том, что эта сфера хорошо контролируется и правильно воспринимается ими. Ошибочность такого взгляда в том, что  не всегда при таком воспитании сопережевание, умение понять детей.  Нужна особая работа постоянного, внимательного вслушивание и  осознания мотивационной стороны личности ребенка.

 Четвертый стереотип  - отвергание речевого общения  с детьми. Осознание, что речевое  поведение есть отражение внутреннего  мира человека, умелое его использование в воспитании приведет к установлению контакта между родителями и детьми. Умение строить диалог с ребенком - основа  взаимопонимания [34,44].

В психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми рекомендуется выделять три органически связанных направления.

    1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
    2. Психологическая помощь взрослым членам.
    3. Психокоррекционная, психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком [9,21,34,52].

Важность межличностных отношений в семье подчеркивается разными авторами: Анциферовой  А. И., Бодалевым А. А., Мудрик А. В. и др. На основании методики контактного взаимодействия Филонова Л. Ф., психотерапии семейных отношений Герни Бернар и рекомендаций по улучшению процесса семейного воспитания Алексеевой Л. С., Плоткина М. М., Спиваковской А. С., Ширинского В. И. сформулированы основные умения, необходимые для изменения и совершенствования семейных отношений.

Основными задачами коррекции  межличностных отношений в семье считаются: изменение ориентаций семейного воспитания в сторону самосовершенствования и совершенствования семейных отношений, сведение к минимуму дефектов семейного воспитания [21,44].

Для изменения межличностных отношений в семье, их адекватизации родители должны овладеть нижеперечисленными  умениями.

               1. Эмпатическое умение. Позволяет  выработать наиболее глубокое  понимание и выражение чувств, мотивов, отношений ребенка. Ребенок должен знать, что родители понимают и уважают его.  Демонстрация такого понимания есть эмпатический  отклик.

Существуют правила выражения эмпатического отклика.

              1) Интенсивное слушание и проявление  своей заинтересованности, но естественным образом: позой, взглядом, кивками головы, словесными знаками.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения