Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Таблица 2.4
Сравнительный анализ данных, полученных в ходе диагностической работы с родителями учащихся 3 класса
Стиль семейного воспитания |
Отношение родителя к ребенку | ||||
Название |
Абс. |
% |
Название |
Абс. |
% |
Благоприятная семейная атмосфера |
18 |
64 |
Принятие |
12 |
43 |
Кооперация |
5 |
17 | |||
Доминирующая гиперпротекция |
1 |
4 |
Симбиоз |
1 |
4 |
Повышенная моральная ответственность |
6 |
21 |
Авторитарная гиперсоциализация |
7 |
25 |
Эмоциональное отвержение |
3 |
11 |
Маленький неудачник |
3 |
11 |
Таблица 2.5
Сравнительный анализ стиля родительского воспитания и
детско-родительских отношений
№ п/п |
Ф.И. уч-ся |
Стиль семейного воспитания |
Восприятие детско-родительских отношений | |
родителями |
детьми | |||
1 |
Б. Р. |
Эмоциональное отвержение |
Маленький неудачник |
Признаки неблагополучия |
2 |
Б. Т. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
3 |
В. К. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
4 |
В. Ю. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
5 |
Г. С. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Кооперация |
Благопр. сем. сит-ция |
6 |
Г.А. |
Повышенная моральная отв-ть |
Авторит. гиперсоциол. |
Признаки неблагополучия |
7 |
Г. С. |
Эмоциональное отвержение |
Маленький неудачник |
Признаки неблагополучия |
8 |
Г. В. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
9 |
Г.Л. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
10 |
Д. В. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
11 |
К. С. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Кооперация |
Благопр. сем. сит-ция |
12 |
К.Т. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
13 |
К. А (м) |
Повышенная моральная отв-ть |
Авторит. гиперсоциол. |
Признаки неблагополучия |
14 |
К. А.(д) |
Повышенная моральная отв-ть |
Авторит. гиперсоциол. |
Признаки неблагополучия |
15 |
Л. Ж. |
Доминирующая гиперпротекция |
Симбиоз |
Признаки неблагополучия |
16 |
Л. Т. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
17 |
М. К. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Кооперация |
Благопр. сем. сит-ция |
18 |
П. Р. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
19 |
П. М. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Кооперация |
Признаки неблагополучия |
20 |
П. В. |
Повышенная моральная ответственность |
Авторит. гиперсоциолизация |
Признаки неблагополучия |
21 |
С. Ж. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Кооперация |
Благопр. сем. сит-ция |
22 |
С. А. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
23 |
С. К. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
24 |
М.З. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Авторит. гиперсоциолизазия |
Благопр. сем. сит-ция |
25 |
Т. А. |
Повышенная моральная ответственность |
Авторит. гиперсоциолизация |
Признаки неблагополучия |
26 |
Ф.К. |
Благоприятная семейная атмосфера |
Принятие |
Благопр. сем. сит-ция |
27 |
Ф. В. |
Эмоциональное отвержение |
Маленький неудачник |
Признаки неблагополучия |
28 |
Х. А. |
Повышенная моральная ответственность |
Авторит. гиперсоциолизация |
Признаки неблагополучия |
Таким образом, мы можем видеть, что результаты, полученные с помощью опросника “АСВ” и тест-опросника “Родительское отношение к детям”, а также методики “Рисунок семьи” имеют явное сходство. Наиболее благоприятное отношение родителей к ребенку диагностируется в 60% случаев (т.е. принятие и кооперация), также семейная атмосфера, характеризующаяся отсутствием каких-либо нарушений семейного воспитания и определяемая нами как благоприятная, также наблюдается в 64% случаев. На “Рисунок семьи” у 17 детей присутствуют признаки благоприятной семейной обстановки, что полностью соответствует данным, полученным при опросе родителей.
Аналогично схожие данные получены и по другим параметрам. Стиль воспитания “Повышенная моральная ответственность”, характеризующийся сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям диагностирован в 21% случаев. Для родителей, проявляющих данный стиль семейного воспитания, в большей степени характерно такое отношение к детям как авторитарная гиперсоциализация, проявляющийся в навязывании своей точки зрения ребенку, требовании социального успеха. При этом на рисунках детей, родителя которых продемонстрировали такой тип отношения к детям как “Авторитарная гиперсоциализация”, также имеются признаки неблагополучия, такие как не соответствие изображенных членов семьи реальному их количеству, нарушения эмоциональных контактов, конфликтность и агрессия в семейных отношениях, что можно считать подтверждением данных, полученных при опросе родителей.
У родителя, продемонстрировавших стиль семейного воспитания “Доминирующая гиперпротекция”, диагностируется симбиотические детско-родительские отношения. Данные отношения характеризуются незначительной межличностной дистанцией между родителем и ребенком. При этом в процессе беседы было выяснено, что семья в данном случае неполная и представлена только мамой и сыном. Вышеназванные отношения определяют стиль воспитания, характеризующийся большой отдачей сил и времени при воспитании ребенка, но при этом лишением его самостоятельности, наличии многочисленных запретов. На рисунке семьи у данного ребенка (В.Ю.) имеются признаки такого нарушения в детско-родительских отношениях как сверхтесные связи.
Также показатель “сверхтесные связи”, характерный для такого неправильного типа семейного воспитания как “симбиоз”, имеется у 3 детей, тогда как данный тип семейного воспитания диагностируется только в одном случае. Беседа после рисования показала, что семья одного ребенка (В.Ю.) неполная (1 мама и сын), а другой учащийся Г.А. – единственный ребенок, при чем поздний (родителям более 50 лет).
Родители, продемонстрировавшие такой стиль семейного воспитания как “эмоциональное отвержение”, склонны проявлять такой вид отношения к ребенку как “маленький неудачник”, что полностью соответствует по своим характеристикам. Рисунки детей, воспитывающихся в данных семьях, имеют все признаки неблагополучия, что позволяет нам говорить о необходимости включения членов этой семьей в консультационную и коррекционную работу с психологом.
Для проверки тесноты связи основных показателей был использован корреляционный анализ с использованием параметрического метода по формуле Пирсона.
Корреляционный анализ показал, что существует связь между показателями “повышенная моральная ответственность” и “авторитарная гиперсоциализация” (r =0,74 , при уровне значимости 0,05), “благоприятная семейная атмосфера” и “принятие” (r =0,43 , при уровне значимости 0,10), “эмоциональное отвержение” и “маленький неудачник” (r =0,72, при уровне значимости 0,05)
При этом не выявлено статистически значимой
связи между показателями по шкалам “доминирующая
гиперпротекция” и “симбиоз” (r =0,26)
2.3.
Выводы
Для подтверждения теоретических положений нами спланировано практическое исследование, определены его основные задачи.
В ходе диагностической работы нами были получены следующие результаты:
- наличие благоприятной
- стиль семейного воспитания
“эмоциональное отвержение” (11%) характеризуется
прежде всего отношением “
- стиль семейного воспитания “повышенная моральная ответственность” наблюдается в 21% случаев и характеризуется таким типом родительского отношения как “авторитарная гиперсоциализация”, проявляющимся холодным типом отношений, высоким уровнем контроля и увеличением количества применяемых к ребенку санкций. Ребенок при данном стиле семейного воспитания демонстрирует негативное отношение к семейной обстановке, часто уже к 9-10 годам они оказывают сопротивление родителям в виде обмана, грубости.
- стиль семейного воспитания “доминирующая гиперпротекция” установлен в 4% случаев. Родитель в данной семье демонстрирует очень близкие эмоциональные связи со своим ребенком, отношения в семье характеризуются малой дистанцией, теплыми взаимоотношениями, стремлением удовлетворить потребности ребенка. Ребенок в этой семье инфантилен, не умеет решать трудности, возникающие в его жизни, при этом отношение к матери у него уважительное, он очень любит ее, не тяготиться ее сверхопекой.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить наличие связи между такими показателями как “повышенная моральная ответственность” и “авторитарная гиперсоциализация”, “благоприятная семейная атмосфера” и “принятие”, “эмоциональное отвержение” и “маленький неудачник”.
5. Мы подразумеваем, что родители, принимавшие участие в диагностической работе, демонстрируют в семье ведущую роль, и их стиль воспитания является доминирующим, т.к. они в большей степени занимаются воспитанием ребенка, что также подтверждается учителем класса в ходе беседы после использования в работе вышеуказанных стандартизированных методик.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Подходы к организации
коррекционной работы по
Новый взгляд на человека, на его качества и возможности и, прежде всего, самостоятельность, инициативность, ответственность, предприимчивость как составляющие процесса демократизации общества, изначально можно выработать и воспитать только в семье. Для достижения успеха в различных сферах социальной жизни необходима радикальная перестройка пропитанного духом тоталитаризма семейного воспитания. Современная точка зрения на семейное воспитание сводится к необходимости преодолеть стереотипы старого мышления именно в этой области, где они очень сильны [3,5,51].
Основными стереотипами семейного воспитания следует считать отождествление воспитания с манипулированием ребенком, его поведением. Воспитание, по мнению родителей, есть постоянная коррекция ребенка действиями взрослых. Эмоциональный мир ребенка родители не замечают. В таком случае ключевым моментом при воспитании должно быть установление психологического контакта между родителями и ребенком.
Второй стереотип семейного воспитания – стереотип “родительского самопожертвования”. Любая родительская деятельность, по мнению психолога Спиваковской А.С., определяется через мотивы, которые ее побуждают. Воспитание в этом случае не является исключением. Для правильного его построения нужно время от времени определять мотивы, которые движут его усилиями. Характер взаимоотношений с ребенком всегда зависит от того, какое место занимает воспитание в системе мотивов поведения родителей.
Третий стереотип семейного воспитания сводится к твердому убеждению в том, что эта сфера хорошо контролируется и правильно воспринимается ими. Ошибочность такого взгляда в том, что не всегда при таком воспитании сопережевание, умение понять детей. Нужна особая работа постоянного, внимательного вслушивание и осознания мотивационной стороны личности ребенка.
Четвертый стереотип
- отвергание речевого общения
с детьми. Осознание, что речевое
поведение есть отражение
В психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми рекомендуется выделять три органически связанных направления.
Важность межличностных отношений в семье подчеркивается разными авторами: Анциферовой А. И., Бодалевым А. А., Мудрик А. В. и др. На основании методики контактного взаимодействия Филонова Л. Ф., психотерапии семейных отношений Герни Бернар и рекомендаций по улучшению процесса семейного воспитания Алексеевой Л. С., Плоткина М. М., Спиваковской А. С., Ширинского В. И. сформулированы основные умения, необходимые для изменения и совершенствования семейных отношений.
Основными задачами коррекции межличностных отношений в семье считаются: изменение ориентаций семейного воспитания в сторону самосовершенствования и совершенствования семейных отношений, сведение к минимуму дефектов семейного воспитания [21,44].
Для изменения межличностных отношений в семье, их адекватизации родители должны овладеть нижеперечисленными умениями.
1. Эмпатическое умение. Позволяет выработать наиболее глубокое понимание и выражение чувств, мотивов, отношений ребенка. Ребенок должен знать, что родители понимают и уважают его. Демонстрация такого понимания есть эмпатический отклик.
Существуют правила выражения эмпатического отклика.
1) Интенсивное слушание и
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения