Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………… |
4 | ||
Глава 1 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………... | 8 | |
1.1 | Основные теоретические подходы …………………………………… | 8 | |
1.2 | Классификация
девиантного поведения……………………… |
14 | |
1.3 | Теоретические
основы формирования девиантного поведения
в подростковом возрасте .............................. |
27 | |
1.4 | Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. ………………………………………………………………….. | 37 | |
1.5 | Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..…………………………. | 45 | |
Глава 2 | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………... | 52 | |
2.1 | Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ………………………………………………………………. | 53 | |
2.2 | Анализ результатов диагностики……………………………………... | 63 | |
2.3 | Коррекция девиантного поведения…………………………………… | 67 | |
2.4 | ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………... | 74 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
76 | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………... | 81 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
|||
Приложение 1…………………………………………………………………….. | 84 | ||
Приложение 2…………………………………………………………………….. | 85 | ||
Приложение 3…………………………………………………………………….. | 86 | ||
Приложение 4…………………………………………………………………….. | 87 | ||
Приложение 5……………………………………………………….……………. | 88 | ||
Приложение 6……………………………………………………..……………… | 89 | ||
Приложение 7…………………………………………………………..………… | 90 | ||
Приложение 8………………………………………………………………..…… | 92 | ||
Приложение 9………………………………………………………………..…… | 95 |
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В
настоящее время среди
Развитие молодежной девиации представляет особую опасность даже не потому, что детская, подростковая молодежная преступность заметно возросли, а поскольку это связано с развитием «анормальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия – то есть в широком смысле связано с социальной культурой российского общества в ее проективном состоянии. [1]
Отмечается омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет; происходит увеличение преступности среди девочек подросткового возраста, а также увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств Данная ситуация провоцирует рост преступности, наркомании, алкоголизма, проституции в к существованию (40% из числа совершивших преступления). Кроме того, растет число лиц употребляющих алкоголь, наркотики. Увеличивается количество суицидов.
В современных условиях традиционные причины, толкающие людей к нарушению социальных норм, дополняются, усиливаются и усложняются кризисными явлениями в экономике, социальной нестабильностью, коррозией нравственности и правовым нигилизмом. Кардинальные изменения, происходящие во всех областях жизнедеятельности нашего общества, ставят перед социально-гуманитарными науками, задачу переосмысления многих уже устоявшихся теоретических положений. Это касается и отношения к проблемам девиантного поведения.[2]
Актуализируется проблема профилактики и коррекции девиантного поведения, разработки и введения эффективных профилактических и коррекционных технологий, основанных на правильном и своевременном диагностировании психологических отклонений. Помочь оступившемуся и не дать оступиться – важнейшая задача. Этой проблематике в последние годы посвящено немало работ. И, тем не менее, вопрос нельзя считать закрытым. Как свидетельствует опыт, в период кризисных перемен в России, в нашем обществе внешний контроль значительно ослаблен, а самоконтроль личности оказался недостаточно развитым.
Социально-экономическая и политическая ситуация 90-х годов XX- XXI в, изменив традиционные системы ценностей и эталоны социальных оценок, вывела на «сцену» тип жестокого, преуспевающего, изворотливого, состоятельного молодого человека. Такие качества, как честность, порядочность, интеллигентность, образованность и культурность оказались не только не престижными, но и презираемыми значительной частью молодых людей.
Поскольку развитие современного общества идет в направлении построения и развития его институционально-правовых основ, одним из ключевых моментов становится формирование правовой культуры подростка. В этой связи важна воспитательная система, ибо именно под ее влиянием формируются социальные ориентиры, ценностные ориентации.
Среди основных причин девиантного поведения молодежи является неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием.
Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности.
В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). Как показывают данные одного социологического исследования, значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых респондентов занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% "убивают" свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос "Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?" ответы распределились следующим образом: не с кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).
С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. "От нечего делать" сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п.); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, "принадлежащие сами себе", склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь.
Наибольшую озабоченность вызывает увеличение девиаций именно в подростковом возрасте, так как их количество неуклонно растет. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики как безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, так и других форм отклоняющего поведения подростков.
Цель исследования:
Выявление социально-психологических факторов способствующих возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте и их коррекция.
Исследование
эффективности проведенной
Объект исследования:
Социально
психологические особенности
Предмет исследования:
Социально-
Гипотеза:
У подростков, склонных к правонарушениям в большинстве случаев выявляются сформированные личностные акцентуации и психопатические черты. Чаще всего такими личностными акцентуациями являются: гипертимные, неустойчивые и циклотимные акцентуации, проявляющиеся склонностью к импульсивным и агрессивным реакциям и способствующие развитию девиантного поведения
Групповой тренинг по коррекции девиантного поведения подростков, снижает влияние психологических и социальных факторов риска, формируя у него позитивное самоотношение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, снижая тревожность, агрессивность, стабилизируя эмоционально-волевую сферу, сглаживая акцентуации характера, формируя уверенное и безопасное поведение, устойчивое к давлению со стороны других, позволяющее подростку сделать правильный выбор.
Задачи:
1.Изучить научную и методическую литературу по вопросу профилактики и коррекции девиантного поведения
2.Изучить социально-психологические факторы риска возникновения девиаций в подростковой среде.
3.Провести социально-психологическую диагностику, направленную на выявление факторов риска возникновения девиантного поведения в группе подростков.
4.Исследовать индивидуально-психологические особенности личности подростков.
5.Изучить влияния представленных коррекционных программ на поведение подростков.
6.Провести математическую обработку полученных, в результате диагностики данных.
Новизна и теоретическая значимость:
В данной работе раскрываются основные понятия, виды и факторы формирования девиантного поведения в подростковой и молодежной среде при данных социально-экономических условиях нашего общества. Изучены социально-психологические факторы риска возникновения девиаций в подростковой среде. Проведена социально-психологическая диагностика, направленная на выявление факторов риска возникновения девиантного поведения в группе подростков. Представлены программы, с помощью которых осуществлена социально-психологическая профилактика и коррекция отклоняющего поведения у подростков. Проведен анализ эффективности психокоррекционной работы
Практическую значимость исследования я вижу в разработке и внедрение психокоррекционной программы в работе с девиантными молодыми людьми, направленной на нормализацию поведения и гармонизацию системы отношений личности. Данная практическая работа может быть использована специалистами учреждения образования, работающими с подростками с девиантным поведением. Всем, кто занимается коррекционной работой и хочет сам научиться проводить социально-психологические тренинги для подростков. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.
Теоретико-