Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

     Из  таблицы 4 видно, что после проведения коррекционной работы акцентуации характера распределились следующим образом:

     46,3% - признак акцентуации характера;

     46,6% - находятся в диапазоне тенденции акцентуаций характера;

     10,1% - акцентуированные черты и типы характера.

     Таким образом, большинство акцентуаций характера сгладились, стали не так ярко выражены и перешли в разряд – диапазон тенденций и диапазон признаки акцентуаций характера.

     Качественный  анализ диагностики после проведения коррекции

     Анализ  наблюдаемой работы в группе в  качестве тренера и участника, повторное диагностическое исследование по шкале самооценки, опросника Шмишека, тесту агрессивности Басса-Дарки, измерение уровня тревожности по опроснику Спилбергера и беседы с подростками показывают результативность и эффективность проведенной коррекционной работы. Результаты видны на личностном, поведенческом и телесном уровнях.

     1) Анализ результатов динамики изменения показателей тревожности подростков представлен в таблице 3.

Таблица 5

     Среднестатистические  показатели по методике «Шкала тревожности» у подростков до и после тренинга личностного роста 

Шкалы До тренинга После тренинга Различия

в парах

Общая тревожность 78 62  
Школьная  тревожность 23 22  
Самооценочная тревожность 28 20  
Межличностная тревожность 27 18  

 

     Достоверных различий между показателями тревожности выявлено не было, тем не менее интерпретация результатов позволяет говорить о том, что после тренинга личностного роста тревожность подростков стала более адекватной. Если перед тренингом уровень общей тревожности респондентов был несколько повышенный (даже ближе к высокому), то после  тренинговых занятий его можно назвать нормальным.

     Особенно  ярко это проявилось на показателях  самооценочной и межличностной тревожности, школьная тревожность не изменилась. То есть занятия на тренинге личностного роста помогли учащимся сформировать адекватное представление о себе, как субъекте общественных отношений и приобрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими.

     2) Адаптированный опросник Шмишека.

     В результате проведенного исследования выявлено 21 человек (что составляет 70%) с акцентуациями характера. Причем акцентуации распределились следующим образом: гипертимная – 43% (13 чел.), циклотимная – 40%, тревожная – 26,6% (8 чел.), неустойчивая – 33,3% (10 чел.), истероидная – 13,3% (4 чел), лабильная – 13,3% (4 чел.), эпилептоидная – 16,7% (5 чел.), психастеническая – 6,7% (2 чел.), шизоидная – не выявлено.

     В целом, по сравнению с докоррекционной  диагностикой количество акцентуаций снизилось на 23%. Большинство акцентуаций характера сгладились, стали не так ярко выражены и перешли в разряд – диапазон тенденций и диапазон признаки акцентуаций характера (таблица 4).

     3) Тест самооценки после проведения коррекции выявил 36,6% (11 человек), что говорит о достаточно высоком снижении неадекватности самооценки (на 53,4 %).

     4) Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки. Результаты тестирования после проведенной групповой работы показывают снижение уровня агрессии на 30% (46% по сравнению с 76%).

     5) Анализ наблюдений и беседы с подростками показывает, что работа в группе, улучшила контакты со сверстниками, дети стали более доброжелательны, активны. Снизилась эмоциональная напряженность, агрессивность, тревожность. Появились позитивные планы на будущее, мотивы получить профессию. Фон настроения улучшился, к проблемам научились относиться более адекватно.

     Математический  анализ

     Для выявления достоверности различий в иследуемой группе до программы  коррекции и после ее применения мы использовали t- критерий Вилкокксона.

      - Показатель физической агрессии. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона значим - t=5,5, р = 0.05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых.

      - Показатель вербальной агрессии. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона значим - t=30,5, р=0.05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику, изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 3 испытуемых, понижение у 27 испытуемых.

      - Показатель косвенной агрессии  Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим - t=17,5, р=0.05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику, изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых.

      - Показатель раздражения. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона значим - t=18,5, р=0.05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику, изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых.

      -  Показатель личностной тревожности.  Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим – t=47, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 2 испытуемых, понижение у 28 испытуемых.

      -  Показатель ситуативной тревожности. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим – t=10,5, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых.

     -  Показатель гипертимной акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=19, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых

     -  Показатель циклотимной акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=26, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых

     -  Показатель лабильной акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=29, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых

     -  Показатель сензитивной (тревожной) акцентуации характера. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим – t=37, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 2 испытуемых, понижение у 28 испытуемых

     -  Показатель психастенической акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=30, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых

     -  Показатель шизоидной акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=37, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 2 испытуемых, понижение у 28 испытуемых

     -  Показатель эпилептоидной акцентуации характера. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим – t=0, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 0 испытуемых, понижение у 30 испытуемых

     -  Показатель истероидной акцентуации  характера. Средний показатель  по t- критерию Вилкокксона  значим – t=36,5, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 2 испытуемых, понижение у 28 испытуемых

     -  Показатель неустойчивой акцентуации  характера. Средний показатель по t- критерию Вилкокксона  значим – t=11, р=0,05, что говорит о достоверности различий между показателями до и после психокоррекции и доказывает значительную динамику изменения личностных качеств подростков, прошедших психокоррекцию. Повышение результатов у 1 испытуемых, понижение у 29 испытуемых 

     2.4.Выводы.

     Диагностика первого этапа (до проведения коррекционной  работы) выявила целый ряд социально-психологических  факторов риска возникновения девиантного  поведения. Возникла необходимость проведения коррекционной работы. По ряду причин, которые были указаны выше, была выбрана групповая форма работы - социально-психологический тренинг.

     Групповая коррекционная работа представляла собой работу исследуемых подростков в группе тренинга, по специально разработанным и представленным выше программам:

     1.Программа  для социально - психологического  сопровождения подростков с девиантным  поведением.

     2.Тренинг  для несовершеннолетних правонарушителей  «Я и закон».

     В тренинг не случайно были добавлены  психогимнастические телесно-ориентированные техники и упражнения, арт-терапия, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация.

     . Все упражнения из телесного  блока способствуют осознанию  своего тела, учат лучше чувствовать,  понимать, контролировать импульсы своего тела, снимать напряжение, развивают чувственный опыт в контактах в группе, снимая межличностное напряжение. Упражнения коммуникативного блока направлены на обучение бесконфликтному общению и уверенному поведению, создание адекватной самооценки и положительного образа Я. Упражнения на информацию о причинах и последствиях девиантного поведения, формирование навыков ответственного поведения привели подростков к принятию решения об изменении поведения путем создания мотива, посредством формирования уверенности в себе, получения информации, чувства компетентности, появлением понимания необходимых изменений. Выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия, задания с элементами арт-терапии, направлены на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс - приемов.

     Анализ  наблюдаемой работы в группе в  качестве тренера и участника, повторное  диагностическое исследование подростков показывают результативность и эффективность проведенной коррекционной работы. Результаты видны на личностном, поведенческом и телесном уровнях. У подростков стабилизировалась эмоционально-волевая, сфера снизился уровень тревожности агрессивности, сгладились и стали не так ярко выражены акцентуации характера, улучшилась самооценка. Улучшила контакты со сверстниками, дети стали более доброжелательны, активны. Снизилась эмоциональная напряженность. Появились позитивные планы на будущее, мотивы получить профессию. Фон настроения улучшился, к проблемам научились относиться более адекватно. Сформировались навыки оценки социальной ситуации принятию ответственности за собственное поведение в ней. (Приложение 6 )

     Анализ  групповой работы и диагностические  исследования позволяют подтвердить гипотезу, что групповой тренинг по коррекции девиантного поведения подростков, снижает влияние психологических и социальных факторов риска. Формирует у него позитивное самоотношение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, снижет тревожность, агрессивность, конфликтность, стабилизирует эмоционально-волевую сферу, сглаживает акцентуации характера, формирует уверенное и безопасное поведение, устойчивое к давлению со стороны других, позволяющее подростку сделать правильный выбор. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Девиантное поведение