Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение
Если рассматривать понятие культуры с педагогической точки зрения показывает, то «культура» – это совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью, и стать ее достоянием, ее достижением. [34].
Культура, таким образом, является особой формой жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.
Чтобы ответить на вопрос что такое культура взаимоотноешний, нам требуется так же определить и проанализировать понятие «взаимоотношение». Взаимоотношения - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.
Взаимоотношения у
контактирующих сторон не
Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения.
Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и т.д. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
Эффективность организации процесса формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин культура взаимоотношений говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг к другу. Под культурой взаимоотношений понимается такая деятельность во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией познавательного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.
Особое значение имеет деятельность социального педагога в современном обществе и в начальной школе в частности. В теоретической части проведенного нами исследования говорится, что основная задача социально педагога- это формирование условий для развития и поддержания, совершенствования взаимоотношений между детьми в группе детей и во взаимооноешениях со взрослыми. То есть, деятельность социального психолога является медиаторной, то есть деятельность посредника между взрослыми и ребенком, между ребенком и ребенком. То есть социальная педагогика должна быть своеобразным посредником, проводником во взаимодействии ребенка и взрослого. Младший школьный возраст это особый период развития пребенка к готовности к взаимоотношениям со взрослыми и детьми. В данный возрастной период у ребенка появляется потребность в познании, интеллектуальном развитии и, кончено, потребность в развитии социальных связей, что является основанием готовности младшего школьника к готовности формирования у него культуры взаимоотношений.
Важным компонетом и источником формирования культуры взаимоотношений служит среда, то есть пространство самой культуры, которую мы понимаем как представляем как единство образцов мировозрения и стереотипов поведения, проявляющихся на уровне отдельной личности или всей группы в целом.
Когда ребенок поступает в школу важную роль в его социализации играет овладение учебной деятельностью, то есть овладение важными для этого знаниями умениями и навыками. Но в то же время ребенок и в ходит в группу, у него появляются межличностные отношения. То есть происходит, так назваемая «скрытая программа социализации», именно благодаря этой социализации у ребенка развивается эмоцииональная и социальная жизнь. У него происходит формирование мненеие о других и о себе. 5
Поступая в школу, ребенок включается в систему отношений с другими детьми и учителем. На протяжении всего периода обучения эти отношения имеют определееную динамику развития.
При поступлении в школу у ребенка выходит на первый план учебная деятельность, а общение со сверстниками остается на втором плане. Наблюдение за первоклассникамипоказывает, что дети в какой то мере первое время даже избегают контактов с однокласниками, отдавая предпочтение учебной деятельности и своему новому статусу. Контакт в данный период осуществляется по большей частью через педагога. Ребенок в младшем школьном возрасте активно овладевает навыкамиобщениея, происходит быстрое интенсивное установление дружеских контактов. На данном возрастном этапе умение находить контакт, умение взаимодействовать является важной составляющей общего развития личности ребенка.
К 9 летнему возрасту у ребенка должны устанавливатться дружеские отношения с одноклассниками, это говорит об умении налаживать социальный контакт с другими, что говорит о правильном развитии личности. Результаты многих исследований показывают, что взаимоотношения младших школьников имееют особую динамику развития. То есть, для детей 5- 7 лет друзьями являются те дети, с которыми ребенок играет, кого видет чаще, чем других. Ребенок определяет своего друга по внешним параметрам, например рядом живут, сидят вместе за одной партой. Дети обращают внимание на внешнее поведение при выборе друга, а не на внутренние ккачества. Дружба не характеризуется высокой стабильностью. Дети 8-11 лет определяют друзей, как людей, которые помогут, отзываются на их просьбы, имеют такие же интересы. Для ребенка важна доброта, честность в друге. То есть ребенок начинает обращать внимание на качества личности..
По мере освоение ребенком школьной действительности, у него формируется система межличностных отношений с одноклассниками. Основа жтих отношений носит эмоциональный характер.
Исследования с помощью социометрии, показывают, что положение ребенка в группе определяется разными факторами в зависимости от возрастной категории детей.
Дети, получающие наибольшее число выборов, как правило отличаются такими качествами как: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.
Дети, имеющие плохое положение в группе так же обладают рядом качеств, таких как:такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Такие качества имеют свою и динамику и спеццифику в зависимости от возрастной группы младших школьников, а имеено для первоклассников, дети обладающие большим числом выборов характерны следующие общие черты: красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями, так же хорошая успеваемость, физическая сила.
Для первоклассников с малым коллличеством выборов характерны тоже общие черты, а именно: непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Можно сделать вывод о том, что первоклассники определяют привлекательность в основном по внешним характеристикам и по мнению учителя.
В конце малдшего школьного возраста критерии оценки одноклассников меняются. В основном, определяющим фактором при оценке одноклассников служат такие качества как: общественная активность, а именно организаторские способности ребенка, а не факт одобрение учителем, а так же красивая внешность. Так же у детей становятся важными такие качества личности как: самостоятельность, уверенность в себе, честность. И важным моментов является то, что дети меньше ориентируются на мнение учителя. Что касается «непривлекательных» третьеклассников, то им свойственны такие черты как: общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т. д.
Специфика социальной перцепции младших школьников влияет на первичное воспритятие другого человека. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Именно поэтому социальный педагог, работая с данной возрастной категорией должен принимать во внимание на то, что у детей идет ориентация на внешность, поэтому специалист должен уделять особое вниимание своему внешнюему виду.
Так же важно учитывать работая с младшими школьниками, что с возрастом у них повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. У третьеклассников адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольникам, это значит, что дети, которое занимают хорошее положение в группе недооцениваеют это, а дети, которые имеют неудовлетворительное положение в группе переоценивают свое положение. Таким образом, к концу младшего школьного возраста у детей идет качественная перестройка межличностных отношений и осознания этих отношений. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
К 9-10 годам ребенок значительно сильнее воспринимает и переживает замечания, которые делаются в присутствии одноклассников, что свидетельствует о возрастающей роли свертсников. Педагог должен учитывать эти особенности при работе с младшими школьниками. Педагог должен учитыввать, что замечание могут стать для ребенка мощным травмирующим фактором, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана е его оценкой и признанием его личности. Неудовлетворительное полодениие в группе сверстников может привести к неадекватному восприятию себя. Однако, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.
Педагог играет особую роль в формировании межличностных отношений младших школьников, так как первоклассники общаются друг с другом имеено через него, именно он является авторитетом для них.
Анализ многих исследований показывает, что сами педагоги воспринимают непривлекательных детей отрицательно. То есть педагоги сами невольно способтсуют изояции детей своим отношением. Педаого может настроить других детей против ребенка своими замечаниями или отрицательными высказываниями, что будет орицательно влиятия на межличностные отношения в классе. Так же к отрицательным последствиям может привести и излишнее захзваливание ученика учиителем, то есть быть «любимчиком». Дети, В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т. е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников [39].
В то же самое время педагог , имея довольно высокий авторитет в младшей школе может помочть «изолированному» ребенку. Педагог должен строить правильно свою линию поведения, подходить к каждому ребенка индивидуально. Учитель должен обладать для этого особыми знаниями, профессионализмом. Правильное и граммотное поведенеи учителя в классе может способствовать благоприиятноым взаимоотношениям в группе детей.
Необходимость и возможность приобщения ребенка к культуре взаимоотношений обусловлена эмоциональными особенностями детей, их восприимчивостью к внешним воздействиям, готовности к эмоциональному отклику на состояние и переживание другого. Кроме того, у детей накапливается опыт морального поведения, появляется способность к волевому усилию, что необходимо для положительных взаимоотношений со сверстниками. В процессе взаимоотношений происходит развитие и выражение своих индивидуальных, своеобразных черт, зарождение индивидуальности. Стремление быть непохожим на других, и вместе с тем значимым для них особенно характерны для младшего школьника.
Культура взаимоотношений младших школьников есть интегральная сущностная характеристика морально-психологического климата развития личности ребенка в условиях начальной школы. Она определяется успешностью формирования у школьников социально позитивных образцов межличностного восприятия и навыков межличностного взаимодействия. В повседневной практике воспитательной работы в начальной школе формирование культуры взаимоотношений предполагает обучение детей сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий. Существенная роль в формировании культуры взаимоотношений младших школьников принадлежит социальному педагогу в силу его профессионального назначения и компетентности в организации социально- средовых условий культурного развития личности на основе организации взаимодействия основных воспитательных институтов и прежде всего семьи и школы. Эффективность деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников определяется его готовностью учитывать особенности семьи (благополучная, неблагополучная) и педагогически взаимодействовать с ней в логике изучения и необходимой коррекции инициируемых ею целей и направленности социальных отношений ребенка, выстроенного семьей характера его взаимоотношений с окружающими. Исходной основой деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников выступает работа по определению социально-педагогического портрета младшего школьника, включающая изучение: социального статуса ребенка в семье; опыта его коллективной жизни в школе и учреждениях дополнительного образования; нравственных основ взаимодействия с другими; степени индивидуальности и оригинальности в межличностных контактах; уровня произвольности и самоконтроля; эмоциональной развитости.