Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

EE.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку общение является основой формирования культуры взаимоотношений детей и важным элементом социальной жизни необходимо развивать и совершенствовать коммуникативные навыки ребенка. Правильно сформированные коммуникативные навыки могут предотвратить ограничение возможностей, отдельные психические нарушения, девиантное поведение, правонарушения. Обучение детей с раннего возраста навыкам общения будет способствовать здоровым межличностным отношениям среди людей, своевременному предотвращению и разрешению конфликтов [42].

Показателями развития коммуникативного компонента является контактность.

 Контактность. Обладая этим качеством дети стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, не боятся выступать перед людьми в новой обстановке, свободно общаются с взрослыми, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Недостаточный опыт общения у ребенка выступает барьером для его контактности. Поэтому важно знать уровень развития данного показателя у  ребенка. Методики по  изучению взаимоотношений детей в классе позволяет социальному педагогу выявить  уровень контактности детей со сверстниками.

В коммуникативный компонент входят следующие показатели: культура духовно - ориентированного общения и отношений (потребность в общении, коммуникативные умения и способности, возникающие межличностные отношения).

Коммуникативный компонент ставит задачи по развитию контактности ребенка с взрослыми и детьми, совершенствованию навыков владения вербальными и невербальными средствами общения.

Социальная активность. Под социальной активностью понимается реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека [43; 44; 45; 46].

У многих детей  могут отмечаться избегание общения, замкнутость, отсутствие коммуникативных навыков, высокая конфликтность, а также социальная пассивность, сужение активного жизненного пространства, ощущение зависимости от окружающих, иждивенчество. Эгоцентрические наклонности проявляются в равнодушии к родителям, ближайшему окружению, желании быть в центре внимания.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.

Социальная активность проявляется таким показателем как социальная инициативность.

Социальная  инициативность  предполагает умение  самостоятельно принимать   решения,   делать  осознанный   выбор,  творческий   поиск,   уметь выходить из  ситуации  выбора без стресса.  Социальная инициативность выступает важным адаптационным механизмом, поскольку с помощью этого качества ребенок становится интересным партнером в деятельности и общении, а также ощущает себя самостоятельной и независимой личностью.

Изучить этот показатель в дошкольном возрасте возможно в процессе наблюдения. Принятие данного критерия обусловлено задачами социально-педагогической работы по активизации и поддержанию социальной инициативности ребенка в помощи и поддержке слабых, поднятию социального статуса ребенка отверженного ребенка в группе сверстников.

Поведенческий компонент. Данный компонент образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Критерий оценивается показателем - активность. Активность. В классе начальной школы могут находиться дети у которых доминирует пассивное поведение, проявлением   которого   можно   назвать   иждивенческие наклонности, отказ от участия в коллективном деле и прочее. Такая     позиция     лишает    ребенка радости совместной   деятельности, удовлетворения от собственной деятельности.

Работа с активностью состоит из побуждения ребенка к активности в общении, деятельности, творчестве, игровой деятельности.

Таким образом, описанные в данном параграфе критерии оценки эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников  могут служить индикаторами результативности работы в образовательном учреждении.

Показателями успешности проведенной социально-педагогической работы служат позитивные изменения в эмоциональной и познавательной   сферах,   коммуникативном   и   поведенческом   компонентах, социальной активности детей.

 

2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

 

Практическое решение проблемы культуры взаимоотношений предполагает разработку опытно-экспериментальной программы, направленную на психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями общения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе исследования ГБОУ СОШ №1055.

Недостаточная разработанность данной проблемы и определила последовательность разработанной программы.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 4 этапа. 
Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников включает в себя:

1.Подготовительный этап.

2.Констатирующий этап.

3.Формирующий этап.

4.Контрольный этап.

1.Подготовительный этап 

На данном этапе был проведен анализ литературных источников по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников, включающий в себя:

    • анализ этапов развития культуры взаимоотношений;
    • изучение теоретических положений, связанных с формированием культуры взаимоотношений  в начальной школе  образовательного  учреждения;
    • изучение литературы по проблеме формирования культуры взаимоотношений;
    • изучение литературы, связанной с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста;
    • изучение литературы по аспектам социально-педагогической деятельности в начальной школе образовательного учреждения.

Изучение опыта по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений в начальной школе  позволило выделить сущность и содержание исследуемого понятия, провести анализ его структуры, а так же ключевых моментов деятельности социального педагога по формированию основ культур взаимоотношений младших школьников. Формирование проекта модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников в начальной школе позволило выделить ключевые компоненты, такие как:

  1. Целеполагающий
  2. Организационный
  3. Содержательный
  4. Оценочный

Разработка инструментария для оценки состояния проблемы на основе выделенных критериев позволяет определить следующую совокупность методов и методик:

    • Теоретические методы исследования: анализ и синтез педагогической, психологической и методической литературы по проблеме;
    • Эмпирические методы: наблюдение, социометрия, опрос, тестирование, организация проблемных ситуаций, изучение дневниковых записей, изучение и анализ социально-педагогического опыта.

Нами была определена  Экспериментальная группа  и Контрольная группа, состоящая из двух групп учащихся и их родителей, в каждой из которых 16 человек. Возраст участников 8-10 лет. В контрольную группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет.

 В экспериментальную  группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет.

Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая подвергается в исследовании всем тем же воздействиям, за исключением экспериментальной переменной, в нашем случае - деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношениймладших школьников.

На основе нашего теоретического анализа данной проблемы нами была сфорированна диагностическая программа.

На основании проведения диагностики с использованием методик были получены данные, которые послужили основанием для формирования экспериментальной и контрольной групп.

 

2. Констатирующий этап

Целью опытно-экспериментальной работы является проверка модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников в образовательном учреждении.

Для нашего исследования было сформировано две группы:

- контрольная;

- экспериментальная. 

Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая подвергается в исследовании всем тем же воздействиям, за исключением экспериментальной переменной, в нашем случае - деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.  В исследовании участвовало 32 учащихся в возрасте от 8 - 10 лет. В контрольную и экспериментальную группы входило по 16 учащихся. В контрольную группу вошли 16 учащихся, а именно 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет. В экспериментальную группу вошли 16 учащихся, а именно 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет. На констатирующем этапе нами было выяснено, что уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими  статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а  «популярные» завышенную, а так же, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе превышает низкий уровень педагогической культуры родителей 42% и 49%. Это говорит об отсутствие у родителей знаний о психологический особенностях возраста ребенка, отсутствие готовности к использованию психолого-педагогических методов воспитания. В результате полученных данных, мы можем говорить об актуальности проблемы формирования основ культуры взаимоотношений ребенка младшего школьного возраста.

3.Формирующий этап

На данном этапе

Нами была выдвинута  гипотеза, что деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников будет эффективной если:

  1. Проводится диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры младших школьников;
  2. Осуществляется внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
  3. Происходит совершенствование профессиональных качеств специалистов-организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

На данном этапе нашей целью является получения положительной динамики развития формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников, в результате проделанной нами работы.

4.Заключительный этап. По результатам проведенной работы и реализованной программы «Вместе весело» нами была проведена повторная диагностика по методикам.  По результатам диагностики, мы получили положительную динамику в экспериментальной группе, а в контрольной группе результаты остались бз изменений. После реализации программы 49 % детей мы отнесли к группе «предпочитаемыми», 9 % «отвергаемые» дети, 26 %  составила группа «популярные» и 16 % «игнорируемые» дети, как видно, в группе появились значительные улучшения, в контрольной группе изменений не было. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности педагогической культуры был зафиксирован у 25 %  испытуемый, по сравненению с предъидущими  16 %, 37 %-средний уровень тоже повысился с 35  %,  и  38 % имеют низкий уровень педагогической культуры, в изначальном варианте он составлял 49 %, в контрольной группе изменений  не было, что свидетельствует об эффективности программы по формированию культуры взаимоотношений младших школьников «Вместе весело».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к Главе 2.

1.Разработанная нами модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников включает в себя основные формы социально-педагогической поддержки, объект и субъект исследования, цели, пути повышения эффективности формирования культуры взаимоотношений младших школьников, при взаимодействии родителей и педагогов начальной школой, а так же при условии высокой компетентности социального педагога.

2. Разработанная нами модель позволяет повысить уровень формирования основ культуры взаимоотношений  младших школьников посредством успешной деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников. Основными критериями эффективности являются: включенность родителей в активную образовательную деятельность начальной школы, а также повышение уровня педагогической компетентности учителя.

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников