Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

Наша  дальнейшая работа была продолжена с  семьями, имеющими среднюю и высокую  степени склонности к жестокому обращению с детьми 

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми  

      Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию программы профилактики жестокого обращения с детьми. На этом этапе были реализована программа для родителей «Воспитание на основе здравого смысла», проведены родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?», тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», программа практических занятий с элементами тренинга для подростков юношей «Мой защищенный мир». Отвечающими задачам первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми; программы, направленные на преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия  в сложных жизненных ситуациях). 

Программа для родителей  «Воспитание на основе здравого смысла»

      Разные родители придерживаются разной тактики воспитания, когда их дети плохо себя ведут. Некоторые терпеливо меняют ребенку, какого поведения они ждут от него, обучают его правильно себя вести в той или иной ситуации. Другие зачастую ругают детей за их неправильное поведение, срываются на крик, бранят их, обзывают и наказывают физически.

      Иногда  родители уступают детям только потому, что это легче, чем вступать в спор с ними. Когда детей подвергают телесным наказаниям, бьют, шлепают или дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред. Когда ребенка унижают, высмеивают или кричат на него — это тоже является неприемлемым, поскольку мешает правильному развитию ребенка. Программа направлена на помощь родителям в развитии навыков по воспитанию ответственных и самостоятельных детей. Ее цель — показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям и жестокому обращению с детьми.

      Программа «Воспитание на основе здравого смысла» была впервые проведена в январе 1989 года в США. В настоящее время ее используют разнообразные организации и частные лица в 44 штатах Америки и в 12 зарубежных странах (Англия, Франция, Германия, Япония и др.). В России программа была впервые проведена в октябре 2002 года в рамках проекта «Новые возможности» гранта Американского совета по международным исследованиям и обменам IREX и Нижегородского ресурсного Центра «Детство без насилия и жестокости». Тренинг проводила кандидат психологических наук Татьяна Балашова.

Результаты  работы по программе в мире и в  России показывают, что дети, родители которых учились по программе «Воспитание на основе здравого смысла», демонстрируют меньше отклонений в поведении; родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и используют меньше физических наказаний, чем до обучения. Программа позволяет справиться с широким кругом проблем:

♦  дети не выполняют указания родителей;

♦  дети плохо ведут себя в общественных местах;

♦  трудные  отношения в семье между детьми;

♦  курение, алкоголь, наркотики;

♦  соблюдение детьми требований безопасности и др.

    Общий объем программы «Воспитание на основе здравого смысла», которую мы реализовали на формирующем этапе эксперимента — 12 часов. Программа состояла из шести занятий. Каждое занятие продолжалось два часа.; занятия проводились с группой 12-15 человек в форме тренинга. Для проведения программы использовались:

 ♦  руководство для ведущего (социального  педагога), книга для родителей, раздаточные материалы (тексты домашних заданий, рисунки, бланки оценки уровня развития навыков), анкеты обратной связи, видеоматериалы. Для демонстрации видеоматериалов также использовались телевизор и видеомагнитофон;

      В целях повышения эффективности  проведения занятий и для  «охранения высокой мотивации участников были сформированы группы родителей с детьми одной возрастной группы:  дошкольники, младшие школьники, школьники средних классов, подростки, юноши и девушки. Такая однородность групп по возрасту детей способствовала более тщательной и многогранной проработке типичных проблем взаимодействия родителей с детьми, и обсуждаемая проблематика была актуальна для большинства участников.

      Участниками программы были не только родители, но и все специалисты, работающие с детьми, например, учитель, психолог и др. В этом случае программа  включала и методический блок, в ходе которого специалисты могли обучиться тому, как они могут передавать родителям своих подопечных навыки воспитания на основе здравого смысла и совместно осуществлять согласованную тактику воспитания.

      Наиболее  оптимальный вариант проведения занятий были еженедельные встречи с участниками. Однако в случае необходимости, например проведение выездной программы в отдаленных районах региона, программу можно проводить в течение двух дней, работая каждый день по шесть часов. С одной стороны, это уменьшает возможность полноценно выполнять домашние задания по каждой теме программы и может снижать эффективность тренинга. С другой стороны, такая форма организации занятий позволяет быстрее вырабатывать синтетические навыки воспитания, участники лучше осознают целостность процесса воспитания.

      Касаясь особенностей работы с методическими  материалами программы, следует  отметить их продуманность, логичность, структурированность и четкость. Реализуя данную программу, мы строго придерживались разработанного плана каждого занятия. Хотим отметить, что это особенно удобно для начинающих социальных педагогов. По мере накопления опыта, для объяснения навыков ведущие могут использовать свои слова, уходить от чтения текста, заменять его своим рассказом об изучаемом навыке, приводя примеры из опыта работы.

      Не  все родители сразу могли перестроиться на новые формы отношения с детьми, особенно если до этого времени в их обычную практику воспитания входили окрики, критика детей, телесные наказания. Мы старались замечать малейшие позитивные сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживали родителей в их стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений были ограничены. Однако системное использование новых приемов, изменение поведения родителей обязательно приведило к изменению поведения детей и способствовало улучшению их отношений. На таких встречах родители могли обсудить с социальным педагогам возникающие у них трудности в использовании навыков, поделиться своими успехами, поставить задачи на будущее.

  Можно сказать, что сама программа носила междисциплинарный характер. Программа была разработана таким образом, что ведущим, работающим по ней, может стать любой специалист, профессионально связанный с воспитанием и детско-родительскими отношениями — учитель, воспитатель, врач, социальный педагог, юрист, психолог, психиатр. Это позволяло специалистам формировать единый подход в планировании работы по профилактике насилия над детьми, в ее проведении, формировать единое понятийное пространство, в рамках которого строилась коррекционная работа команды и оценивались ее результаты. В этом случае профессиональный опыт и знания каждого из них существенно обогащали содержательный аспект программы, проводился анализ поведения участников с различных точек зрения. 

Родительский  ринг

      Одной из форм просвещения родителей являлся родительский ринг. Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуации. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того, чтобы принять верное решение. Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения тему. На обсуждение в ходе ринга были представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте. В анализ ситуации включались различные точки зрения родителей на проблему, обсуждались верный выходы из создавшегося положения.  

Предварительная подготовка к родительскому рингу:

1. Изучение проблемного поля воспитательных затруднений родителей и педагогических запросов родителей..

2. Социальный педагог беседовал со школьным психологом и классным руководителем, которые предлагали ситуации для обсуждения, связанные с проблемами в школе, в параллели и так далее.

3.  Из  числа педагогов, работающих в  школе, приглашенных специалистов, врача (если это необходимо) была создана группа экспертов, которая анализировала точки зрения родителей на различные проблемы и определяла правильность принятия решения в той или иной ситуации.

4. Родительский  ринг начинался с обсуждения точек зрения на проблемы воспитания в целом, а затем происходил переход к обсуждению конкретных воспитательных ситуаций. Это позволяло в самом начале определить группы родителей с противоположными и общими точками зрения на ту или иную проблему.

Сценарий  проведения родительского  ринга «Семейные  проблемы. Как их решать?»

Цель: Изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

Задачи:

1.  Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.

2. Развивать  у родителей интерес к совместному  общению и обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.

Ход ринга

I. Вступительное слово социального педагога.

Объявление  темы ринга и его задач.

П. Обсуждение высказываний

      На  доске написано два высказывания великих ученых - педагогов.   Родителям предлагалось высказать свое мнение и отношение к данным высказываниям. Необходимо было высказать свою точку зрения и определить, кто "за" и кто "против".

"Воспитание  может все" Гельвеций.

"От  всякого воспитания, друг мой, спасайся  на всех парусах"

Л. Н. Толстой

"Воспитание  может сделать многое, но оно не безгранично, С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди ". В. Г. Белинский.

III. Ситуации для обсуждения под общим названием "Что делать, если".

Ситуация  первая.

     В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация  вторая.

В конце  учебной четверти вы получаете дневник  своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул.

Ситуация  третья.

     Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.

Ситуация  четвертая

    Застенчивость и неуверенность в себе - характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.

Ситуация  пятая

Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается в ваш адрес.

IV. Рубрика "Родителям на заметку"

Каждый  ринг должен знакомить родителей с правилами и эталонами поведения. Например, как любить своего ребенка.

Правило первое

Уметь слушать своего ребенка всегда и  везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая  ребенка при этом, не отмахиваясь  от него, как от назойливой мухи, проявляя терпении и такт.

Правило второе

    Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

   Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое

Информация о работе Жестокое обращение с детьми