Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6

1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21

1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37

2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37

2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45

2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57

ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

В своей работе мы исследовали феномен агрессивного поведения старших дошкольников, влияние игровых методов на коррекцию агрессии.

В ходе теоретического исследования мы изучили основные психологические теории агрессивного поведения, особенности проявления агрессивности у старших дошкольников, рассмотрели игровые методы коррекции агрессивного поведения детей и взгляд на них зарубежных и отечественных психологов.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы разработали план нашей экспериментальной работы.

В ходе исследования мы изучили две группы дошкольников, выявили детей с явными агрессивными проявлениями, определили направленность агрессии. Для диагностики мы применили «Hand test», разработанный Э.Вагнером и детский апперцептивный тест (САТ).

С агрессивными детьми проводилась коррекционная программа в течение двух месяцев (2-3 раза в неделю) с использованием игровых психотерапевтических методов. Нами были использованы игры арттерапевтического направления: «Злые маски», «Колотушки», драматизация, подвижные игры «Казаки-разбойники».

Игры организовывались в специально организованной среде с применением атрибутов (масок, костюмов, кукол). Игры проводились как индивидуально, так и с подгруппами детей.

Затем при помощи наблюдений и контрольных тестов мы определили эффективность проведенной коррекционной работы. Были сделаны выводы об использовании игровых методов в работе с дошкольниками.

На основании исследования были разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов по работе с дошкольниками, проявляющими агрессию.

              Таким образом, в ходе данной работы мы подтвердили нашу гипотезу:   «В процессе игровой деятельности старших дошкольников можно выявить наличие проявлений агрессивного поведения. Использование игровых методов коррекции позволяет преодолеть агрессивность в поведении у детей старшего  дошкольного возраста».

  

 

                                          ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Наука, 1997. – 402 с.

2.      Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Педагогика, 1980. – 324 с.

3.      Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1984. – 115 с.

4.      Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб.: Питер, 1998. – 301 с.

5.      Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Педагогика, 1988. – 437 с.

6.      Бурменсая Г.В. Психология личности: современные тенденции и зарождающиеся направления// Вопросы психологии, 1991. - №1

7.      Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Знание, 1991. – 152 с.

8.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

9.      Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе. – М.: Педагогика, 1989. – 270 с.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии// Вопросы психологии, 1966. - № 6

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1991. – 451 с.

12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Педагогика, 1991. – 326 с.

13. Гаспарова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание, 1988. - № 8

14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.:Просвещение, 1987. – 305 с.

15. Головко О.А. Аффективные дети и педагогические воздействия на них// Дошкольное воспитание, 1986, - № 2

16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. – 490 с.

17. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Просвещение, 1987. – 328 с.

18. Дончеко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – К.: Освiта, 1989. – 201 с.

19. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988, 230 с.

20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 206 с.

21. Зачепицкий Р.А. Симптоматические методы психотерапии и коррекции// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. – 370 с.

22. Иванова Я.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение детей к их проявлению. – М.: Педагогика, 1997. – 256 с.

23. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В.Петрусинского. – М.: Наука, 1994. – 306 с.

24. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1977. – 321 с.

25. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 415 с.

26. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1986. – 342 с.

27. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологические особенности адаптации первоклассников к школе// Начальная школа, 1996, - № 7

28. Колосова С.Л. Детская агрессия, СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

29. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5-7 летнего возраста. – М.: Знание, 1994. – 304 с.

30. Кулаков С.А. Психотерапия в школе. – СПб.: Питер, 1996. – 290 с.

31. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Медицина, 1985. – 248 с.

32. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопросы психологии, 1967. - № 6

33. Лоренц К. Агрессия. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 345 с.

34. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 218 с.

35. Матейчек З. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992. – 358 с.

36. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение, 1984. – 230 с.

37. Нравственность. Агрессия. Справедливость/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Олма – Пресс, 1992. – 368 с.

38. Общение в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 1990. – 200 с.

39. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. – 340 с.

40. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.

41. Осницкий Я.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся// Вопросы психологии, 1994. - № 3

42. Психология человеческой агрессивности. Составитель К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 2003. – 648 с.

43. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Олма – Пресс, 2000. – 370 с.

44. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Просвещение, 1989. – 241 с.

45. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Педагогика, 1987. – 420 с.

46. Реан А.А. Агрессия и агрессивность// Психологический журнал, 1996, -  № 5

47. Смирнова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание, 2003, - № 4

48. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопросы психологии, 2002, - № 1

49. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Медицина, 1980. – 201 с.

50. Степанов В.Г. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Заметки о детской агрессивности// Семейный доктор, 1996, май.

51. Степанов С. Агрессивный ребенок// Психолог, 2001, - №18

52. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск, 1996. – 413 с.

53. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 243 с.

54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. 301 с.

55. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 1977. – 163 с.

56. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М.: Знание, 1990. – 227 с.



Информация о работе Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста