Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
При отличной успеваемости на уроке выполнением учебных заданий в целом дети довольны. Значения шкалы «оценка успеха» у младших школьников на разных ступенях обучения практически совпадают и составляют: 5- у первоклассников, 4,9- у второклассников, 4,6- у третьеклассников; у типичного младшего школьника- 4,8 (при максимально возможном 7). Очень довольны своей работой 18% первоклассников и столько же третьеклассников, 45 % второклассников. Довольны своей работой на уроке 16% учащихся 1 класса и 19% учащихся 2
101
класса. Слегка довольными являются 28% первоклассников, 13% второклассников и 37% третьеклассников.
Хорошая успеваемость на уроке
сопровождается в основном ровным,
спокойным настроением у 25% первоклассников,
29% второклассников, 24% третьеклассников.
Очень хорошее настроение испытывают
19% первоклассников, 23% второклассников,
12% третьеклассников; приподнятое настроение
отмечают у себя 17% первоклассников
и второклассников. Неважное настроение
отмечают у себя 20% третьеклассников,
некоторые дети отмечают у себя плохое
и даже очень плохое настроение.
Чувствуют себя бодрыми и отдохнувшими
31% первоклассников,3 5% второклассников,
24% третьеклассников; спокойными и расслабленными
-28% первоклассников, 10% второклассников,
19% третьеклассников. Сильное напряжение
и скованность чувствует
При удовлетворительной успеваемости на уроке ровное, спокойное настроение отмечается у 17% первоклассников, 25% второклассников, 34% третьеклассников; неважное настроение - у 25% первоклассников, у 15% второклассников и 18% третьеклассников. Очень плохое настроение отмечают у себя 39% учащихся первого класса, 23% учащихся второго класса и 31% учащихся третьего класса. Среднее значение шкалы «настроения» составляет у первоклассников - 2,7, у второклассников -3 ,3, у третьеклассников - 3,4; у типичного младшего школьника при удовлетворительной успеваемости на уроке - 3,1.
Ярко выраженную сонливость
отмечают у себя 42% первоклассников,
28% второклассников и 17% третьеклассников.
Спокойными и расслабленными чувствуют
себя 20% учащихся второго и третьего
класса, бодрыми и отдохнувшими -
20% второклассников и 23% учащихся первого
и третьего классов. Среднее значение
по шкале «уровень бодрствования» составляет
у первоклассников - 3,8, у второклассников
- 3,6, у третьеклассников - 4,4; у типичного
младшего школьника при
При удовлетворительной успеваемости
на уроке мотивационный фон, характеризующийся
явным нежеланием работать на уроке,
зафиксирован у 33% первоклассников. Слабое
желание работать присутствует у 40%
третьеклассников; слабое желание не
работать испытывают 20% учащихся первого
класса, 25% учащихся второго класса,
12% учащихся третьего класса. Среднее
значение по шкале «мотивация» составляет
у первоклассников 3,0, у второклассников
-4,1, у третьеклассников - 4,7; у типичного
младшего школьника при
Нейтральное отношение к работе при удовлетворительной успеваемости на уроке испытывают 15% первоклассников, 13% второклассников, 12% третьеклассников. Огорчены и недовольны своей работой 40% первоклассников и 28% третьеклассников. Совсем недовольны своей работой 27% второклассников. Среднее значение по шкале «оценка успешности»
102
составляет у первоклассников 4,0, у второклассников-4,3, у третьеклассников -4,1; у типичного младшего школьника при удовлетворительной успеваемости на уроке -4,1.
Уровень интегративности состояний ученика как субъекта учебной деятельности на разных ступенях обучения меняется следующим образом. Во 2 классе у отлично и хорошо успевающих на уроке детей индекс интенсивности состояний выше, чем у детей 1 и 3 классов. При удовлетворительной успеваемости на уроке индекс интенсивности состояний ученика в 1 и 2 классах практически одинаков, в третьем классе существенно возрастает.
Заключение.
Проведенное исследование подтвердило
выдвинутые в работе гипотезы о взаимовлиянии
мотивационных, эмоциональных и
активационных состояний
Литература.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические труды. М., 1988.
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии, 1991.№ 6 ,с. 5-14.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1996.
Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. / Психические состояния. Серия «Хрестоматия по психологии». Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. Спб: Изд-во «Питер», 2000 ,с. 144-157.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М..Наука, 1978, с. 325-346.
Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема. // Психологический жур-л, 1981. Т. 2 ,№ 5, с. 35-42.
Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., МГУ, 1981.
Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. // Вопросы психологии. 1957, № 1, с. 3-17.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981, с. 481-508.
103
Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии. 1987. № 1, с. 15-26.
Равич-Щербо И.В. Предисловие к книге: Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. Пер. с нем. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., Педагогика. 1987.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 Т. Т. 2.-М.: Педагогика, 1989, с. 75-93.
Симонов П.В. Потребностно-инфомационная теория эмоций. / Вопросы психологии. 1982, № 6, с. 44-56.
Сосновикова Ю.Е. Возрастной
аспект психических состояний./
Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика ,1988.
Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной
регуляции учебно-
Чирков В.И. Психологические основы подготовки кадров. Ярославль, 1988.
Чирков В.И. Методы оценки
психического компонента функционального
состояния в учебной и трудовой
деятельнсоти. / Методы исследования и
диагностики функционального
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
Эльконин Д.Б. Психологическая роль ведущих типов деятельности в формировании личности ребенка. // Вопросы психологии, 1979, № 5, с. 151-156.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. / Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
104
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н. Тихомирова
В настоящей статье делается попытка проанализировать влияние представителей второго предшествующего поколения на способности детей и выяснить механизмы данного явления. Проверялась гипотеза о том, что активное участие бабушек в воспитании своих внуков приводит к повышению уровня креативных способностей последних.
Ключевые слова: творческие способности, стили воспитания
Введение
Одной из последних по времени
тенденций в современной
105
2) учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа);
3) ровесников (общее понятие "улица", "двор").
В русле такого подхода
были проведены исследования, в которых
выявлено влияние лишь отдельных
факторов социальной среды. В одних
исследованиях постулируется
Исследование 1 Цель
В исследовании 1 мы предприняли попытку изучить аспекты влияния второго предшествующего поколения на творческие способности детей, предполагая, что увеличение роли бабушек и дедушек в воспитании своих внуков способствует высокому уровню развития креативности детей. В исследовании приняли участие 60 школьников 1 (1-3) и 2 (1-4) классов частной школы г. Москвы. Все испытуемые были из семей с достатком выше среднего и проживали, в основном, в центральном округе г. Москвы.
Основываясь на результатах педагогической практики, можно выделить среди учащихся начальной школы тех, кто более успешен в решении задач, имеющих лишь одно верное решение, стандартных задач, неоднократно объясняемых и изучаемых в течение учебной четверти. Другие учащиеся лучше справляются с нестандартными заданиями, заданиями "повышенной сложности", требующих "гибких", оригинальных методов решения и их разнообразия, умения увидеть нетривиальные пути решения. Детально изучив условия жизни и семейного воспитания, можно предположить, что состав семьи некоторым образом влияет на успешность решения задач конвергентного и дивергентного типов.
Методика
Общая процедура эмпирического
исследования была следующей. Родителям
испытуемых предлагалась анкета, цель
которой заключалась в
1. С кем живет ребенок?
2. Сколько детей в семье? 3 . Работает ли мама?
106
4. Ходил ли ребенок в детский сад?
5. Сколько часов в день (приблизительно) проводит ребенок с мамой?
6. Сколько часов в день (приблизительно) проводит ребенок с бабушкой?
7.
На основании данной анкеты
и индивидуальных бесед
с родителями и педагогами
школы испытуемые были
разделены на 2 группы:
группу 1 составили испытуемые,
которых большую часть
времени воспитывали родители
(мамы), в группу 2 вошли испытуемые,
которые большую часть времени
Результаты и их обсуждение
Полученные в ходе исследования 1 данные обрабатывались методом двухфакторного дисперсионного анализа. В результате статистического анализа нами были получены данные о том, что в семьях, где дети большую часть времени проводят с бабушками, уровень творческих способностей испытуемых выше, чем у их сверстников, воспитуемых родителями (см. табл.1). В таблице 1 представлены результаты двухфакторного дисперсионного анализа, подтверждающие гипотезу нашего исследования, где фактор TIHOM.ba - фактор увеличения роли бабушек.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия