Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
116
образом организованного
субъективного опыта. Тип и способ
репрезентации происходящих событий
выступает в этой теории в качестве
одного из базовых феноменов
Как указывает Холодная М.А.,
ментальный опыт любого субъекта включает
в себя три условия: когнитивный,
метакогнитивный и
Как возникают интенции?
Несмотря на малоизученность механизмов
формирования интенционального опыта,
можно наметить подходы к решению
данного вопроса. Изучение экстраординарных
интеллектуальных достижений показывает,
что мышление, в рамках которого
разворачивается процесс
117
отталкивается ученый, недостаток
сведений, необходимых ему для
правильного вывода, стимулируют
в конечном счете вовлечение в
творческий процесс элементов
На наш взгляд, наиболее
адекватным методом исследования вопроса
о взаимодействии интуиции и логики
в научном творчестве является метод
психолого-исторической реконструкции.
Чтобы глубже понять закономерности
интеллектуальной деятельности и выявить
специфику творческого мышления
в области науки, необходимо пути
и способы возникновения
Отдельные аспекты историко-
Метод психолого-исторической
реконструкции относится к
Истоки всех проблем, возникающих в данном методе, связаны с принадлежностью двух родительских дисциплин - психологии и истории - соответственно
118
естественнонаучной и гуманитарной традициям. В этой ситуации задача психолога заключается в том, чтобы наиболее полно извлечь психологические данные из не психологических по своей природе источников.
В последнее время стали
появляться работы, в которых предпринимаются
усилия органичного и продуктивного
соединения принципов и методов
психологии и истории. Если раньше традиционный
анализ содержательной стороны творчества
приходился на долю истории науки, которая
плохо использовала психологические
модели, то в последнее время
В психологии наметилась устойчивая
потребность в психолого-
Целью применяемого нами метода реконструкции интеллектуальной биографии ученого является тщательный анализ жизни и личности ученого во взаимосвязи всех ее аспектов, а также реконструкция посылок тех новых идей, которые заносят его имя в список хранимых памятью персоналий.
Очень часто, сосредоточиваясь на предметном значении своих идей, ученый не осознает смысл их исходных посылок. Однако этот смысл незримо присутствует в его открытиях, в ментальном опыте этого ученого.
Внешняя завуалированность
посылок, как правило, приводит к
тому, что автобиографические признания
людей науки не всегда бывают достоверными,
не всегда передают действительную картину
возникновения продуктивной догадки.
Для компенсации этого
При автобиографическом изучении процесса рождения конкретных открытий, при
119
использовании результатов самонаблюдения и самоотчета ученых необходимо сопоставлять их высказывания с такой переменной, как факты общей истории науки. Подобное сопоставление нейтрализует субъективность некоторых автобиографических впечатлений творцов науки.
Общим стержнем применяемого нами метода реконструкции исходных посылок новых идей является поиск двух взаимосвязей-совпадений - совпадения времен возникновения посылок и новой идеи в истории науки и совпадения времен появления посылок и открытия в интеллектуальной жизни самого ученого.
В нашей работе наряду с
указанным методом
4.
В качестве примера применения метода реконструкции интеллектуальной биографии ученого рассмотрим историю одного из эпохальных научных открытий великого английского физика и математика Исаака Ньютона, а именно историю открытия закона всемирного тяготения.
В свое время предлагалось достаточно много различных объяснений того, как появился на свет этот закон, согласно которому сила тяготения пропорциональна массам тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Действительные причины, побудившие Ньютона сформулировать указанный закон тяготения, можно описать следующим образом.
О существовании силы тяготения между телами свидетельствовало вращение планет вокруг Солнца, открытое Коперником, закон ускорения свободного падения тел, сформулированный Галилеем, а также морские приливы и отливы, известные еще древним грекам. Незадолго до Ньютона для обьяснения всех этих фактов Иоганн Кеплер предложил идею тяготения между всеми телами. Он уподоблял это тяготение магнитному притяжению двух кусков железа, которое к тому времени уже интенсивно изучалось Марикуром, Гильбертом и другими.
Возникла необходимость сформулировать математический закон действия данной силы тяготения. Прямая пропорциональная зависимость между силой тяготения и массой
120
тела была очевидна. Однако
оставалась неизвестной форма зависимости
силы тяготения от расстояния. Одни
ученые считали, что данная сила обратно
пропорциональна первой степени
величины расстояния, другие полагали,
что - квадрату расстояния, третьи вводили
даже куб расстояния. В период с 1608
г. по 1667 г. правильный математический
закон действия силы тяготения пытались
сформулировать И. Кеплер, Галлей, Буллиальд,
Гюйгенс, Роберваль, Гассенди, Гук и
Рен. Некоторые из них догадывались,
что сила тяготения обратно
Первоначально Ньютон мог
опираться только на аналогию с законом
силы света. Именно она подтолкнула
его к мысли о том, чтобы
поставить в формулу тяготения
квадрат расстояния. Другие посылки
и доводы появились чуть позже. Уже
отсюда видно, что одно и то же открытие
может определяться несколькими
посылками. Это вносит значительную
ясность в споры историков
науки, которые часто ошибочно подчеркивают
значение одной исходной посылки
в ущерб всем остальным. Обнаруживается
также, что смысл вероятностной
логики, детерминирующей возникновение
научного открытия, заключается в
применении неполной индукции и неполной
аналогии. Закон силы света, на который
опирался Ньютон в условиях недостатка
необходимой информации, относится
к его закону всемирного тяготения
как аналогичный, очень похожий,
но не тождественный закон. Поэтому
первый ни в коем случае не доказывает
справедливость второго, а лишь намекает
на вероятность его
Наличие исходных посылок, стимулировавших открытие Ньютона, свидетельствует о том, что механизм творческой догадки Ньютона, его способность к переходу от известного к неизвестному не являлись продуктом внезапного, ничем не детерминированного бессознательного озарения. Обусловленность открытия Ньютона совокупностью фактов и сведений, существовавших в науке до 1667 года, убедительно показывают такие историки науки, как П.С. Кудрявцев, Б.И. Спасский, С.И. Вавилов и
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия