Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
12
ТРАДИЦИОННЫЕ
МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-
Бирюков С.Д.
Несмотря на то, что исследования
одаренных детей в последние
десятилетия проводятся практически
во всех развитых странах, вплоть до настоящего
времени исследователям не удалось
выработать единого определения
понятия одаренности. Анализ современной
литературы позволяет сделать вывод
о том, что в большинстве исследований
под одаренностью понимаются высокий
уровень способностей (актуальный или
потенциальных) в одной или нескольких
сферах: интеллектуальной, творческой,
академической, психомоторной и
т.д., причем набор характеристик
в различных исследованиях
Все разнообразие психологических исследований, посвященных проблеме одаренности, можно условно разделить на два больших класса, в зависимости от того, по каким критериям происходит выявление одаренных детей.
В первом случае одаренность
диагносцируется на основании единой
оценки (например, шкала Стэнфорда-Бине),
во втором же одаренные дети выявляются
на основе комплексной оценки. Единая
оценка используется, как правило, в
исследованиях детей
Нами была предпринята
попытка дифференциально-
В нашем исследовании приняли
участие школьники в возрасте
12-16 лет, обучающиеся в средних
общеобразовательных заведениях городов
Волжский, Нижневартовск и Якутск,
общий объем исследованной
— Тест креативности Медника;
— Тест креативности Торренса;
13
— Тест диагностики структуры интеллекта.
Тестирование проводилось
в привычной для детей
— по тестам креативности Медника и Торренса — оригинальность и уникальность в вербальной и невербальной сферах;
— по тесту диагностики структуры интеллекта — показатели вербального, математического и пространственного интеллекта.
В качестве дополнительных характеристик учитывались пол, возраст и регион проживания испытуемых, а также оценки академической успеваемости по основным предметам школьной программы.
Математический анализ данных проводился с использованием статистических пакетов SPSS+; STATISTICA for WINDOWS 4.3; LISREL VIII.
Структура исследованной выборки позволяет изучить три вида таких факторов:
— влияние пола;
— возрастные изменения;
— регион проживания.
Необходимо отметить, что
последний из отмеченных факторов может
быть крайне неоднородным по природе
в силу возможных различий в среднем
социально-экономическом
Для изучения вопроса о достоверности различий, обусловленных названными факторами использовался t-критерий. Результаты анализа половых различий представлены в таблице1.
14
Таблица 1
Половые |
различия исследуемых показателей |
||||||
Mean |
Mean |
t-value |
df |
Р |
Valid N |
Valid N | |
| G 1: девушки |
G 2: юноши |
| G 1:0 |
G 2:1 | ||
ОРИГ ВЕР |
0,46 |
0,44 |
1,09 |
572 |
0,277 |
324 |
250 |
УНИК ВЕР |
3,78 |
2,98 |
3,13* |
572 |
0,002 |
324 |
250 |
ОРИГ НЕВ |
0,62 |
0,63 |
-1,16 |
572 |
0,247 |
324 |
250 |
УНИК НЕВ |
0,84 |
1,17 |
-4,40* |
572 |
0,000 |
324 |
250 |
ВЕРБ ИНТ |
6,04 |
5,76 |
1,93 |
572 |
0,055 |
324 |
250 |
МАТ ИНТ |
5,33 |
6,07 |
-3,22* |
572 |
0,001 |
324 |
250 |
ПРОСТ ИНТ |
6,15 |
6,52 |
-2,36* |
572 |
0,018 |
324 |
250 |
По результатам анализа
можно заключить, что женская
часть изученной выборки
Анализ возрастных различий
проводился также по выборке в
целом, его результаты представлены
в таблице 2. Результаты анализа свидетельствуют
о незначительных возрастных изменениях
исследуемых показателей —
15
Таблица 2
Возрастные различия исследуемых показателей
Mean |
Mean |
t-value |
df |
Р |
Valid N |
Valid N | |
| лет |
G_2:15-16 лет |
| G_1:14 |
G_2:15 | ||
ОРИГ ВЕР |
0,443 |
0,476 |
-1,813 |
572 |
0,070 |
448 |
126 |
УНИК ВЕР |
3,205 |
4,222 |
-3,322* |
572 |
0,001 |
448 |
126 |
ОРИГ НЕВ |
0,627 |
0,610 |
1,217 |
572 |
0,224 |
448 |
126 |
УНИК НЕВ |
0,973 |
1,016 |
-0,469 |
572 |
0,639 |
448 |
126 |
ВЕРБ ИНТ |
5,920 |
5,921 |
-0,006 |
572 |
0,996 |
448 |
126 |
МАТ ИНТ |
5,875 |
4,873 |
3,660* |
572 |
0,000 |
448 |
126 |
ПРОСТ HHN |
6,286 |
6,397 |
-0,587 |
572 |
0,558 |
448 |
126 |
При анализе региональных различий, ввиду малого количества обследованных из г. Волжского, использовались две репрезентативные выборки школьников из Якутска и Нижневартовска. Результаты сравнения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Различия между школьниками Якутска и Нижневартовска
Mean |
Mean |
t-value |
df |
Р |
Valid N нв |
Valid N ЯК | |
| Нижневартовск |
Якутск |
| ||||
ОРИГ ВЕР |
0,486 |
0,433 |
3,329* |
526 |
0,001 |
344 |
184 |
УНИК ВЕР |
2,872 |
4,826 |
-7,203* |
526 |
0,000 |
344 |
184 |
ОРИГ НЕВ |
0,618 |
0,641 |
-1,868 |
526 |
0,062 |
344 |
184 |
УНИК НЕВ |
0,959 |
1,043 |
-1,011 |
526 |
0,312 |
344 |
184 |
ВЕРБ ИНТ |
5,785 |
6,174 |
-2,439* |
526 |
0,015 |
344 |
184 |
МАТ ИНТ |
5,366 |
5,848 |
-1,919 |
526 |
0,056 |
344 |
184 |
ПРОСТРИН |
6,023 |
6,859 |
-4,958* |
526 |
0,000 |
344 |
184 |
Из данных, приведенных
в таблице видно, что региональные
различия в исследуемых показателях
носят выраженный характер, по количеству
статистически достоверных
16
Таблица 4
Анализ региональных различий в однополых выборках
Mean |
Mean |
t-value |
df |
P |
Valid N HB |
Valid N ЯК | |
| Нижневартовск |
Якутск |
| ||||
Девушки | |||||||
Mean |
Mean |
Valid N |
Valid N | ||||
НВ |
ЯК |
t-value |
df |
P |
HB |
ЯК | |
ОРИГ ВЕР |
0,489 |
0,438 |
2,586* |
306 |
0,010 |
188 |
120 |
УНИК ВЕР |
3,309 |
4,867 |
-4,084* |
306 |
0,000 |
188 |
120 |
ОРИГ НЕВ |
0,609 |
0,639 |
-2,017* |
306 |
0,045 |
188 |
120 |
УНИК НЕВ |
0,787 |
0,883 |
-0,988 |
306 |
0,324 |
188 |
120 |
ВЕРБ ИНТ |
5,851 |
6,283 |
-2,097* |
306 |
0,037 |
188 |
120 |
МАТ ИНТ |
5,106 |
5,467 |
-1,117 |
306 |
0,265 |
188 |
120 |
ПРОСТРИН |
5,851 |
6,667 |
-3,826* |
306 |
0,000 |
188 |
120 |
юноши | |||||||
ОРИГ ВЕР |
0,482 |
0,423 |
2,168* |
218 |
0,031 |
156 |
64 |
УНИК ВЕР |
2,346 |
4,750 |
-6,633* |
218 |
0,000 |
156 |
64 |
ОРИГ НЕВ |
0,628 |
0,645 |
-0,770 |
218 |
0,442 |
156 |
64 |
УНИК НЕВ |
1,167 |
1,344 |
-1,233 |
218 |
0,219 |
156 |
64 |
ВЕРБ ИНТ |
5,705 |
5,969 |
-1,031 |
218 |
0,304 |
156 |
64 |
МАТ ИНТ |
5,679 |
6,563 |
-2,222* |
218 |
0,027 |
156 |
64 |
ПРОСТРИН |
6,231 |
7,219 |
-3,596* |
218 |
0,000 |
156 |
64 |
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия