Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

12

ТРАДИЦИОННЫЕ        МАРКЁРЫ        ОДАРЕННОСТИ:        ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

Бирюков С.Д.

Несмотря на то, что исследования одаренных детей в последние  десятилетия проводятся практически  во всех развитых странах, вплоть до настоящего времени исследователям не удалось  выработать единого определения  понятия одаренности. Анализ современной  литературы позволяет сделать вывод  о том, что в большинстве исследований под одаренностью понимаются высокий  уровень способностей (актуальный или  потенциальных) в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, академической, психомоторной и  т.д., причем набор характеристик  в различных исследованиях варьирует  в достаточно большом диапазоне.

Все разнообразие психологических  исследований, посвященных проблеме одаренности, можно условно разделить  на два больших класса, в зависимости  от того, по каким критериям происходит выявление одаренных детей.

В первом случае одаренность  диагносцируется на основании единой оценки (например, шкала Стэнфорда-Бине), во втором же одаренные дети выявляются на основе комплексной оценки. Единая оценка используется, как правило, в  исследованиях детей дошкольного  возраста, при переходе к школьникам более распространено применение комплексных  оценок. Анализ результатов современных  работ позволяет сделать вывод  о том, что в большинстве исследований неизменными остаются два основных психологических параметра одаренности  — креативность и интеллектуальные способности.

Нами была предпринята  попытка дифференциально-психологического анализа комплекса наиболее часто  используемых для диагностики одаренности  психологических характеристик  на предмет различий по ряду факторов.

В нашем исследовании приняли  участие школьники в возрасте 12-16 лет, обучающиеся в средних  общеобразовательных заведениях городов  Волжский, Нижневартовск и Якутск, общий объем исследованной выборки  составил 574 человека. Организация тестирования на местах осуществлялась силами соискателей  и аспирантов лаборатории психологии способностей и лаборатории дифференциальной психологии Института психологии РАН. В исследовании были использованы психометрические тесты, разработанные и адаптированные сотрудниками ИП РАН:

— Тест креативности Медника;

— Тест креативности Торренса;

13

—   Тест диагностики  структуры интеллекта.

Тестирование проводилось  в привычной для детей обстановке учебного заведения, форма предъявления методик — групповая. Тест диагностики  структуры интеллекта предъявлялся в двух формах: для детей в возрасте 12-14 лет и 15-16 лет. При анализе рассматривались  две возрастные подгруппы: — 12-14 лет  и 15-16 лет по следующим показателям:

—  по тестам креативности Медника и Торренса — оригинальность и уникальность в вербальной и  невербальной сферах;

—    по    тесту    диагностики    структуры    интеллекта   —    показатели    вербального, математического и  пространственного интеллекта.

В качестве дополнительных характеристик учитывались пол, возраст и регион проживания испытуемых, а также оценки академической  успеваемости по основным предметам  школьной программы.

Математический анализ данных проводился с использованием статистических пакетов SPSS+; STATISTICA for WINDOWS 4.3; LISREL VIII.

Структура исследованной  выборки позволяет изучить три  вида таких факторов:

— влияние пола;

— возрастные изменения;

— регион проживания.

Необходимо отметить, что  последний из отмеченных факторов может  быть крайне неоднородным по природе  в силу возможных различий в среднем  социально-экономическом статусе, особенностях местной системы образования, климатических условиях и т. д.

Для изучения вопроса о  достоверности различий, обусловленных  названными факторами использовался  t-критерий. Результаты анализа половых различий представлены в таблице1.

14

Таблица 1

Половые

различия исследуемых  показателей

       
 

Mean

Mean

t-value

df

Р

Valid

N

Valid

N

 

G 1: девушки

G 2: юноши

 

 

 

G 1:0

G 2:1

ОРИГ ВЕР

0,46

0,44

1,09

572

0,277

324

250

УНИК ВЕР

3,78

2,98

3,13*

572

0,002

324

250

ОРИГ НЕВ

0,62

0,63

-1,16

572

0,247

324

250

УНИК НЕВ

0,84

1,17

-4,40*

572

0,000

324

250

ВЕРБ ИНТ

6,04

5,76

1,93

572

0,055

324

250

МАТ ИНТ

5,33

6,07

-3,22*

572

0,001

324

250

ПРОСТ ИНТ

6,15

6,52

-2,36*

572

0,018

324

250


По результатам анализа  можно заключить, что женская  часть изученной выборки отличается более высокими средними значениями показателей вербальной уникальности, в то время как показатели невербальной уникальности, математического и  пространственного интеллекта у  школьниц ниже. Следует отметить, что  полученные результаты хорошо согласуются  с данными большинства дифференциально-психологических  исследований общих и креативных способностей, что свидетельствует  о достаточной надежности используемых психометрических параметров.

Анализ возрастных различий проводился также по выборке в  целом, его результаты представлены в таблице 2. Результаты анализа свидетельствуют  о незначительных возрастных изменениях исследуемых показателей — различия выявлены лишь в случаях вербальной уникальности и значений математического  интеллекта. Вероятнее всего, такой  результата является следствием незначительных изменений по исследуемым характеристикам  в данном возрастном диапазоне.

15

Таблица 2

Возрастные различия исследуемых  показателей

 

Mean

Mean

t-value

df

Р

Valid N

Valid N

 

лет

G_2:15-16 лет

 

 

 

G_1:14

G_2:15

ОРИГ ВЕР

0,443

0,476

-1,813

572

0,070

448

126

УНИК ВЕР

3,205

4,222

-3,322*

572

0,001

448

126

ОРИГ НЕВ

0,627

0,610

1,217

572

0,224

448

126

УНИК НЕВ

0,973

1,016

-0,469

572

0,639

448

126

ВЕРБ ИНТ

5,920

5,921

-0,006

572

0,996

448

126

МАТ ИНТ

5,875

4,873

3,660*

572

0,000

448

126

ПРОСТ HHN

6,286

6,397

-0,587

572

0,558

448

126


При анализе региональных различий, ввиду малого количества обследованных из г. Волжского, использовались две репрезентативные выборки школьников из Якутска и Нижневартовска. Результаты сравнения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Различия между школьниками  Якутска и Нижневартовска

 

Mean

Mean

t-value

df

Р

Valid N

нв

Valid N ЯК

 

Нижневартовск

Якутск

 

 

 

 

 

ОРИГ ВЕР

0,486

0,433

3,329*

526

0,001

344

184

УНИК ВЕР

2,872

4,826

-7,203*

526

0,000

344

184

ОРИГ НЕВ

0,618

0,641

-1,868

526

0,062

344

184

УНИК НЕВ

0,959

1,043

-1,011

526

0,312

344

184

ВЕРБ ИНТ

5,785

6,174

-2,439*

526

0,015

344

184

МАТ ИНТ

5,366

5,848

-1,919

526

0,056

344

184

ПРОСТРИН

6,023

6,859

-4,958*

526

0,000

344

184


Из данных, приведенных  в таблице видно, что региональные различия в исследуемых показателях  носят выраженный характер, по количеству статистически достоверных значений критерия они сопоставимы с половыми различиями. В этой связи необходимо отметить, что школьники двух регионов также отличаются между собой  в случае выделения однополых  выборок (см. таблицу 4). Так, школьники  Якутска, независимо от пола, демонстрируют  статистически достоверные более  высокие значения показателей вербальной уникальности и пространственного  интеллекта, более низкие — вербальной оригинальности. Половая специфика  находит свое отражение в значениях  невербальной оригинальности и вербального  интеллекта у девушек и математического  интеллекта у юношей; причем по всем последним показателям жители Якутска  превосходят сверстников из Нижневартовска.

16

Таблица 4

Анализ региональных различий в однополых выборках

 

Mean

Mean

t-value

df

P

Valid N HB

Valid N ЯК

 

Нижневартовск

Якутск

 

 

 

 

 

Девушки

 

Mean

Mean

     

Valid N

Valid N

 

НВ

ЯК

t-value

df

P

HB

ЯК

ОРИГ ВЕР

0,489

0,438

2,586*

306

0,010

188

120

УНИК ВЕР

3,309

4,867

-4,084*

306

0,000

188

120

ОРИГ НЕВ

0,609

0,639

-2,017*

306

0,045

188

120

УНИК НЕВ

0,787

0,883

-0,988

306

0,324

188

120

ВЕРБ ИНТ

5,851

6,283

-2,097*

306

0,037

188

120

МАТ ИНТ

5,106

5,467

-1,117

306

0,265

188

120

ПРОСТРИН

5,851

6,667

-3,826*

306

0,000

188

120

юноши

ОРИГ ВЕР

0,482

0,423

2,168*

218

0,031

156

64

УНИК ВЕР

2,346

4,750

-6,633*

218

0,000

156

64

ОРИГ НЕВ

0,628

0,645

-0,770

218

0,442

156

64

УНИК НЕВ

1,167

1,344

-1,233

218

0,219

156

64

ВЕРБ ИНТ

5,705

5,969

-1,031

218

0,304

156

64

МАТ ИНТ

5,679

6,563

-2,222*

218

0,027

156

64

ПРОСТРИН

6,231

7,219

-3,596*

218

0,000

156

64

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия