Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные

1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30

Заключение
33

Литература
35

Приложение (законы памяти)
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект память.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

 

Название ВУЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 По дисциплине 

Коррекционная психология или психокоррекция

 

ТЕМА:

«Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка -------курса

группа ---------------

Ф. И. О------------------

Проверила:-------------

                                                                                                                 

 

 

 

 

Г. Нерюнгри

2006

Оглавление

 

Введение 

3

Глава I

Теоретические и методологические данные

 

1.1

Память как высшая психическая функция человека

7

1.2

Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы

7

1.3

Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение

9

1.4

Сензитивным период развития памяти

12

1. 5

Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте

14

Глава II

Организация и проведение опытно-экспериментальной  работы

 

2.1

Практико – ориентированная  исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов

17

2.2

Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников

29

2.3

Основные принципы хорошей  работы памяти

30

 

Заключение

33

 

Литература

35

 

Приложение (законы памяти)

36


     

Введение

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.

 Благодаря памяти  мы используем в повседневной  жизни свой собственный опыт

 и опыт предыдущих  поколений. Память развивается  с детства

Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?

Попробуем ответить на эти  вопросы.

 

         Возможности  памяти безграничны. Человек начинает  запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замешается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П.Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Память, как и все психические  процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остаётся одной из главных проблем психологии.

       Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка.  К числу таких изменений относятся прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые. Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. В младшем школьном возрасте дети располагают, значительными резервами развития памяти.

На сегодняшний  день проблема  развития памяти у детей младшего школьного возраста является актуальной и социально значимой. Труды и исследования  многих ученых посвящены памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д.,  Смирнов А.А., Рибот и многие другие. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны учителям, что и послужило выбором темы исследования.

Человеку   надо много знать  и многое помнить, с каждым годом  все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное   функционирование личности и ее развитие.

Невысокая успеваемость школьников всегда  огорчительна и для родителей  и для учителей. Не менее  досадны  затруднения в усвоении большого объема информации. Все  чаще со  всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как- то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память можно определить как  психический, физиологический и  культурный процесс, выполняющий в  жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти младших школьников.

Предмет исследования: изучение различных видов памяти младших школьников.

Цель: Создать условия для исследования различных видов памяти следствием чего будет  эффективное обучение продуктивному запоминанию младших школьников.

Гипотеза: обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
  2. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития памяти младших школьников;
  3. Выявить типы памяти детей, оценить кратковременную зрительную и образную память, и  на основе полученных результатов разработать комплекс занятий по развитию памяти и опробовать его на практике.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования:

    • Теоретические (анализ, обобщение, классификация);
    • Эмпирические (тестирование, анкетирование);
    • Методы математической статистики.

База исследования:

Учащиеся 1-2 классов

Школа № 13;

Школа № 1.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса  занятий и рекомендаций по развитию памяти младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I – Теоретические и методологические данные

1.1. Память как высшая психическая функция человека

В греческой  мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П.Блонский).

Память человека можно  определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без  памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое    внимание  на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его  вызывающий, отсутствует.

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.

Иными словам память -  это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на  нас впечатление.

1.2.  Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы памяти

Физиологической основой  памяти является образование временных  нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей (Н.П.Павлов). Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом  и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным  данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в  синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.

Основные виды памяти.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

 Все виды памяти можно  условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;
  2. как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
  3. как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Типы памяти

У каждого человека есть свои особенности  памяти. Память может быть хорошей  по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются  между наглядно - образным и словесно-логическими  типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и  событий, кто-то мысли, выраженный в словах.

Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. но типы памяти обусловлены  не только  взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется  и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе  на компьютере, игре на музыкальных инструментах.

Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте