Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.

  • Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  • Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования.
  • Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  • Наладить отношения между педагогом и воспитанником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
  • Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства в работе с психокоррекционными группами даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

 

Коррекция посредством рисования. Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.[19, с.49].

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игру и рисование несерьезным делом и односторонне заменяют их чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Фактически же нужно то и другое. Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным, как раз и подверженным страхам, нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудочных занятий, включая компьютерные игры и шахматы. Но даже и при так называемой левополушарной ориентации необходимы как можно большее разнообразие в играх и рисование для расширения творческого диапазона и мира воображения ребенка.[30, с.41].

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Уже сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов. Подростки даже стесняются своего умения рисовать так, как им хочется, опасаясь выглядеть неловкими и смешными в представлении окружающих, и тем самым лишаются естественного способа выражения своих чувств и желаний.

Рисование страха. Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течении двух недель. На повторном занятии ребенку предлагается подумать и изобразить на обратной стороне того же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводиться на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

При отказе от рисования психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудовища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испариться». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

А.И. Захарова предлагает использовать методику «Рисуем страхи» для детей, которая проводится совместно с родителями. Эта методика состоит из нескольких занятий. Первое занятие начинается с беседы с ребенком. На нее отводиться не менее 20-30 минут. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Ребенку предлагается в качестве своеобразной психологической разминки немного поиграть. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков, в нем кровать, шкаф; теремок в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; куклы имитирующие сказочные персонажи, животных, людей и т.д. Отношение к ним может позволить обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявит страхи. Начинать спрашивать о страхах можно и в процессе самой игры, как бы, между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. В разговоре стараются не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи ты боишься…», а спрашивают: « Скажи, ты боишься или не боишься…» - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома.  

После диагностики страха следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная эмоциональная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха. В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить. Пожать руку и предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, что ты боишься, все на отдельном листе». На это задание отводиться две недели. Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма не просто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, нока ребенок решиться преступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пака он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознанием условности изображением страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется в художественный образ.

На следующем занятии существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков в игре братьев и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность за принимаемые решения о наличии или  отсудствие страха и заодно действует мобоилизирующим образом. Беседе, как и в первый раз, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий и игры с мячом.

Затем все садятся полукругом  так, чтобы удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках психолога. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет особого значения.

Каждый рисунок показывается всем присутствующим, с то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Ранее это было трудноосуществимым, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и может понять его переживания.

После просмотра первого рисунка следует реплика психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит так: «Боишься – не боишься?» Все слова произносятся ровным,  но не монотонным и, тем более не торопливым голосом. Скорее он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. После каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», « всему свое время» и т.д.

После  окончания обсуждения страхов называются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора нужно похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А так же нужно сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например, игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба из лука. Игра строится так,  чтоб ребенок обязательно смог выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. С согласия детей можно проиграть некоторые из «только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинете и т.д.

В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принести мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него. Здесь очевиден эффект внушения, - установки на определение страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способности справиться со своими страхами. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше при присутствии отца.

На данной, третьей по счету, встрече также предлагается сначала игра, но уже с учетом ушедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.

После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки, и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «молодец», «хорошо». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки или значка.[22, с.10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно экспериментальная

3.1.Констатирующий  эксперимент

 

Цель: Выявление  возможности коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста через рисование.

 

Задачи:1.Подобрать диагностические методики.

                   2.Провести диагностику страха.

                   3.Обработать и представить полученные  результаты.

База эксперимента: МБДОУ «Аленушка».

Дата прохождения: ноябрь – февраль.

Участники эксперимента: дети старшей группы  MБДОУ    «Аленушка»

При проведении обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) использовался следующий психодиагностический инструментарий:

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии