Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в
естественных условиях,
когда наблюдателю может
Существует
естественный эксперемент,
занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая
является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что
за ним специально наблюдают. Применяют и так называемое включенное
наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.
Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы
эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям. [6, c. 86]
Признаки
одаренности ребенка важно
их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений,
наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое
исследование называется лонгитюдным. Имеется в виду систематическое
наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть
непрерывным , изо дня в день, а может и с перерывами.[6, c. 92]
Большой
интерес для изучения
метод. Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма
эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а
отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана
с применением таких способов получения информации, как опросники,
обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ними, а также
опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем
и т.д.
Попова
Л. В. указывает, что среди
новых диагностических
первый план выходит биографический опросник как более надежное, чем
традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза
достижений. [6, c.85]
Таким образом, выявившаяся недостаточность традиционных тестов
интеллекта и криативности имела следствием повышение интереса к менее
формализованным методам диагностики. Биографический метод стал применяться
и к детям и к подросткам.
Глава 3: Воспитание
и обучение одаренных детей
3.1. Обучение одаренных детей
При
выявлении детей с
проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.
Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ.
Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.
Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны
учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся
следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений.
Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность
сосредотачиваться на
стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при
традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных
программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие
необходимых познавательных умений. [2, c. 205]
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных
учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и
избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на
сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает
возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию
себя и других. [2, c. 208]
Существуют
разные стратегии обучения
быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные
учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом
относят ускорение и обогащение.
Вопросы
темпа обучения являются
Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных
учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний
подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их
потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение
связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью.
[8, c. 193]
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям
ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному
развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной
программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс
для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях
начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих
одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на
поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение
заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У
невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго
задержаться в развитии. [2, c. 215]
Но
ускорение не является
одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы ,
построенные с использованием ускорения, следующие:
. Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать
интерес и повышенные способности в той сфере, где будет
использоваться ускорение;
. Дети
должны быть достаточно
. Необходимо
согласие родителей, но не
Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с
математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют
некоторые формы ускорения,
школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные
стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий,
прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей.
Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса
показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и
личностная зрелость ребенка. [2, c. 225]
Возможно
и ускоренное прохождение
обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает
индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на
этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или
иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который
очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже
четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в
ней участвует не один ребенок.
Также
применима форма перевода
переводу ребенок
оказывается в окружении
соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем,
дискомфорта и пробелов
в обучении. [2, c. 227]
Оптимальный
результат эффективной формы
одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и
методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные
программы основываются на сочетании двух основных стратегий —
ускорения и обогащения. [2, c. 229]
Сопоставление
стратегий ускорения и
другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд
недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько
индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения
каждого ребенка должна рассматриваться отдельно.
3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные
дети нуждаются в
Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную
подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в
“своем” учителе. [2, c. 203]
Неподготовленные
учителя часто не могут
знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные
учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя
часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения
заданий, а не качественное их изменение.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не
является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее
существенным факторам успешности работы учителя является глобальная
личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой
большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также
о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно
проявляются в межличностном общении. [8,c. 110]
По
мнению некоторых
детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно
отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие,
Информация о работе Основные направления деятельности психолога