Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

индивидуализированные программы;  создает  теплую,  эмоционально  безопасную

атмосферу  в  классе;  предоставляет  учащимся  обратную  связь;  использует

различные стратегии  обучения; уважает  личность;  способствует  формированию

положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет  творчество

и работу воображения;  стимулирует  развитие  умственных  процессов  высшего

уровня; проявляет  уважение и индивидуальность ученика. [2, c. 208]

      Успешный  учитель   для   одаренных    —   прежде   всего   прекрасный

учитель–предметник, глубоко знающий и любящий  свой предмет. В  дополнение  к

этому он  должен  обладать такими качествами, которые  существенны в  общении

с любым одаренным  школьником.

      Учителям  можно помочь развить указанные  личностные и  профессиональные

качества тремя  путями:

    . С помощью  тренингов — в достижении понимания  самих себя и других;

    . Предоставлением  знаний о процессах обучения, развития  и  особенностях

      разных  видов одаренности;

    . Тренировкой  умений, необходимых для того, чтобы  обучать  эффективно  и

      создать  индивидуальные программы.

      Техники  преподавания у прошедших специальную  подготовку  учителей  для

одаренных  и  обычных  учителей   примерно   одинакова:   заметная   разница

заключается в распределении  времени на виды активности. Учителя,  работающие

с  одаренными,  меньше   говорят,   меньше   дают   информации,   устраивают

демонстрации и  реже решают задачи  за  учащихся.  Вместо  того  чтобы  самим

отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они  больше  спрашивают

и меньше объясняют. [8, c. 100]

   Заметны различия  в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо

больше задают  открытых  вопросов,  помогают  обсуждениям.  Они  провоцируют

учащихся выходить  за  пределы  первоначальных  ответов.  Они  гораздо  чаще

пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.

      Большинство  учителей старается прореагировать  в речевой или иной форме

на каждый ответ  в  классе,  а  учителя  одаренных  ведут  себя   больше  как

психотерапевты:  они  избегают  реагировать  на  каждое  высказывание.   Они

внимательно и с  интересом  выслушивают  ответы,  но  не  оценивают,  находя

способы показать, что  они их принимают. Такое поведение  приводит  тому,  что

учащиеся больше взаимодействуют друг с другом  и меньше зависят от  учителя.

[8, c. 105] 

  Заключение

              В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к

проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и  развития  одаренных

детей и, соответственно, к  проблемам  подготовки  педагогов  для  работы  с

ними.

       Одаренность   сейчас  определяется  как  способность   к   выдающимся

достижениям в любой  социально значимой сфере  человеческой  деятельности,  а

не только в академической  области. Одаренность   следует  рассматривать  как

достижения и как  возможность достижения. Смысл утверждения  в том, что  нужно

принимать во внимание и  те  способности,  которые  уже  проявились,  и  те,

которые могут проявиться.

      Проблема  одаренности   представляет  собой   комплексную  проблему,   в

которой пересекаются интересы разных научных  дисциплин.  Основными  из  них

являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных  детей,  а  также

проблемы профессиональной и личностной подготовки  педагогов,  психологов  и

управленцев образования  для работы с одаренными детьми.

      С  психологической точки зрения  необходимо  отметить,  что одаренность 

представляет  собой  сложный  психический  объект,  в   котором   неразрывно

переплетены   познавательная,   эмоциональная,    волевая,    мотивационная,

психофизиологическая  и другие сферы психики человека.

      Особенности,  присущие одаренным,  обогащают   нашу  жизнь  во  всех  ее

проявлениях и  делают  их  вклад  в  нее  чрезвычайно  значимым.  Во-первых,

одаренных  отличает  высокая  чувствительность  во  всем,  у  многих  высоко

развито чувство  справедливости; они способны чутко  улавливать  изменения  в

общественных отношениях, новые веяния времени в  науке,  культуре,  технике,

быстро и адекватно  оценивать характер этих тенденций  в обществе.

      Вторая  особенность  —  познавательная  непрекращающаяся  активность  и

высоко  развитый  интеллект  дают  возможность  получать  новые  знания   об

окружающем  мире.  Творческие  способности  влекут  их  к   созданию   новых

концепций,  теорий,  подходов.  Оптимальное  сочетание  у  одаренных   детей

интуитивного и  дискурсивного мышления  (в  подавляющем  большинстве  случаев

при доминировании  первого над вторым) делает процесс  получения новых  знаний

весьма продуктивным и значимым.

      В-третьих,  большинству  одаренных   свойственны    большая   энергия,

целеустремленность  и  настойчивость,  которые  в  сочетании   с   огромными

знаниями и творческими  способностями  позволяют  претворять  в  жизнь  массу

интересных и значимых проектов.

      Среди  педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения

на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения  одаренных  детей

необходимо  создавать  специальные  классы  и  специальные   образовательные

учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные  дети  должны  обучаться

вместе со всеми  детьми,  иначе  они  не  научатся  жить  среди  «нормальных»

людей, общаться и  работать с ними.

      Пока  нет  комплексной  диагностики,  позволяющей  определить  общую   и

специфическую одаренность,  склонность  ребенка  к  тому  или   иному   виду

творчества. Одаренность  обнаруживается  только  тогда,  когда  ей  каким-то

образом удалось  проявиться и закрепиться. Еще не полностью  учитывается  тот

факт,  что  в  силу  личностных   особенностей   одаренные   дети   наиболее

чувствительны  к   неадекватным   оценкам,   несправедливым   и   негативным

воздействиям.  В  этой  области  имеется  дефицит  знаний  об   особенностях

поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

      Практическая  реальность высвечивает и то, что школа испытывает  особые

потребности  в  учебниках   и   программах,   в   которых   учитывались   бы

индивидуальные  запросы  и  интересы  одаренных  детей.  В   программах   не

закладываются  альтернативные  пути  продвижения  талантливого  ребенка   за

пределы курса.

      В  заключение необходимо напомнить,  что работа  педагога  с   одаренными

детьми — это  сложный и никогда не  прекращающийся  процесс.  Он  требует  от

учителей и воспитателей  личностного роста, хороших,  постоянно  обновляемых

знаний в области  психологии  одаренных  и  их  обучения,  а  также  тесного

сотрудничества  с   психологами,   другими   учителями,   администрацией   и

обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного  роста  мастерства

педагогической   гибкости,  умения  отказаться  от  того,  что  еще  сегодня

казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список использованных источников

1. С.С. Степанов. «Психологический  словарь для родителей», М., 1996.

2. «Психология одаренности  детей и подростков» под редакцией     Н.С.

   Лейтеса, М., 1996.

3. Терасье Ж.К.  «Сверходаренные дети», М., 1999

4. Клименко В. В.  «Психологические тесты таланта.  Харьков 1996

5. Попова Л.В. «Биографический  метод в изучении подростков  с разными видами

   одаренности», М., 1993

6. Богоявленская  Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и  др. « Рабочая концепция

   одаренности»  под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.

7. Теплов Б. М.  «Проблемы индивидуальных различий»  М, 1961,

8. Экземплярский  В. М. «Проблема школ для  одаренных», М., 1977 
 

Информация о работе Основные направления деятельности психолога