Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную
атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует
различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию
положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество
и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего
уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика. [2, c. 208]
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный
учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к
этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении
с любым одаренным школьником.
Учителям
можно помочь развить
качества тремя путями:
. С помощью
тренингов — в достижении
. Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях
разных видов одаренности;
. Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и
создать индивидуальные программы.
Техники
преподавания у прошедших
одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница
заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие
с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают
демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим
отвечать на вопросы,
они предоставляют это
и меньше объясняют. [8, c. 100]
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо
больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют
учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще
пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.
Большинство
учителей старается
на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как
психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они
внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя
способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что
учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
[8, c. 105]
Заключение
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к
проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных
детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с
ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся
достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а
не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как
достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно
принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те,
которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в
которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них
являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также
проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и
управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность
представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно
переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная,
психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее
проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых,
одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко
развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в
общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике,
быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая
особенность —
высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об
окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых
концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей
интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев
при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний
весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия,
целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными
знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу
интересных и значимых проектов.
Среди
педагогов и психологов
на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей
необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные
учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться
вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных»
людей, общаться и работать с ними.
Пока
нет комплексной диагностики,
специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду
творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то
образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот
факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее
чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным
воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях
поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые
потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы
индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не
закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за
пределы курса.
В
заключение необходимо
детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от
учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых
знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного
сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и
обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства
педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список использованных источников
1. С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
2. «Психология одаренности
детей и подростков» под
Лейтеса, М., 1996.
3. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999
4. Клименко В. В.
«Психологические тесты
5. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами
одаренности», М., 1993
6. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция
одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
7. Теплов Б. М.
«Проблемы индивидуальных
8. Экземплярский
В. М. «Проблема школ для
одаренных», М., 1977
Информация о работе Основные направления деятельности психолога