Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

    Наиболее  эффективными формами индивидуального  воздейcтвия на этом этапе являются:

    -  совместное обсуждение с родителями  хода и результатов коррекционной работы;

    -  анализ причин незначительного  продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

    -   индивидуальные практикумы по  обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания);

    -  помощь родителям в решении  их собственных проблем и в опpeдeлeнии перспектив личностного саморазвития.

    Важным  условием работы с родителями, дети которых посещают дошкольное учреждение и имеют задержку психического или речевого развития, является формирование у них адекватной оценки психического состояния ребенка в плане его готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения и воспитания. 

    Среди групповых форм работы хорошо зарекомендовали себя семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги, «Школа молодого родителя» и др.

    Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей. Свободная форма их про ведения предполагает, однако, ненавязчивое приглашение родителей «трудных» детей, например, на семинарское занятие «Коррекция агрессивного поведения у детей».

    Тематические  консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, с направленностью всей семейной жизни на активизацию их познавательной деятельности.

    Родительские  тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги может проводить только высококвалифицированный психолог, формы занятий различны - контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д. В психологической литературе имеется множество разработок, предназначенных для практических психологов и описывающих методику проведения разнообразных психологических тренингов.

    «Школа  молодого родителя»  сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности тех, чьи дети посещают дошкольное или специализированное дошкольное учреждение, школу или реабилитационный центр. При всем разнообразии форм этой работы главными остаются следующие принципы: систематичность проведения; целевое планирование мероприятий; тематическая связь с родительскими запросами; ориентация на конечную цель; учет социально- психологических установок родителей, коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя и специалиста, ответственного за эту работу. 

   Вопросы  для  самоконтроля

  1. Какие используются  диагностические методики, ориентированные на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений?
  2. Основные  технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей, имеющей детей.
  3. Охарактеризуйте специфические особенности  консультирования родителей агрессивных детей.
  4. В чем особенности консультирования семей  с младенцами,  детьми раннего и дошкольного возраста?
  5. Каковы особенности проблем детей младшего  школьного возраста ?
 

   Список  используемой  литературы

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. - М., 1995.
  3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Зверева О.А., Ганичева А.Н.. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
  6. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петерб ун-та, 2004.
  7. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
  8. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.
  9. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.
  10. Эйдемuллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 2000.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей