Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике
Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.
Темы докладов и рефератов
Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.
Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.
Порядок проведения игры
Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.
Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.
В ходе игры
1. Учебная группа разбивается на три команды.
Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.
Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).
Третья команда – эксперты (3–5 человек).
Время на распределение ролей – 5 минут.
Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.
2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку – 15 минут.
3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).
Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».
Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).
4. Подведение преподавателем
Цель игры. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.
Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.
В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).
Упражнение 1
Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения – вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.
Упражнение 2
Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:
1. По какой формуле шло развитие конфликта?
2. Кто был инициатором конфликта
и какой конфликтоген он
3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?
4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?
Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.
Порядок проведения занятия
Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.
В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.
Варианты решения задач
Задача 1
Вы недавно назначены
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Задача 2
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Литература
1.Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для студентов вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008.
2.Емельянов
С. М. Практикум по
3.Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн] - М.: МПСИ, 2005.
4.Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2005.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕСТЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
Задание {{1}}
Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между …
- 2 бессознательными установками
- сознательной и бессознательной структурами
+ 2 сознательными тенденциями
- между любыми внутриличностными структурами
Задание {{2}}
Полный перечень
структурных элементов
- роли оппонентов,
объект конфликта, среда
- позиции субъектов,
участники конфликта, зона
+ стороны конфликта,
субъективные и объективные
Задание {{3}}
К этапам конфликта относятся …
- эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие
- инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт
+ тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия
Задание {{4}}
Стратегия сотрудничества …
+ приводит к разрешению конфликта
- ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
- свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности
Задание {{5}}
Жесткие тактики поведения в конфликте …
- всегда используются
только после применения
+ ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента
- их присутствие
в конфликтном сценарии
Задание {{6}}
Стратегия соперничества …
+ ведет к
эскалации конфликта
- характеризует человека как эгоиста
- ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
Задание {{7}}
К групповым конфликтам относятся …
- личность - группа
- группа - группа
+ личность - группа, группа - группа
- микрогруппа - руководитель
Задание {{8}}
Предупреждение конфликта представляет собой …
+ управление
конфликтом с целью его
- вид деятельности, направленный на ограничение конфликта
- превентивную форму управления конфликтом
Задание {{9}}
Медиация - это …
- вмешательство
по типу юридического
+ любое посредничество
- ограниченный арбитраж
Задание {{10}}
Содержание управления конфликтом включает в себя …
+ прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
- прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение
- диагностику, предупреждение, регулирование, завершение
Задание {{11}}