Проблема самоубийств в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

На втором этапе диагностической  работы Хайкина М.В. предлагает использовать метод «незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

1) «Завтра я…»; 

2) «Когда я закончу школу…»;

3) «Наступить день, когда…»; 

4) «Я хочу жить, потому что…».

При обработке результатов психологу  необходимо обращать внимание на особенности  восприятия подростками окружающего  и на наличие или отсутствие осознанного  стремления к сохранению жизни. Эти предложения позволяют выявлять как особенности планирования своей жизни подростком, так и наличие у него осознанного стремления жить. Опыт использования данных незаконченных предложений показывает, что, несмотря на прошедшие 2-3 года после попытки суицида, у подростков-суицидентов сохраняется характерная особенность мировосприятия, негативное отношение к окружающему. Большинство из них стремится порвать с настоящим, но при этом не может сформулировать пути достижения выхода из неблагоприятной ситуации. Следовательно, можно говорить о том, что адаптация после попытки самоубийства произошла не полностью, и риск суицида по-прежнему существует. В отличие от суицидентов, большинство подростков из контрольной группы демонстрировали оптимистическое восприятие окружающего и их планы на будущее, не отвергали настоящее, а являлись его логическим продолжением [11, с.12].

Кроме вышеперечисленных методик  можно использовать:

    • Диагностическое интервью с семейным анамнезом;
    • Тест Личко «ПДО». По тесту Личко «ПДО» определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности.
    • Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен [11, с.12]. 

Кроме того, должно проводиться обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и так далее может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диагностика суицидального поведения – это серьезная и сложная работа. Диагностика должна проводиться комплексно с применением различных методик.

 

    1. Меры профилактики суицида среди подростков

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика  депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния -  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния [13, с.160].

Знание социальных и психологических  предвестников суицида может помочь понять и предотвратить его.

Суицидальная активность зависит  от целого ряда факторов. Специалисты  по суицидальному поведению указывают, что вероятность самоубийства возрастает: в вечернее, ночное и утреннее время, когда подростки  предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями.

Многие зарубежные кризисные службы разработали целые стратегии, 
направленные на снижение риска суицида при общении с подростком лицом к лицу [13, с.161].

В профилактике самоубийств  большую роль могут сыграть антисуицидальные факторы, препятствующие формированию у детей и подростков мыслей о  самоубийстве. Тесные эмоциональные  связи с семьей, друзьями, нежелание причинить боль родным и близким, атмосфера благополучия в доме и любви к жизни, наличие различных источников получения положительных впечатлений, чувство долга и ответственности зачастую способствуют преодолению саморазрушающих намерений [2, с.112].

Целенаправленная работа взрослых в указанном направлении при подведении подростком «итогов жизни» и обдумывании способа самоубийства, воспоминания о дорогих людях, приятных эпизодах могут остановить развитие суицидальных тенденций или задержать их созревание. Здесь могут помочь такие методы арт-терапевтической работы, как фототерапия (реконструкция жизненного пути через фотографии и другое), кинотерапия (создание видео или мультимедиа роликов о жизни подростка) и другое.

Не менее важным стимулом способны выступить эстетические чувства: если подросток будет иметь реальное представление о том, как страшно и безобразно выглядят самоубийцы, это может предотвратить попытки прекратить собственную жизнь.

Достаточно весомым антисуицидальным фактором может выступать страх перед физическими страданиями, а также боязнь стать инвалидом в случае неудавшейся попытки [2, с.113].

Психологическая поддержка  подростка, оказавшегося в трудной  жизненной ситуации, должна вестись  комплексно и параллельно со школой осуществляться в семье. Поэтому психологам необходимо обучать родителей навыкам общения с детьми (родительские клубы, тренинги переориентации поведения и так далее). Особое внимание желательно акцентировать на таких моментах, как необходимость в разговорах с ребенком с раннего детства подчеркивать ценность и неповторимость жизни. Чрезвычайно важно выделять сыну или дочери время для обдумывания происшедших событий, определения своего отношения к ним, позволяя при этом выражать любые эмоции, не ожидая постоянного веселья и жизнерадостности. Для подростков важны разговоры об их значимости, важности, нужности, об их возможных перспективах в жизни и, конечно же, об их прошлом: какими они были в детстве, как говорили, когда пошли, яркие события детства. Кроме этого, родителям хорошо «раскрыть карты» перед подростками, рассказать о своих проблемах в этом возрасте, о способах преодоления сложных жизненных ситуаций [6, с.26].

Для предотвращения трагического исхода, по мнению детских психиатров, законным представителям детей следует объяснить, как обсуждать с ребенком произошедшее травмирующее событие. Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для сына или дочери ситуаций. Помогая детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений или оценок, но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей — нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В-третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Чего ни в коем случае нельзя делать — это играть на самолюбии подростка, провоцируя его на самоубийство и думая, что он не способен совершить подобный поступок [4, с.123].

Вторичная профилактика проводится в отношении тех, кто  выказывает желание покончить с  собой. И здесь следует особенно опасаться упомянутого мифа, что  рассуждающие о самоубийстве никогда  его не совершают. На самом деле многие подростки перед попыткой суицида раскрывают задуманное, прибегая к выражениям типа «когда меня не станет...», которые должны насторожить взрослых. Такие высказывания ни в коем случае нельзя игнорировать, ибо окончательные приготовления к самоубийству могут быть сделаны очень быстро и привести к трагедии.

Подтолкнуть ребенка к самоубийству способна практически любая стрессовая ситуация. Чтобы помочь ему выйти из нее, надо умерить критичное отношение подростка к себе. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах [4, с.200].

Американский исследователь  Эрл Гроллман сформулировал несколько  требований проведения беседы с подростком, продумывающим способы ухода из жизни. Для начала он рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;  
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; 
  • не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • привести конструктивные способы ее решения;
  • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Озвучивание подростком мыслей о самоубийстве должно насторожить также и родителей, которым следует полностью изменить стиль взаимоотношений с ним. Взрослые должны знать, что единичные разговоры по душам ситуацию не исправят, ибо после первой беседы на тему самоубийства подросток как бы обретает веру в себя, но в течение какого-то времени возможен возврат намерений. Поэтому родителям важно наблюдать за ребенком, проявлять к нему особую заботу и разобраться в причинах высказываний подростка. Причем не следует бояться спрашивать у ребенка, не посещают ли его мысли уйти из жизни, ибо этими вопросами можно дать возможность ребенку высказаться и психологически разрядиться [8, с.40].

Зачастую первыми о  саморазрушающих мыслях узнают близкие  друзья или одноклассники, с которыми подросток делится своими переживаниями. Разговор по душам может произвести сильное жизнеутверждающее воздействие.

Американский психолог Юджин Джендлин формулирует правила общения с суицидентом, которые частично совпадают с предложенными Э. Гроллманом. Например, друг или подруга потенциального подростка-самоубийцы должны больше слушать, чтобы побудить суицидента высказываться о волнующих и болезненных переживаниях. Следует также сдерживать желания утешить или рассказать свою историю, так как подобные слова могут привести к окончанию разговора. Важно задавать вопросы, составляя их из слов собеседника или своих собственных, но отражающих суть уже сказанного. Подобная техника даст возможность суициденту почувствовать, что его слушают и понимают. Кроме того, сказанное желательно повторить, а это уже и есть начало процесса помощи. Можно просить повторять или уточнять некоторые фразы, побуждая подростка яснее выражать свои мысли. Немаловажно давать возможность понять суициденту, какие чувства испытывает к нему или к себе его собеседник, что происходит между ними в это время [17,с.123].

Если все усилия специалистов, родителей и друзей не достигли цели, и он приступил к активной аутоагрессии, наступает время для третичной профилактики. Ее адресатом становятся подростки, предпринявшие демонстративную попытку суицида, их родители и друзья. Здесь важно понимать, что показное принятие подростком снотворного или нанесение порезов на руке таким образом, чтобы окружающие успели помешать, является предпосылкой к суициду. Поэтому к подобным действиям надо относиться со всей серьезностью. Если кризисная ситуация не меняется, возникает рецидив, и самый опасный период — 1-3 недели после первой попытки [17, с.126].

Проанализировав три  главных компонента ближайшего постсуицида, в том числе, актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций и отношение к совершенной попытке, российские суицидологи выделили на их основании 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический, когда конфликт утратил свою значимость, напряжение спало, и суицидальный мотив исчез. По отношению к совершенной попытке ребенок испытывает стыд и страх, понимает, что подобные действия не разрешают ситуацию, поэтому вероятность повторения минимальна.

2. Манипулятивный, когда конфликт теряет актуальность вследствие благоприятного воздействия на окружающих. Ребенок испытывает легкий стыд и страх перед смертью, суицидальные тенденции также исчезают, однако у подростка возникает ощущение результативности подобного поведения для достижения своих целей, поэтому вероятность повторения суицидальной попытки высока.

Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте