Психодиагностика памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:20, реферат

Краткое описание

Цель: психодиагностика уровня развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа современной психологической литературы дать понятие о памяти как психическом познавательном процессе, провести обзор основных теорий памяти, охарактеризовать виды и процессы памяти;
2) раскрыть возрастные особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3) отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти;
4) провести качественный анализ полученных эмпирических данных и сформулировать основные выводы данного исследования;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования памяти младших школьников 5
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса. Основные теории памяти 5
1.2. Возрастные особенности и развитие памяти в младшем школьном возрасте 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста 30
2.1. Описание методик исследования 30
2.2. Описание опытно - экспериментального исследования 37
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

— 264.02 Кб (Скачать файл)

Сравнительно простые  события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу  прочно и надолго, и по истечении  многих лет с момента первой и  единственной встречи с ними могут  выступать в сознании с отчетливостью  и ясностью.

Более сложные и менее  интересные события человек может  переживать десятки раз, но они в  памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его  неоднократного переживания, чтобы  в дальнейшем  точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением  числа ее повторений.

 То, чем человек особенно  интересуется, запоминается без  всякого труда. Особенно  отчетливо   эта закономерность проявляется  в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные  впечатления запоминаются лучше, чем  привычные, часто встречающиеся.

Сосредоточенность  на изучаемом  материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить  память на восприятие только потенциально полезной информации.

Для лучшего  запоминания  материала рекомендуется повторять  его незадолго до нормального  отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку  не будет смешиваться с другими  впечатлениями, которые в течение  дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

О ситуациях, оставшихся в  нашей памяти яркий, эмоциональный  след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные  эмоции, как правила, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания  человек находится в приподнятом  или подавленном настроении, то искусственное  восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Прежде всего, необходим, получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможного большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

Внимательность, внимательность, внимательность. Если предположить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических часов цифра шесть. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Повторение.

Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и  приводит следующий пример: « Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они  в значительной мере достигают этого  путем повторения. Мы можем запомнить  все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно  часто  повторять это». Чем больше объем  информации, тем больше потребуется  повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, ели разбить  его на части.

Повторение подряд заученного материала менее продуктивно  для его запоминания, чем распределение  таких повторений в течение  определенного  периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть».

Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

С усилием  внимания к  запоминаемому материалу число  повторений, необходимых для  его  выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и  конец заучивания приходилось сравнительно большое число повторений, чем  на середину.

Распределение повторений в  течение суток дает экономию времени  более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

Ассоциации.

Один из способов запомнить  факт – это ассоциировать его  с каким-либо другим фактом. «Все, что  возникает в сознании, - говорит  профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а, будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с  тем, что там уже было.…Тот, кто  больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более  тесные  сведения и устанавливает  между ними более тесные взаимосвязи, будут обладать лучшей памятью».

Для ассоциативной связи  впечатлений и их последующего воспроизводства, особо важным представляется то, что  являются ли они разрозненными или  составляют логически связанное  целое.

Чем больше разнообразных  ассоциаций при первом знакомстве с  ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной  разработке этих ассоциаций, тем лучше  запоминается сам материал. Для того чтобы ассоциировать один факт с другим. Уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе также вопросы: «Что это напоминает?», «На что это, похоже?», «Почему это так?», «как получилось, что это так?», «Когда это бывает?» и так далее.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в  его памяти изолированным. Будучи запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив  в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них  влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания  иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних  схем  припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает  тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными  событиями и их проявление в сознании порождает припоминание конкурирующих  событий.

Осмысленное восприятие.

Установка на запоминание  способствует ему, т.е. запоминание  лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой  соответствующую  задачу. При установке  на запоминание важно заранее  спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен  по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить  из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим  образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются  на относительно близкой дате сдачи  экзамена, не «программируя»  себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь  в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал, предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

То, что в структуре  деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем-то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Любая из  частей, на которые  при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более  или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию. Придать ей целостную, осмысленную  структуру, тем легче она потом  припоминается. Один из эффективных  способов структурирования запоминания  – это придание запоминаемому  материалу структуры типа «дерево». Такие структуру широко используются  везде, где необходимо кратко  и  компактно представить  большой  объем информации. Данный прием существенно  облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманной  и четко  сформулированных вопросов к изученному материалу, ответы на которые  могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему  запоминанию. При запоминании какого-либо  текста в памяти запечатлеваются  не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько  содержащиеся в нем мысли.

То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче  и лучше то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова  являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в  себе связанную с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание  является наиболее продуктивным.

Некоторые эффекты  и законы памяти.

Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что в последствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и память, первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

В своих исследованиях  А.А.Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и  сами эти препятствия.

Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции.  Это – улучшение со временем произведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ¼ - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшее результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заученного материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь  памяти Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаев амнезии – временных потерь памяти, отмечают две закономерности:

- Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

-  Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливается наиболее простые и  старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания носит  прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие  тридцать дней.

Закон мотивированного забывания  по Фрейду гласит, что человек имеет  склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое  мотивационное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется  в тех случаях, когда они связаны  с воспоминаниями, порождающими отрицательные  эмоциональные переживания.

Между точностью воспроизведения  событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная  связь. Человек может  объективно правильно воспроизводить события, но  не осознавать этого и, наоборот ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит  их правильно.

Плохая память человека может  быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры  удачного припоминания дают гипноз. Под  его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые  события далекого детства, впечатления  о  которых, казалось бы,  навсегда утрачены. Процессы и воспроизведения  информации несовместимы и противоположно направлены. Можно утверждать, что  обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время  как воспроизведение даже большего объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного  вакуума человек ощущает некоторое  прояснение памяти, да и ума в целом.

 

 

 

1.2. Возрастные особенности и развитие памяти в младшем школьном возрасте

В  обсуждении проблемы памяти мы имеем ряд дискуссий, столкновение различных мнений, и  не только в плане общих философских  взглядов, но и в плане чисто  фактического и теоретического исследования.

  Память была  излюбленно главой, которая в ассоциативной психологии клалась в основу всей психологии: ведь с точки зрения ассоциации рассматривались и восприятие, и память, и воля. Иначе говоря, законы памяти эта психология пыталась распространить на все остальные явления и учение о памяти сделать центральным пунктом во всей психологии.

Центральным фактором, в котором сосредоточен целый  ряд знаний как теоретического, так  и фактического характера о памяти, является проблема развития памяти.

Информация о работе Психодиагностика памяти младших школьников