Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3

1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14

2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29

Заключение ..................................................................................................... 48

Список использованных источников .......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

          По определению Рубинштейна, "существует  два вида учения или, 

точнее, два способа  научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в этом случае — не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен". В качестве "другой деятельности» мы используем конструктивную деятельность с разнообразными моделями. Ее результат внешне очень привлекателен для ребенка (забавный рисунок, аппликация или конструкция). Это не прямое, а косвенное формирование мотивации. Чем младше ребенок, тем труднее нам рассчитывать на осознание им внутренней мотивации учения [13, 2].

Методики для  диагностики познавательных процессов:

• Внимание

1. Методика Пьерона  – Рузера. Кодирование геометрических  фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб – горизонтальная черточка, круг – оставить пустым, квадрат – в центре точка, треугольник – вертикальная черточка.

2. Методика кодирования  Д. Векслера:

кодирование 9 цифр для  детей 8–15 лет (4 ряда по 25 цифр). За 2 минуты ребенок должен закодировать как  можно больше цифр.

3. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркивать разными способами 2-3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой.

Во втором классе в  первом и во втором полугодии учащиеся ищут но две буквы, в третьем классе — по три. При этом рекомендуется каждую букву зачеркивать особым способом. При повторном тестировании это требование становится обязательным. Работа не считается успешной, если правила зачеркивания не соблюдались, хотя она и сделана без ошибок. В таком случае ученику предлагается ее переделать.

4. Проба Ландольта  представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строки по 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец. Предлагается о течение 5 минут зачеркивать два типа колец.

5. Методика “Красно-черная  таблица”. Требуется таблица Горбова – Шульте с цифрами от 1 до 24 черного цвета и от 1 до 25 красного цвета. Необходимо указывать и называть цифры черного цвета от 1 до 24, а красные – от 25 до 1. Выполнить задание нужно выполнить быстро и без ошибок.

6. Методика Мюнстенберга. Среди набора букв необходимо найти слова и подчеркнуть их. Время выполнения 2 минуты.

7. Методика “Расстановка  чисел”. Требуется в течение двух  минут расставить в свободных  клетках одного квадрата в  возрастающем порядке числа, расположенные  в случайном порядке в 25 клетках другого. Оценка производиться по количеству правильно записанных чисел.

 

• Память

1. Исследование непроизвольной  зрительной памяти. Детям предлагается  запомнить 10 картинок, а затем  воспроизвести их на вербальном  уровне.

2. Методика “Оперативная память”. Детям зачитываются числа – 10 рядов по 5 чисел в каждом. Их задача запомнить 5 чисел в том порядке, в каком они были прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим и т.д. Полученные четыре суммы записать.

 

• Мышление

1. Методика сюжетно  связанных картинок. Ребёнку предлагается  разложить картинки в соответствии  с логикой развития сюжета.

2. Методика “Четвертый  лишний” в двух вариантах:

 а) Ребёнку предлагаются  наборы из четырёх предметов,  один из которых не может быть обобщен с другими по общему признаку, т.е. – “лишний”.

 б) Поочередно предлагаются пять карт со словами различной тематики. Необходимо определить обобщающее слово и выявить “лишнее”.

3. Методика “Нелепицы”. Требуется определить из множества  ситуаций изображенных на рисунке те, которые не соответствуют действительности. 

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Организуя общение с детьми, педагог-психолог интегрирует коррекционно-развивающую и игровую деятельность.

Проблемные ситуации создаются вокруг предметов, их назначения, использования. Проблемная ситуация, успех в деятельности, замена дидактического материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств предметов. Дальнейшее конструирование коррекционно-развивающего процесса связано с включением освоенных ребенком способов поведения в его повседневную жизнь.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

– игровые ситуации, требующие  оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

– дидактические игры, которые, связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

– телесно-ориентированные  техники;

– психогимнастика и  релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук [14, 23].

Основной формой воздействия  педагога-психолога на детей группы ЗПР являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение детьми программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы – это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Особенностью ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Дети с ЗПР характеризуются также низкой познавательной активностью, недостаточностью процессов восприятия, памяти, внимания. Им трудно соединить отдельные детали в единый образ, но все отклонения от нормы у них отличаются изменчивостью. У детей данной категории нет инертности психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослых эти дети могут выполнять предлагаемые им инструкции и интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Для детей с ЗПР  целесообразно разрабатывать конкретные специальные программы по физическому  воспитанию. Следует учитывать, что  у детей с ЗПР снижена работоспособность, то есть они быстро устают. Кроме того, у них очень низкая реактивность процессов возбуждения и торможения. У них наблюдается чрезмерное возбуждение (что и так характерно для младшего школьного возраста) или преждевременная заторможенность нервных процессов. Главный недостаток развития у детей с ЗПР - несформированность соответствующих возрасту умений и навыков.

В ходе обследования детей: Гизунова Дмитрия (8 лет), Кривоноговой Дарьи (8 лет), Кузьменок Владислава (11 лет) и Пронечкиной Ольги (8 лет) были выявлены отклонения  различных познавательных процессов : слабая концентрация внимания (дети быстро устают), слабая зрительная память на числа, запоминают около 60% информации, но непрочно сохраняют её, воспроизводят с ошибками и непоследовательно. Дети способны классифицировать предметы, но допускают ошибки в обобщении и подборе аналогий; в серии сюжетных картинок не могут осмыслить полностью

логическую связь в  последовательности событий; недостаточно понимают скрытый смысл метафор, пословиц и поговорок. У них наблюдается   нарушение эмоционально- волевой сферы.

Для данных детей на основе проведенного диагностического обследования были разработаны различные коррекционные  программы, направленные на дальнейшее развитие с целью компенсации психофизических нарушений.                                                                                                                                                                                                     

 

 

2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР

 

 В настоящее время  одной из мер коррекции временных  задержек психического, речевого, моторного  развития может стать обучение  ребенка в классах "коррекционно-развивающего  обучения", которые получили широкое  распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции.

Очень важно, чтобы учитель  и родители знали, что трудности  на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены [15, 154].

С помощью всевозможных корректирующих упражнений и заданий  можно уровень развития ребенка  довести до нормы. Только для этого потребуется много времени, терпения и усилий.

Родители должны оценить  возможности ребенка с ЗПР  и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов  и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

Согласно наблюдениям, около 50% детей, имеющих ЗПР - дети с  агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности среды воспитания (семьи алкоголиков, наркоманов, неполные семьи) также повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. Это повышает уровень агрессии детей.

Дети, родители которых  отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют  себя в полной безопасности и также  становятся агрессивными.

Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети влияют на дальнейший ход событий и добиваются своего.

Коррекционную работу с  агрессивными детьми целесообразно проводить по следующим направлениям [14, 6]:

1) Обучение агрессивных  детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2) Обучение агрессивных  детей приемам саморегуляции.  самообладанию.

3) Отработка навыков  общения.

4) Формирование эмпатии  и доверия к людям.

 

Коррекционно-развивающие программы для детей с ЗПР.

I. Развитие эмоцинально-волевой сферы.

Цель. Расширение кругозора  детей; развитие их эмоционально-волевой  сферы, пространственно-временных представлений. Учить детей выражать свое отношение к происходящему, сочувствовать другому человеку с помощью мимики и жестов.

Занятие 1.

Задачи

1) Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира.

2) Наполнить содержанием понятие "эмоции".

3) Способствовать осознанию детьми собственных эмоций.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Упражнение "От улыбки станет всем теплей»

Психолог. Если у вас  хорошев настроение, то как вы можете подарить его другим людям при  встрече? Как вы без слов сообщаете  им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть  других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

 Поднимите большой  палец правой руки те, у кого  сейчас хорошее настроение и  кто готов поделиться им с  остальными. А теперь все, кто  поднимал палец, образуйте круг. В центр этого круга станут те, у кого сейчас не очень хорошее настроение. Игроки с хорошим настроением будут посылать свои улыбки в центр круга. Итак, от улыбки станет всем теплей. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение.

После этого упражнения дети садятся в общий круг.

Игра «Передача  предмета по кругу»

Психолог. Водящий задумывает какой-нибудь предмет. Он показывает, как  выглядит этот предмет, с помощью  жестов соседу слева, который принимает  этот воображаемый предмет и передает его дальше по кругу. Так происходит до тех пор, пока воображаемый предмет не вернется к водящему. В этой игре необходимо придерживаться двух правил: не разговаривать и стараться понять, какой предмет вам передают.

После каждого раунда игры психолог организует обсуждение того, какой предмет передавался по кругу. Обсуждение идет в обратной последовательности.

2. Работа по теме

Игра «Превращения в животных»

Психолог. В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:

 – испуганного  зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);

 – печального и  грустного козленочка-Иванушку из  сказки про Аленушку;

 – любопытного  енота;

 – страдающего  Гадкого утенка;

 – сердитого льва  — царя зверей;

 – радостную, неунывающую  мартышку из мультфильма "48 попугаев».

Дети выполняют задание.

Психолог. Всего, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть эмоции.

Беседа по тема «Что такое эмоции»

Психолог. Тема нашего занятия "Что такое эмоции». Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, когда в последний раз вы сильно удивились.

Психолог. А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно у  вас вызывает обиду? Расскажите, какие  события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать  радостным? В каких ситуациях вы сердитесь, сильно злитесь?

Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы.

Психолог. Итак, не только животные - герои любимых сказок и мультфильмов могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых  событий испытывать определенные эмоции. Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие. Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывают у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

3. Подведение итогов.

Информация о работе Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве