Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЧГПУ»)

 

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Квалификационная работа

на тему: Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

 

 

 

 

Выполнила:

Лукманова Зиля Габдрауфовна,

факультет психологии

4 курс 401 группа

 

Научный руководитель:

Капитанец Елена Германовна,

к.псх.н., доцент

 

 

 

Челябинск, 2013 г.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3

Глава 1  Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5

1.2. Особенности проявления агрессивного  поведения у подростков….…. 11

1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19

Глава 2   Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет

2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32

2.2. Характеристика выборки и  анализ результата исследования…………. 42

Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения

3.1. Программа психолого-педагогической  коррекции агрессивного поведения  подростков…………………………...……………….………………….. 50

3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального  исследования…..…. 55

3.3. Рекомендации родителям и  педагогам по коррекции агрессивного  поведения подростков……………………………………………………………….. 67

Заключение.………………………………………………….………………… 73

Библиографический список.………………………………………………….. 76

Приложение…………………………………………………………………… 82

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе проблема управлением агрессивным поведением и осуществлением контроля проявлением агрессивности ребенка, на любом возрастном этапе, всё большей степени привлекает внимание самых разных специалистов – психологов, психиатров, социологов, педагогов. Агрессивность в структуре личности человека служит предпосылкой формирования различных форм поведения – конструктивных, социально позитивных, просоциальных, либо напротив – разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и антисоциалный характер.

Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Выше изложенные противоречия определили выбор темы нашего исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить особенности проявления агрессивного поведения у подростков.
  3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
  4. Определить этапы, методы и методики исследования.
  5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
  6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
  7. Проанализировать результатов опытно-экспериментального исследования.
  8. Разработать рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков.

Для решения поставленных задач нами были использованы методы и методики научно-педагогического исследования.

Методы и методики исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и обобщение.

Эмпирические: эксперимент, опрос, тестирование по методикам:

  1. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
  2. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»;
  3. Проективная методика исследования личности тест «Руки»                 Э. Вагнера.

Метод обработки полученных - методы математической статистики.

База исследования: МОУ СОШ № 2, г. Копейска, Челябинской области. В исследование принимали участие подростки 11 «А» классов. Количество испытуемых 18 человек.

 

 

 

 

Глава 1  Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

1.1. Понятие «агрессивное  поведение» в психолого-педагогической  литературе

Практический каждый исследователь, который изучал человеческую агрессию, дают разные определения этого понятия. Это связанно с чрезвычайной объемностью понятия «агрессия», охватывающего огромный спектр поведенческих реакций. Э. Фромм по этому поводу заметил, что агрессия – «коллекция храма, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, о которых мы не знаем, как их анализировать или даже точно назвать, либо такие, анализ или наименование которые нас не интересуют» [22, с. 96].

Слово «агрессия» происходит от латинского «adgradi», которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать» [7, С.10]. Но классическое определение было предложено А. Бассом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму» [30, с. 12].

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как «тенденции приближения к объекту или удаления от него» [2, c. 7].

Р. Бэрон, Д. Ричардсон рассматривают агрессию как «любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [8, с. 16].

В психологическом словаре определение агрессии звучит так: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [54, с. 16].

В толковом словаре современного русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение «Агрессия – это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [41, с.18].

В психолого-педагогической и специальной литературе используется также и термины «агрессивность». А.А. Реан указывает, что «различие понятий “агрессия” и “агрессивность” ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов» [73, с. 5].

Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля [32, с. 18].

Агрессивность - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношения жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [55, с. 76].

Исходя из приведенных определений, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. Но в тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структуру, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека; агрессивное поведение проявляется нанесением страдания, причинение ущерба другим.

Проблема агрессивного поведения привлекает внимание психологов, поэтому X. Хекхаузен сделал обзор теорий зарубежных психологов, которые объясняют природу агрессивного поведения, и выделил три направления в изучении мотивации агрессивного поведения:

1. Теория влечения (инстинкта) З. Фрейда. Агрессивное поведение дано от природы, т.е. агрессия - это есть инстинкт.

2. Фрустрационная теория Дж. Долларда. Агрессия – это естественная реакция организма на состояния депривации и фрустрации.

3. Теория социального научения А. Бандура. Агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.

Представитель первого направления З. Фрейд понимает агрессию как инстинкт. Эта двухфакторная теория  предполагает, что индивидуальное поведение побуждается двумя основными силами, являющимися неотъемлемой частью человеческой натуры: инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос). В то время как эрос толкает человека на поиски удовлетворений, танатос направлен на саморазрушение [57, с. 45]. Агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась. Это действие по отношению к другому рассматривается как механизм высвобождения энергии путем, которой защищает внутрипсихологическую стабильность действующего объекта. З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти и определяет как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека [27, с. 91].

Продолжая развивать теорию о влечениях З. Фрейда, его дочь Анна Фрейд, основываясь на психоаналитическом исследовании «По ту сторону принципа удовольствия» (З.Фрейд, 1920) пришла к выводу о том, что «агрессивность преследует свои собственные ограниченные земные цели и одновременно служат более значимым биологическим целям жизни и смерти» [70, с. 355].

Представитель второго направления Дж. Доллард, и его коллеги, положил начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Данная теория исходит из того, что, во-первых, агрессия всегда следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [44, с. 93]. Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Н.Д. Левитов дает такое определение: фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Так как человек — общественное существо, и фрустрация имеет у человека состояние как провоцируемом «барьерам», который блокирует деятельность [33, с. 118].

 Фрустрация долгое время рассматривалась в качестве основной причины агрессии. В соответствии с данной гипотезой склонность к агрессивному поведению усиливается, когда блокируется целенаправленное поведение. Весьма вероятно, что корни фрустрации лежат в потребности контролировать или быть контролируемым. Когда этому что-либо препятствует, человек пребывает в состоянии активации (испытывает чувство фрустрации). Какими будут действия, зависит от множества социальных и культурных факторов. Одна интересная и важная особенность фрустрации заключается в том, что она должна стать достаточно сильной, чтобы действительно инициировать агрессивное действие. Это означает, что должен быть пересечен определенный порог, прежде чем возникнет агрессия [38, с. 324]. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические моральные, духовные препятствия. Вся жизнь заключается в борьбе с ними. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма; в виде проявления садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева [26, с. 78].

Наиболее влиятельным представителем третьей концепции является           А. Бандура. Согласно теории социального научения, поведение человека формируется под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессивности [44, с. 94]. Агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороны личности, и ослабить ее можно путем направленности агрессивной энергии в социально приемлемые формы [26, с. 80].

Теория социального изучения сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируется в течение жизни и в частности в процессе социализации личности; особенно – в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников. Агрессивное поведение может выполнять функцию защиты или адаптации к социальным условиям, а в рамках противоправного поведения – инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному [44, с. 75].

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет