Исходя из того, что развитие
ребёнка осуществляется в деятельности,
а подросток стремится к утверждению себя,
своей позиции, как взрослый, среди взрослых,
то необходимо обеспечить включение подростка
в такую деятельность, которая лежит в
сфере интересов взрослых, но в то же время
создаёт возможности подростку реализовать
и утвердить себя на уровне взрослых.
Психологический смысл этой
деятельности состоит для подростка в
том, что участвуя в ней, он фактически
приобщается к делам общества, занимает
в нём определённое место и удерживает
свою новую социальную позицию среди взрослых
и сверстников. В процессе этой деятельности
подросток признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его потребностей.
Такая деятельность предоставляет подростку
возможность развития его самосознания,
формирует нормы его жизнедеятельности.
При защитной агрессии рекомендуется,
прежде всего, работа по обучению средствам
общения. Кроме того, необходимо снять
тревожность, чему способствует теплая
эмоциональная атмосфера домашнего общения,
душевный комфорт, ибо за защитной агрессией
стоит ощущение небезопасности, угрозы
внешнего мира.
Правила психологической самообороны
для подростков.
Эмоциональная нейтральность.
В стрессовой ситуации, которую Вам навязывают,
важно сохранять эмоциональное спокойствие,
которое позволит адекватно оценить ситуацию
и выбрать верный способ реагирования
на неё.
Вступая в контакт с человеком,
который угрожает или оскорбляет необходимо
обратить внимание на степень его агрессивности.
Направлена она против Вас лично или это
агрессивность общего характера.
В таких ситуациях следует
продемонстрировать свое спокойствие
и уверенность в себе, спокойствие может
снизить степень гнева противника; лучший
способ воздействия при презрении противника
будет сохранение собственного достоинства;
демонстрируйте не только спокойствие,
но и уверенность в себе, собственную силу,
если заметили страх противника. Отвечать
следует твердо, уверенно, спокойно, неторопливо,
обращая ответ в пространство. Перед ответом
важно выдержать небольшую паузу и внимательно
посмотреть в лицо собеседнику. Беседуя
с человеком надо быть сдержанным, не высказываться
оценочно, не давать советы, если об этом
не просят, не помогайте, предлагайте свою
помощь в чем-то конкретном, после своих
важных дел.
Физическое избегание. Самый
простой вид защиты - физическое избегание,
т.е. сведение общения к минимуму. В такой
ситуации можно общаться через посредника,
когда с неприятным человеком нужно уладить
какие-то дела, а эмоционально-чувственная
сфера не дает спокойно этого сделать.
Постарайтесь представить как бы хотелось
выйти их такой ситуации в идеале и составьте
шаблоны подходящих фраз. В ситуациях
противостояния, когда на Вас давят высказывания,
затрагивающие ваше достоинство, на первое
место выдвигается умение проявить выдержку,
самообладание. Сделать это бывает совсем
непросто, но крайне важно.
"Маленький и смешной".
Попробуйте воспользоваться этой методикой,
когда Вас пытается спровоцировать на
конфликт человек, который явно сильнее
вас. Представьте агрессора в виде какой-нибудь
смешной зверушки вроде Чебурашки, прыгающего
около Вас и с комической серьезностью
нападающего на Вас, либо в виде капризного,
истеричного, орущего с серьезным видом,
невоспитанного ребенка. Можно также мысленно
уменьшить себя по отношению к агрессивному
началу.
5 выпускных клапана для
гнева.
1. Устранитесь от ситуации.
Это проблемно-ориентированная стратегия,
которая создаст время для возможности
«остыть». Воспользоваться техникой глубокого
дыхания. Это поможет воздержаться от
импульсивных или агрессивных действий,
которые могут усугубить ситуацию.
2. Выполняя упражнения, гоните
гнев прочь. Выполняйте любые физические
упражнения, которые лучше всего подходят,
чтобы попытаться разрядить сдерживаемое
возбуждение. Упражняйтесь, пока не устанете,
и пока не отступят гневные чувства.
3. Изометрические упражнения.
Если не имеете возможности выйти из ситуации
и заняться упражнениями, попробуйте изометрические
упражнения. Упритесь руками в стену и
толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят.
4. Вопите, кричите. В буквальном
смысле слова, сколько хватит воздуха
в легких, пока не выбьетесь из сил. Но
вопить или кричать на себя (например,
в спальне или ванной), а не на кого-то еще.
5. Бейте подушку. Если рассердились
настолько, что чувствуете потребность
кого-нибудь ударить, отправляйтесь в
спальню и выбейте дух из подушки. Возьмите
полотенце и лупите постель, пока не устанете.
Рекомендации родителям по
общению с агрессивным подростком:
1. Быть внимательным
к нуждам и потребностям подростка.
2. Демонстрировать модель
неагрессивного поведения. Показывайте
подростку личный пример эффективного
поведения. Не допускайте при
нем вспышек гнева или нечестных
высказываний о своих друзьях
или коллегах, строя планы "мести".
3. Быть последовательным
в наказаниях подростка, наказывать
за конкретные поступки. Четко
разделять санкции и наказания.
4. Наказания не должны
унижать подростка.
5. Обучать приемлемым
способам выражения гнева. Дайте
возможность выплеснуть свою
агрессию, сместить ее на другие
объекты. Разрешите ему поколотить
подушку или разорвать "портрет"
его врага и вы увидите, что
в реальной жизни агрессивность
в данный момент снизилась.
6. Давать ребенку возможность
проявлять гнев непосредственно после
фрустрирующего события.
7. Обучать распознанию
собственного эмоционального состояния
и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность
к эмпатии.
9. Расширять поведенческий
репертуар подростка.
10. Отрабатывать навык
реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Организовать занятия
спортом, прежде всего плавание.
Техники эффективной коммуникации.
1. Техника эмпатического («активного»)
слушания. Предоставление обратной связи
о его чувствах, переживаниях эмоциональных
состояниях.
Невербальные компоненты:
доброжелательная открытая поза, контакт
«глаза в глаза» на одном уровне с подростком.
Вербальные компоненты: повторение
«слова в слово», перефразирование (что
подросток хотел сказать?), обозначение
эмоционального состояния.
2. Техника эффективной похвалы.
Критерии эффективной похвалы.
Не должна содержать сравнения со сверстниками.
Не должна содержать прямой оценки личности
подростка. Содержит реалистическое описание
действий, его усилий, результатов действий.
Похвала должна содержать критерии оценки
и создавать возможности для формирования
позитивной Я-концепции. Похвала должна
содержать описание чувств взрослого.
3. Техника введения запретов
и ограничений. Содержание запретов и
ограничений:
- Физическая и личностная
безопасность подростка.
- Сохранность оборудования.
- Постоянство времени
и места занятия.
Ограничений должно быть немного,
они предъявляются в ясной и понятной
словесной форме, имеют тотальный императивный
характер и предъявляются безлично.
4. Техника «Я - высказывание».
Цель «Я–высказывания» - не вежливость
и мягкость (но и не грубость), а ясность
и прямота.
1. Объективно описать
событие (ситуацию) без эмоционально
окрашенных выражений и без
своего истолкования: «Когда на
меня поднимают голос…», а не
«Когда ты на меня орешь…»
или «Когда ты хочешь меня
унизить...»
2. Описать свою реакцию
(когда мы говорим «Я», мы находимся
на безопасной почве):
Эмоциональная реакция: «Я
обижена», «Я рассержена», «Я чувствую
себя забытой».
Описание поведения: «Я ухожу
в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю
кричать на тебя».
3. Высказывать свои пожелания:
«Мне хотелось бы…», - не формировать
их как требования. Когда мы
говорим другим, что они должны
сделать что-то, они зачастую противятся
этому. Если они не чувствуют свободы выбора,
они могут сопротивляться нашим предложениям.
Однако мы уведомили их о нашей позиции.
4. Представить как можно
больше альтернативных вариантов.
5. Физическая и личностная
безопасность ребенка
6. Можно добавить какое-то
объяснение, т.е. дать дополнительную информацию
партнеру относительно проблемы и ее последствий
для нас: «Потому что…». Так другим легче
понять нашу точку зрения, и они начинают
содействовать нам.
Все перечисленные способы
и приемы приведут к положительному изменению,
только в том случае если они будут нести
системный характер.
Таким образом, необходимо
организовать систему развернутой деятельности,
создающей жёсткие условия и определённый
порядок действий и постоянный контроль.
При условии последовательности, постепенности
приобщения агрессивных подростков к
различным видам социально признаваемой
деятельности – трудовой, спортивной,
художественной, организаторской и других,
– важно соблюдать принципы общественной
оценки, преемственности, чёткого построения
этой деятельности.
Вывод по третье главе
Количественный и качественный
анализ полученных результатов показал,
что после психолого-педагогической коррекционной
программы выявлена положительная динамика
снижения уровня агрессивного поведения
подростков на базе 11 «А» класса. Тем самым
была подтверждена выдвинутая гипотеза
в начале исследования.
На основе проведенного формирующего
эксперимента были разработаны рекомендации
для родителей и учителей, так же психотерапевтических
техник для испытуемых.
Заключение
В процессе реализации психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения подростков
15-16 лет, решался ряд задач.
Из анализа психолого-педагогической
литературы показал, что существует различные
теоретические подходы к определению
и сущности «агрессия», «агрессивность»
и «агрессивное поведение».
В психолого-педагогической
понятия «агрессия» рассматривается как
отдельные действия с целью нанесения
физического или психического ущерба
другому, то «агрессивность» – как относительно
устойчивое свойство личности, выражающее
в готовности к агрессии, а так же в склонности
воспринимать и интерпретировать поведение
другого как враждебное. Из этого следует,
что агрессивное поведение, рассматривается
как враждебные действия, целью которых
является нанесение страдания, причинение
ущерба другим людям и живым существам.
Опираясь на рассмотренные
основные три концепции, агрессивное поведение
выступают в качестве: 1) средства достижения
какой-либо значимой цели; 2) способа психологической
разрядки; 3) способа удовлетворения потребности
в самореализации и самоутверждении.
Подростковый возраст является
кризисным возрастом. Если на подростка
воздействуют неблагоприятные факторы,
то может развиться агрессивное поведение.
В числе разнообразных, взаимосвязанных
факторов, обуславливающих проявление
агрессивности у подростков, можно выделить
такие как: индивидуальный фактор, психолого-педагогический,
социально-психологический, личностный
и социальный.
Разработана и обоснована
модель психолого-педагогической коррекции
агрессивного поведения подростков 15-16
лет, которая легла в основу нашей коррекционной
работы. Она строилась исходя из теоретически
полученных ранее выводов, и позволила
нам подобрать соответствующие методы
и методики исследования оценки агрессивного
поведения подростков.
Модель состоит из нескольких
этапов:
I. Диагностический блок
– первичная диагностика уровня
агрессивного поведения подростков 15-16
лет;
II. Коррекционный блок
– проведение коррекционной работы.
III. Аналитический блок
– оценка эффективности проведённой
психолого-педагогической коррекционной
работы;
IV. Прогностический блок
– рекомендации по профилактики
снижения агрессивного поведения подростков
учителям, родителям и учащимся.
Основным этапом является
коррекционная работа, которая проводилась
по 3 направлениям:
1. Индивидуальная, групповая
работа с учащимися. Проводилась по модели
по работе с агрессивными подростками,
примером которых могут служить 10 шаговая
модель А.И. Фурмана.
2. Работа с родителями;
3. Работа с педагогами.
Психолого-педагогическая
коррекция агрессивного поведения подростков
15-16 лет проходила в три этапа: поисково-подготовительный,
опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий
этапы.
Для исследования агрессии
подростков были выбраны и использованы
следующие методы и методики: анализ психолого-педагогической
литературы, обобщение, эксперимент, метод
математической обработки, тестирование
по методикам и проективная методика:
опросник «Диагностика состояния агрессии»
А. Басса – А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности
в отношениях» А. Ассингера и проективная
методика исследования личности тест
«Руки» Э. Вагнера.
Исследование проводилось
на базе МОУ СОШ №2 г. Копейска. Для проведения
исследования были выбраны учащиеся 11
«А» класса –18 человек, из них 6 мальчиков
и 12 девочек.
Для проведения программы
психолого-педагогической коррекции агрессивного
поведения подростков 15-16 лет по результатам
констатирующего эксперимента были выбраны
5 учащихся с высоким показателям агрессии.
Психолого-педагогическая
программа по коррекции агрессивного
поведения подростков 15-16 лет имела следующую
цель: коррекция агрессивного поведения
через формирование и закрепление социально
приемлемых способов удовлетворения собственных
потребностей во взаимодействии с окружающими.
Для проверки эффективности
программы психолого-педагогической коррекции
агрессивного поведения подростков 15-16
лет были повторно проведены три методики:
опросник «Диагностика состояния агрессии»
А. Басса – А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности
в отношениях» А. Ассингера и проективная
методика исследования личности тест
«Руки» Э. Вагнера. После анализа распределения
результатов по методикам была реализована
математическая обработка данных с помощью
критерия Т. Вилкоксона для оценки между
двумя выборками по уровню какого-либо
признака – уровня агрессивного поведения
подростков 15-16 лет до и после проведения
программы психолого-педагогической коррекции
агрессивного поведения подростков 15-16
лет. Где мы получили альтернативную гипотезу,
т.е. уровень агрессии после реализации
программы коррекции достоверно отличается
от уровня агрессии до реализации программы
коррекции.