Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)
  1. Самооценка  и  самоконтроль деятельности членов  группы  и группы в целом 
  2. Наличие высокой степени самоорганизации у каждого члена группы 
  3. Наличие синергетического эффекта: групповое решение лучше любого индивидуального 
  4.  

172

Модель командообразования:

  1. Признание индивидуальности в группе (человек как личность)
  2. Умение работать в группе, групповая характеристика
  3. Органическая солидарность
  4. Качества,  способствующие  принятию эффективных управленческих решений
  5. Статусно-ролевая структура
  6. Коммуникативные связи
  7. Холизм - система над человеком
  8. Синергия

В данной модели этап «синергия» выступает как общий фон, на котором развивается любая группа. Основная идея состоит в том, чтобы от давления системы на человека (7 пункт) перейти к признанию человека как личности. Причем признание каждого члена группы как личности состоит из признания индивидуального вклада в общегрупповое решение, организации общегруппового взаимодействия с учетом индивидуальности каждого, признания индивидуальных целей и потребностей каждого и принятие личной ответственности каждым членом группы за общегрупповое решение.

Эксперт №10.

1. Наличие личной ответственности у каждого члена группы

1. Принятие личной ответственности за групповые решения

2.   Положительный  результат  приводит  к  поощрению   каждого 
члена группы 

3. Отрицательный результат приводит к наказанию каждого члена 
группы 

4. Готовность каждого члена группы сделать всё от него зависящее 
для достижения общей цели 

5. Постоянная включённость каждого в совместную деятельность

2. Командные супер-качества (саморазвитие каждого члена и 
группы в целом) 

1. Нацеленность группы на самосохранение и саморазвитие

2. Наличие высокой степени самоорганизации у каждого члена 
группы 

3.  Самооценка и  самоконтроль деятельности  членов  группы  и 
группы в целом 

4.   Стремления   каждого   члена   группы   к   профессиональному 
развитию 

3.    Способность    принимать    эффективные    управленческие 
решения 

1. Способность быстро адаптироваться к изменениям окружающей 
действительности          

 

173

2. Способность к стратегическому видению ситуации 

3. Способность    всесторонне    анализировать    существующую 
ситуацию 

  1. Способность принимать согласованные решения 
  2. Наличие синергетического эффекта: групповое решение лучше любого индивидуального         

4. Особая ролевая структура _^___ 

1. Наличие   ролей,   необходимых   для   эффективной   групповой 
работы 

  1. Исполнение членами группы всех необходимых ролей 
  2. Функционально-ролевая взаимозаменяемость членов группы

4. Отсутствие фиксированных ролевых позиций

5. Способность отдельных членов группы выполнять роли других

6. Роль лидера не закреплена за одним членом группы

7. Готовность каждого члена группы при необходимости исполнять организационные функции

8. Готовность каждого члена группы при необходимости брать на 
себя функции интегрального лидера 

5. Снижение роли влияния статуса

1. Отсутствие статусной дифференциации членов группы

2. Равнозначность статусов членов группы

3.   Степень   влияния   на   других   членов   группы   определяется 
неформальным статусом 

6.   Наличие   общих   норм   и   правил   поведения   в   группе 
(корпоративная культура) 

1. Наличие разделяемых всеми членами группы ценностей и норм 
совместной деятельности  

2. Наличие принятых и разделяемых всеми норм и правил работы в 
группе 

3.    Наличие    общих    всеми    разделяемых    основополагающих 
групповых ценностей 

7.    Признание    индивидуальности    каждого    члена    группы 
(человек как личность) 

1.      Организация      группового      взаимодействия      с      учётом 
индивидуальных особенностей каждого 

2. Признание индивидуальности каждого члена группы

3. Учёт мнения каждого при принятии групповых решений

4. Признание права каждого на ошибку

5. Признание вклада каждого в общегрупповое решение

6. Недопустимость игнорирования индивидуальных целей членов 
группы 

7. Учёт индивидуальных потребностей всех членов группы

8.    Наличие   эффективной    коммуникации    между    членами 
группы 

 

174

1. Наличие отлаженных коммуникативных связей между членами 
группы 

2. Наличие общего единого информационного поля

3. Стремление к регулярному групповому взаимодействию

4. Взаимосогласованность и скоординированность действий членов 
группы 

5.  Любые индивидуальные точки зрения  по проблеме должны 
выноситься на общее обсуждение 

6.      Удовлетворённость      от      самого      процесса      группового взаимодействия

9. Социально-психологическая совместимость

1. Психологическая совместимость всех членов группы

2. Уверенность каждого в других членах группы и в группе в целом

3. Отсутствие деструктивных межличностных конфликтов

4. Отсутствие межличностной конфронтации

5. Гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к 
другим членам группы 

6. Стремление и умение выслушать и понять друг друга

7. Взаимоподдержка членов группы

10. Наличие общегрупповой цели

1. Наличие общих разделяемых всеми целей

2.    Приоритет    организационных    общегрупповых    целей    над 
индивиду ал ьными 

3.   Достижение  личных  целей  через  достижение  общих  целей 
команды           

4. Направленность на совместное достижение общих целей

Модель командообразования:

  1. Наличие личной ответственности у каждого члена группы
  2. Командные супер-качества (саморазвитие каждого члена и группы в целом)
  3. Способность принимать эффективные управленческие решения
  4. Особая ролевая структура
  5. Снижение роли влияния статуса
  6. Наличие общих норм и правил поведения в группе (корпоративная культура)
  7. Признание индивидуальности  каждого  члена  группы  (человек как личность)
  8. Наличие эффективной коммуникации между членами группы

9. Социально-психологическая совместимость 
10.Наличие общегрупповой цели

 

175


Приложение З

Методика оценки общего видения (на основе методики определения показателей сплоченности Р.С. Немова)

Из предложенного ниже набора качеств выберите:

  1. Пять наиболее конструктивных и ценных, на Ваш взгляд, качеств личности, необходимых для достижения командных целей;
  2. Пять наиболее деструктивных качеств личности, таких  качеств, которые препятствуют достижению командных целей.

 

          1. Замкнутость
          2. Адаптивность
          3. Напряженность
          4. Неконфликтность

5. Раздражительность

6. Закрытость

7. Заинтересованность

          1. Скромность
          2. Креативность

10.Безответственность

          1. Умение согласовывать позиции
          2. Скрытность
          3. Самокритичность
  1. Коммуникабельность 15.Жесткость в общении

1 б.Расслабленность

17.Рассудительность

          1. Агрессивность
  1. Отзывчивость 20.Безразличие

21.Уверенность в себе

22 .Консервативность

23.Чувство ответственности

24.Умение настоять на своем

2 5. Доверчивость 
26.Самонадеянность 

 

176

 

Конструктивные качества личности

(способствующие достижению

командных целей)

Деструктивные качества личности

(препятствующие достижению

командных целей)

1

 

1

 

2

 

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

5

 

 

Суть методики в следующем:

  1. Сначала составляется список положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления, например, список конструктивных и деструктивных качеств личности, необходимых для достижения командных целей. Причем этот список может составляться как в процессе тренинга самими участниками, так и исследователем самостоятельно с учетом рассматриваемого явления.
  2. Затем каждому члену группы предлагается выбрать из данного списка по пять положительных и отрицательных характеристик, которые являются, по их мнению, наиболее ценными и наиболее ненужными.
  3. Далее подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенного набора.

Показатель   ценностно-ориентационного   единства   определяется   по формуле:

ЦОЕ = (n-m/N) * 100%, где ЦОЕ - сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %; п — сумма выборов,  приходящихся  на пять характеристик,  получивших максимальное количество выборов;

m - сумма выборов, приходящихся на пять характеристик,  получивших минимальное количество выборов; N — общее количество выборов, сделанных членами группы.

 

177

Приложение 4

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА

Выберите из представленных ниже вариантов тот вариант поведения, который Вы применяете в реальной жизни чаще другого, который является типичной формой поведения для Вас, и поставьте соответствующий вариант (А или Б) в колонке справа.

 

Варианты поведения

Ответ

1

А.   Иногда я  предоставляю  возможность  другим   взять  на  себя ответственность за решение спорного вопроса,

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

 

2

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих

собственных.

 

3

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

 

4

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б.   Иногда  я   жертвую   своими   собственными   интересами   ради

интересов другого человека.

 

5

А.  Улаживая  спорную  ситуацию,  я  все   время   стараюсь  найти

поддержку у другого.

Б.    Я    стараюсь    сделать    все,    чтобы    избежать    бесполезной

напряженности.

 

6

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

 

7

А.  Я стараюсь отложить  решение  спорного  вопроса,  чтобы  со

временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

 

8

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и вопросы.

 

9

А.   Думаю,   что   не   всегда   стоит   волноваться   из-за   каких-то

возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

 

11

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все

затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

 

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования