Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Типология детей по уровню готовности к школе

1.Готовы к школе - школьная действительность воспринимается как учебная ситуация:

Учебный тип (вполне готовы – учебная мотивация, регулятор поведения – решение учебных задач)

Предучебный тип ( условно готовы - дети готовы решать учебные задачи, но лишь в присутсвии взрослого, фиксация во внутренней позиции на внешних моментах обучения, «интеллектуальная робость»)

Коммуникативный тип – (условно готовы - склонность к демонстративности, поиску внимания взрослого

2. Не готовы  к школе:

 Не принимается школьная  ориентация обучения (учебная задача, достижение результата, завершение действия)

Игровая ориентация в обучении

Поиск внимания и похвалы взрослого

Отсутствует самокритичность

Не сформирована произвольность, умение подчиняться требованиям учебной дисциплины

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Причины:

-Противоречия между новыми потребностями ребёнка и системой социальных отношений

-стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность,

-занимать новую социальную позицию в отношениях со взрослыми.

 Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению.

Последствия кризиса 7 лет:

Формирование внутренней позиции личности

Перестройка системы ценностей

Возникновение обобщённых переживаний

Формирование смысловой ориентировки в своих внутренних действиях (переход от импульсивности к рассудочности, прогнозированию последствий действий)

Способность скрывать свои переживания и колебания

Уменьшается «зона открытости Я»

 

56.Учебная деятельность  в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.Одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал».

Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);

4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

На начальных этапах -это совместная деятельность учителя и ученика.

Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.

2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.

Виды трудностей в обучении:

-Поддержание оптимального уровня  активности

-Целостность восприятия

-Анализ и обработка визуального  информационного потока

-Планирование и контроль  деятельности

-Коммуникативные барьеры –  низкий уровень коммуникативной  компетентности ребёнка, сопонимание, неумение давать и получать  обратную связь, др.

Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой

 

57. Личностное развитие  и новообразования младшего школьного  возраста.

В личностном развитии младшего школьника можно выделить следующий ряд психологических изменений:

1.происходит преобразование мотивационно-потребностной сферы: потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности. Познавательные потребности, как и потребности в общении, — ведущие в младшем школьном возрасте. Развитие потребностей младшего школьника в целом идет в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными. Отличительной линиейразвития потребностей в младшем школьном возрасте является нарастание их осознанности и самоуправляемости, что свидетельствует о формировании нового уровня самосознания;

2. новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции;

3.отмечается нарастание тенденции подчеркнуть свою индивидуальность, свою принадлежность к определенной группе;

4.на протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами;

5.общеенаправление развития эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий;

6.эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), практические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами);

7. именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах;

8.происходит развитие трудолюбия как качества личности, проявляющееся в учебной и других продуктивных видах деятельности.

Новообразования младшего школьного возраста:

-Внутренняя позиция школьника

-Перестройка социальных отношений – социогенез высших форм поведения

-Учебная мотивация

-Ведущая деятельность – учебная

-Теоретическое мышление

-Произвольность психических функций

-Обобщение переживаний

-Самокритичность, адекватная самооценка.

 

58. Межличностные  отношения и общение младших  школьников.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности.

Успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

Межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте

Общение:

-Расширение круга общения

-Возникновение разных кругов общения: друг, приятель, одноклассник

Отношения:

-Появление устойчивых привязанностей (аттрактивных связей)

-Неустойчивость эмоциональных отношений

-Превалирование оценочной мотивации в отношениях

-Уменьшение гендерной сегрегации и появление смешанных объединений

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"