Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Стремление уменьшить
16 Метод опроса: анкетирование, интервью
Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Различают три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Надежность обусловлены особенностями конструирования вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке. 4 типа вопросов; основные, фильтрующие, контрольные, контактные. ---структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. Выделяют три разновидности закрытых вопросов:1) «да — нет»;2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По форме различаются вопросы п
Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Интервьюирование наиболее
часто применяется в двух случаях: при
составлении программы организационно-
17 Социометрический опрос
Термин «социометрия» в
Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы. Различают следующие типы социометрических критериев: 1. Организационные и экстраорганизационные. Организационные критерии имеют целью изучить межличностные отношения в процессе организационной деятельности, экстраорганизационные — отношения при проведении совместного досуга. 2. Прямые и косвенные (проективные). 3. Положительные и отрицательные.
4. Коммуникативные
и содержательные. Первые служат
для отражения реально
Возможны два способа заполнения респондентом социокарты. Первый способ предполагает предварительное занесение в социокарту фамилий всех членов группы и использование при ответах следующих условных обозначений: положительный выбор —знак «+»; отрицательный выбор — знак «-»; безразличие — отсутствие знаков. Второй способ предполагает вписывание под вопросами соответствующих фамилий самим респондентом.
Для обработки данных, полученных с помощью социометрического опроса, используют два способа: графический и количественный. Графический способ связан с построением социограмм, т. е. графических изображений межличностных отношений в коллективе.
В социограмме каждый член коллектива
изображается кружком с соответствующим
номером. Связи между кружками отмечаются
с помощью стрелок. Из социограммы
видно, кто в группе является, например,
наиболее авторитетным, а кто занимает
неблагоприятную социально-
На основе социоматрицы рассчитываются как персональные, так и групповые социометрические индексы.
В социометрическом исследовании могут
быть выявлены следующие социально-
18 Схемы планирования исследования
Планирование и организация эксперимента в организационной психологии.
Условно организацию эксперимента можно разделить на 4 этапа:
1. Предварительное исследование. Пилотажное исследование. Пробное исследование с целью знакомства с испытуемыми, уточнение целей и задач исследования, ознакомление с условиями проведения исследования (место, время), проведение пробации методик планируемых использовать в исследовании.
2. Теоретический этап. Производим анализ уже существующих исследований в данном направлении, формулируем гипотезы, составляем план исследования.
3. Основной этап. На этом этапе производится формирование групп испытуемых, происходит постановка задач в форме оглашения инструкций по каждой методике. Производятся диагностические замеры. Формирующее и корректирующее воздействие.
4. Производится обобщенный анализ полученных данных. Формулируются теоретические выводы и даются практические рекомендации.
Исследование проводится по разным схемам. Схемы Стенли и Кэмпбела.
Стенли и Кэмпбел.
Схема 1 - самая простая схема исследования это разовый срез (представлен схематически).
Х 0
t На данной схеме независимая переменная X, которую изменяет экспериментатор и О – что означает диагностический срез, расположены и представлены на схеме в последовательности, это означает, что сначала было произведено формирующее воздействие, а спустя некоторое время, диагностический замер. Недостаток данного исследования – сложность вывода об эффективности формирующего или корректирующего воздействия.
Схема 2. Ограничения (недостатки) плана 2
О1 Х О2
t
Схема 3.
Х О1
О2
t
Предполагает два измерения деятельности с зависимой переменной в условиях статистического сравнения двух групп. В первой группе проводится формирование, после чего производится оценка результатов (метод диагностики). Деятельность второй группы оценивается в прежних условиях, т.е. никакой диагностики.
Недостатки этой схемы. 1)Исследователь не имеет гарантии в том, что обе группы эквивалентны по составу. 2) Работники неодобрительно относящиеся к нововведениям могут намеренно показывать более низкие результаты.
План схема 4.
R - О1 Х О2 экспериментальная группа (формирующий)
R – 03 04 контрольная группа (констатирующий)
t
Это первый истинно экспериментальный план.
О1 –цель первого среза: доказать эквивалентность групп и выявить причины.
R – сформировать эквивалентные группы.
Недостатки плана 4: эффект сенситизация при котором диагностический срез может выступить стимулом для эффективной работы.
Схема 5.
R - Х О1
R - 02
t
Он сводит к минимуму проблему сенситизации, но не свободен от всех недостатков присущих плану№ 3.
Схема 6. (Сбор плана №4 и №5).
R - О1 Х О2 экспериментальная
R – 03 04 контрольная
R - Х 05 экспериментальная
R - 06 контрольная
t
только планы
4, 5 и 6 могут считаться эксперименталь
Исследование, основной характеристикой которого выступает продолжительность по времени (3 года и более ) называется лангитюдным.
Лангитюдное исследование.
План№7
01 02 03 Х 04 05 06
t
все планы считаются одно или двухвалентные
Мультивалентные планы
Б
0 А В
1 10
Ответы, полученные в ходе интервью или с помощью опросника, наблюдения за поведением работников, анализ документации или продуктов труда — все это примеры конкретных исследовательских наблюдений. Совокупность этих наблюдений образует массив данных, собранных в процессе исследования. Первой и самой простой схемой исследования является «разовый срез» (план № 1), который схематично можно представить следующим образом:
На данной схеме независимая переменная X — новая система оценки деятельности сотрудников, а зависимая переменная О — оценка деятельности работников, произведенная после введения новой системы оценки. Это означает, что выбранные для экспериментального исследования работники организации сначала поработали в условиях новой системы оценки деятельности X, а спустя некоторое время их реальная деятельность была измерена.
В следующей схеме (план № 2) используется так называемый «pretest/ post-test» (Предваряющая/последующая проверка англ.) формат:
Деятельность сотрудников
Тем не менее, план № 2 также имеет некоторые ограничения. Во-первых, между двумя наблюдениями могут произойти события, которые не имеют непосредственного отношения к новой системе оценки деятельности. Таким событием может стать неожиданное посещение подразделений организации президентом компании в промежутке между наблюдениями. Это может оказать на сотрудников очень сильное воздействие, влияющее на результаты проводимого исследования. Во-вторых, если время между наблюдениями O1 и О2 было достаточно продолжительным, то на изменение показателей деятельности сотрудников могли оказать влияние такие факторы, как возросший профессионализм и т. п. Кроме того, при большом временном интервале между наблюдениями возрастает вероятность потери части испытуемых среди членов организации из-за увольнения и других организационных изменений.
Еще одна слабость данной схемы состоит в так называемом эффекте тестирования. Сотрудники, увидев, что их деятельность тщательно контролируется при первом наблюдении, насторожатся и будут выполнять свою работу более старательно, что также может исказить картину изменений. И, наконец, последний недостаток плана № 2 заключается .в том, что наблюдения могут быть выполнены при различных функциональных состояниях работников. Например, если первый срез O1 был сделан сразу после праздников или в самом начале рабочей недели, когда работники еще не вошли в свой нормальный рабочий ритм, а второе наблюдение О2 было произведено в середине недели, когда деятельность обычно достигает самой высокой эффективности, то обнаруженные различия могут быть обусловлены исключительно изменениями функционального состояния работников.
План № 3 предполагает два измерения деятельности как зависимой переменной в условиях статического сравнения двух групп:
В первой группе вводится новая система оценки деятельности X, после чего производится оценка результатов работы O1. Деятельность второй группы оценивается в прежних условиях О2. Этот план не имеет недостатков, присущих планам № 1 и № 2, но имеет свои ограничения. Во-первых, исследователь или менеджер не имеет полной гарантии в том, что обе группы эквивалентны по своим характеристикам. Во-вторых, работники, неодобрительно относящиеся к нововведениям, могут намеренно показывать более низкие результаты.
Недостатки трех рассмотренных
выше планов указывают на необходимость
использования более сложных
схем исследования для получения
достоверных организационных
План № 4 Pretest/post-test с контрольной группой:
В данной схеме наряду с уже известными обозначениями О и X вводится символ R,
R (от англ, randomization — рандомизация) — процедура отбора членов экспериментальной и контрольной группы, при которой каждый работник обладает одинаковой вероятностью попасть в одну из указанных групп.
показывающий, что члены обследованных групп были отобраны специально. Отбор проводился на случайной основе, что делает данную схему более достоверной в плане результатов.
Деятельность