Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
Исследование инновации как системы позволило соединить: во-первых, понимание инновации как органического единства
123
процесса и результата, получающих свое воплощение в качественно определенном состоянии системы; во-вторых, понимание инновации как органического единства трех взаимодействующих структур, составляющих целостный социальный механизм развития любой социальной системы, в рамках которой осуществляется инновационное изменение; в-третьих, понимание инновации как органического единства трех стадий ее полного жизненного цикла, по проживании которого возможности используемого предметного содержания могут быть исчерпаны и возникает проблема самовоспроизводства инновации как механизма разви-тия, способного породить новое содержание.
В связи с таким подходом решена одна из исследовательских задач - систематизация понятийного аппарата, используемого для описания различных сторон инновационного процесса. В частности, в работе реализована идея упорядочивания, широко применяемых в качестве рядоположенных, понятий нового, новшества и нововведения. При этом, предлагаемая модель позволяет определить место и функции каждого из названных понятий в целостной системе, а так же выяснить специфический способ и соответствующие алгоритмы их взаимодействия.
Точность подходов теоретико-методологического анализа, применявшегося при моделировании инновации как системы, была апробирована на материале, представляющем особый интерес для трансформации российского образовательного пространства. Речь идет об освоении отдельных элементов, создаваемых государственных образовательных стандартов. Здесь параллельное движение в поле теоретических изысканий и широкого социологического исследования современной российской образовательной действительности подтвердило состоятельность предлагаемой модели инновации и позволили уточнить направления дальнейшего научного поиска.
Так, в работе дается типология инноваций в образовании, простраиваемая на основе взаимодействия, с одной стороны, инновации как системы деятельностей и отношений, с другой -общества как системы деятельности и отношений. Соответствующим образом обоснована мысль о том, что инновация в образовании является вполне определенным типом инновации, вычленяемом на основании исторически сформировавшегося разде-
124___________________________
ления труда. Специфика инновации в образовании заключается в том, что это преимущественно субъект-субъектные отношения, организованные в форме метадеятельности (т.е. деятельности по поводу других деятельностей), предметом которой, в конечном счете, выступает так же система субъект-субъектных образовательных отношений, являющихся основой перехода к гуманистической парадигме образования, где оно обретает характер гуманитарного проектирования каждым субъектом себя и своего места в мире.
С этой точки зрения, в работе обосновано положение о том, что инновация в образовании - это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования. Однако эти процессы в образовательной действительности, как показало исследование, идут достаточно противоречиво. Лишь незначительная часть педагогических работников, менее, чем каждый десятый, сознательно и системно использует инновации как социальный механизм развития образования и способ самоизменения в этом процессе.
Анализируя причины такого положения дел авторы приходят к мысли об отсутствии системы оптимального поуровневого взаимодействия субъекта и объекта инновационной деятельности, а так же несформированности необходимых качеств профессионально-педагогической культуры. В связи с этим в работе, опираясь на сформулированное понимание инновации как особым образом организованной деятельности, представлена модель социального поля инновационного взаимодействия в сфере образования. Объектное начало в нем выполняют такие уровни, как педагогическая система, образовательная система и система образования. Критерием объективного в поле инновационного взаимодействия выступает возможность инновационного развития. Данные исследования свидетельствует о том, что подавляющее количество нововведений происходит в рамках педагогической системы и далеко не всегда их количество определяет инновационность состояния социальных систем в образовании.
Таким образом, возникает проблема субъекта инновации и оп-
______________________________
тимальной соизмеримости субъектного и объектного начала. В связи с этим в работе исследуются интегративные качества, составляющие сущностные черты инновационного типа личности, и предлагается соответствующая типология, основанием которой выступает инновационность как качество образа жизни. Приводятся данные конкретно-социологического исследования, позволяющие оценить инновационную составляющую нынешнего состояния образовательной деятельности.
Наряду с личностным уровнем инновационного взаимодействия в исследовании затрагиваются и проблемы коллективного субъекта инновационной деятельности. Материалы исследования подтверждают уникальное место школы как коллективного субъекта образовательных и педагогических инноваций, которая воспроизводит в своей жизнедеятельности всю совокупность отношений, присущих системе образования в целом. Именно это обстоятельство позволяет в условиях школы моделировать и воспроизводить не только образовательный процесс, но и прогностические черты, как системы образования, так и будущего общества. Таким образом, инновации в образовании обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие самого ресурса общественного развития, которым безусловно выступает современное образование.
В заключении несколько слов вдумчивому читателю. Предложенная работа, являясь аналитичным обобщением социального опыта, накопленного в образовательной действительности, данного нам в виде состояний и тенденций их трансформации, не носит описательного или рецептурно-рекомендательного характера. Она выполнена в другом, преимущественно, теоретико-методологическом ключе, ключе современного педагогического мышления. Авторы полагают, что обладая именно таким ключом к пониманию инновации можно открыть ту единственную дверь большого и сложного здания Школы, которая позволяет точно выйти на дорогу, ведущую в будущее.
126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамский А.И. Управление развитием // Первое сентября. № 16-22, февраль. 1996
2. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М, 1993.
3. Альтшуллер Г. Алгоритм решения изобретательских задач. М., 1973.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991;
5. Арефьева Е.А. Социальная активность личности. М., 1974
6. Аур Ие, Му-Лэн Сху. Инновационная политика в НИОКР // Проблемы теории и практики управления. 1993. №3.
7. Афанасьев ВТ. Системность и общество. М., 1989.
8. Бададанова Ю.В. Некоторые теоретические аспекты социального моделирования // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии /Под ред. Е.И.Холостовой, Е.И.Жукова и В.М.Сафроновой. М., 1992.
9. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
10. Белозерцев В.И. Философско-методологические проблемы технического творчества. М., 1987.
11. Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М , 1995.
13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
14. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.
15. Блейк Дж. Р. Развитие стратегических способностей // Проблемы теории и практики управления. 1991. №2.
16. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. №3.
17. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997.
______________________________
18. Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе // Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования. Туапсе, 1997.
19. Брушлинский А.В. Мышление: деятельность, процесс, общение. М, 1985.
20. Вахитов Д.Р. Инновационная деятельность как фактор становления современного предпринимательства. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.э.н. - Казань, 1995.
21. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, 1990. №4.
22. Вербицкая Л.А., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Вестник Международной академии наук высшей школы. 1997. №2.
23. Волков Ю.Г. Homo Humanus .Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.
24. Волков Ю.Г.. Мостовая И.В. Социология. М., 1998.
25. Воспитательная система школы: проблемы управления. (Очерки прагматической теории). М., 1997.
26. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М., 1991.
27. Высшее образование в России: состояние и проблемы развития. М., НИИВО, 1994.
28. Гендин A.M. Образование в постсоциалистическом обществе: специфика развития и перспективы выхода из кризиса // Образование в Сибири. Томск, 1995. №2.
29. Герасимов Г.И. Управление инновациями и инновационное управление // Инновационная школа. 1995. № 1.
30. Герасимов Г.И., Речкин Н.С Трансформация управленческой культуры в муниципальной системе образования. Ростов-на-Дону, 1998
31. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.. 1998."
32. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.
33. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравова Ю.В. Теория управления. М., 1997.
128___________________________
34. Грибов Ю.А. Условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии, 1989. №2.
35. Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека // Социологические исследования, 1997. №12.
36. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
37. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития//Россия-2010. М., 1993. №1.
38. Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. М. 1996.
39. Давыденко Т.В. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва-Белгород, 1995.
40. Делокаров К.Х. Синергетика и управление: методологические замечания // Самоорганизация, организация, управление. М., 1995.
41. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.
42. Диалектика и системный подход. М., 1995.
43. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
44. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М. 1996.
45. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.
46. Дудкин Ф.Ю. Человек в системе современного российского экономического менеджмента. Ростов-на-Дону, 1997.
47. Дудников В.В. Менеджмент сферы образования. Самара, 1994.
48. Дудченко B.C. Инновационные игры. М., 1989.
49. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996.
50. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.
51. Ермолаев В.Н., Родионова Л.Н. Две модели социального управления // Общество и человек: пути самоопределения. Вып. 1.-СПб., 1994. С.68.
52. Завлин П.Н. Инновации в рыночной экономике // Гуманитарные науки, 1997. №3.
______________________________
53. Зборовский Г.Е. Социология образования. Екатеринбург. 1993.
54. Здравомыслов AT. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
55. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994.
56. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., Н-Новгород, 1996.
57. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
58. Инновационное движение в российском школьном образовании /Под ред. Днепрова Э.. Каспржака А.. Пинского ан. М.. 1997.
59. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. ЛяудисВ.Я. М., 1994.
60. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
61. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 1996.
62. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.. 1974.
63. Капра Ф. Системное управление в 90-е годы // Проблемы теории и практики управления. 1991. №4.
64. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998.
65. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1994.
66. Князев Е.Н. Случайность, которая творит мир. В поисках нового миропонимания: И.Пригожин, Е и Н.Рерихи. М., 1991.
67. Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мирови-дение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12.
68. Ковалёва Л.И. Кризис системы образования // Социологические исследования, 1994. №3.
69. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. М., 1994.
70. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.. 1991.
71. Кондауров В.И. Инновационная социология. М., 1993.
72. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М.. 1991.
130___________________________
73. Косалс А.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989.
74. Кочнев A.M. Проектирование содержания подготовки специалистов двойной компетенции. Казань, 1998.
75. Краевекий В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы