Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций
Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.
2. Под ликвидацией
проекта понимается ряд
Вопросы для самопроверки
1. Как осуществляется
контроль за реализацией
2, Назовите основные
виды контроля за реализацией
проекта, дайте их
Лекция 13. Моделирование как способ жизнеспособности проекта Вопросы
1. Понятие, задачи, объект, принципы моделирования.
2. Понятие, типы, функции моделей. Структура модели.
1. Понятие, задачи, объект, принципы моделирования
Моделирование - это метод исследования объектов познания на основе их
;лей, выступающих как аналоги оригинала.
Работа с моделями
позволяет перенести
Задачами моделирования являются:
с одной стороны:
1 отобразить состояние проблемы на данный момент;
2 выявить наиболее острые противоречия;
с другой стороны:
1 определить тенденции
развития и те факторы,
2 активизировать деятельность организаций и отдельных лиц на поиск оптимальных вариантов решения социальных проблем. Объектом моделирования может стать социальное явление, процесс, социальный слой, социальная система и т.д.
Социальное моделирование строится на основе принципов разработки моделей сложных объектов и явлений: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и точностью модели; баланс точностей; точное разнообразие элементов модели; наглядность модели; блочное представление модели; специализация моделей и др.
2. Понятие, типы, функции моделей. Структура модели
Модель - это аналог оригинала, упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, это такая мысленно воспринимаемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Аналогом объекта может быть его макет, чертеж,схема и т.д.
Модели позволяют осуществлять эвристическую (познание социального объекта), прогностическую (оценка будущего) и прагматическую (определение желаемого результата) функции.
3 тс же время модель имеет известный недостаток - упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в модели огрубляются или не принимаются в расчет как несущественные. В этом кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.
К моделям предъявляется ряд следующих требований.
1. Модель должна
удовлетворять требованиям
2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных.
3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.
4. Модель должна
быть ориентирована на
5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте в плане поставленной задачи исследования.
6. Модель
должна строится с
7. Модель должна
предусматривать возможность
- модели состояния социального объекта на данный момент;
модели возможного состояния, строящиеся на основе определения тенденций развития социального объекта в будущем (прогностические модели);
- модели желаемого состояния.
В практике моделирования может осуществляться построение моделей различных типов.
1) В зависимости от
способа представления
В литературе различаются следующие виды абстрактных (мысленных) моделей..
1. Вербальные
(текстовые, описательные
2. Математические
модели, выражающие существенные
черты объекта или процесса
языком уравнений и других
математических средств, Они
3. Информационные модели строятся на основе совокупности информации, характеризующей свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешней средой. Разновидностью информационных моделей
являются компьютерные модели, которые строятся средствами программной среды.
2) Учитывая
факторы времени и области
использования, модели
3) Можно классифицировать модели и в зависимости от области знаний , к которой они принадлежат. По этому критерию можно выделить модели биологические, исторические, экологические, социальные и т.п.
В структуру модели входят три основных компонента:
- совокупность направлений развития объекта познания;
- побудительные силы развития;
- факторы внешних воздействий.
Лекция 14. Технология моделирования в социальной работе (часть
I)
Вопросы
1. Этапы моделирования.
2. Визуализация модели.
1. Этапы моделирования
Изучение различных объектов на основе создания их аналогов (моделей) разворачивается по строго определенному алгоритму. Традиционно выделяется 4 этапа моделирования.
1. Постановка задачи.
Данный этап осуществляется на основе проведения анализа возникшей проблемной ситуации, выяснения противоречия, лежащего в ее основе и изучения того объекта, процесса или явления, которые требуется смоделировать. Для получения точной информации об объекте необходимо выявить его составляющие элементы и связи между ними.
По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы:
1) задача «что будет, если...» или как изменятся характеристики объекта или процесса, при некотором воздействии на него;
2) задача «как сделать так, чтобы...» или какое воздействие необходимо произвести, чтобы изменить характеристики объекта или процесса до определенного уровня.
После анализа структуры,
свойств и особенностей функционирования
объекта моделирования и
2. Разработка модели.
Отправным пунктом при разработке модели объекта является выделение у него более и менее существенных параметров, то есть признаков и свойств, которые, в зависимости от поставленных перед исследователем задач, будут повторяться или отсутствовать в его модели.
Далее проводиться процесс ранжирования, когда все параметры объектов, выделенные при анализе, располагаются в порядке убывания их значимости. Это позволяет произвести мысленное упрощение моделируемого объекта и, тем
самым, сделать его удобным для анализа. При этом, в соответствии с целью моделирования, должны отбрасываться только несущественные факторы, иначе модель может оказаться неверной, а работа с ней неинформативной.
Полученную в результате осуществления данного этапа модель еще не вит воспринимать как окончательную, так как правильность ее составления требует проверки.
3. Проверка модели.
Для проверки правильности разработанной модели проводится ее тестирование. В ходе тестирования дается оценка жизнеспособности модели, то есть рассматриваются возможности функционирования составленной модели в реальных жизненных условиях, проводится соотношение полученного результата функционирования модели с реальным социальным объектом.
Для проверки достоверности результатов, полученных в ходе тестирования модели, проведенное исследование можно дополнить проведением экспертной оценки модели. При осуществлении экспертизы квалифицированные в определенной области работники (эксперты) анализируют модель и дают заключение о соответствии основных параметров модели и объекта» об условиях применения смоделированного объекта, о возможностях осуществления моделируемого процесса или явления.
4. Анализ результатов моделирования.
Процесс изучения объекта с помощью модели завершается подведением общих итогов исследования и выработкой решения. Основой для выработки решения служат результаты тестирования и экспертизы модели.
В ходе данного этапа необходимо окончательно ответить на ряд вопросов:
- может ли модель быть признана жизнеспособной?
- отвечает ли
она требованиям среды
- как будут изменяться свойства объекта исследования при определенном воздействии на него извне?
- воздействия какого характера и силы требуются для изменения характеристик объекта до желаемого уровня? и т.д.
2. Визуализация модели
Эффективность анализа информации может значительно возрасти при использовании различных форм визуализации модели.
Визуализации модели ~ это процесс и результат иллюстрации характеристик изучаемого объекта, параметров и изменений в ходе его функционирования.
Информация об объекте может быть представлена в различных формах. Наиболее часто используются следующие формы визуализации.
/. Текстовая форма.
Наиболее распространенной формой предоставления информации является текст. В тексте характеристика структуры модели и особенностей ее функционирования представлены в линейной описательной форме.
В последние годы, благодаря расширению области применения информационных компьютерных технологий, все шире используется модернизированная форма текстового предоставления данных - гипертекст. Гипертекстовые технологии обеспечивают нелинейную, сетевую организацию текста. Данная форма организации текста становится возможной благодаря использованию в тексте большого количества взаимных ссылок (например, как в энциклопедических словарях). Основным достоинством гипертекстовой технологии является возможность структурированного предоставления информации. Читатель гипертекста получает возможность работать не с одним, а с несколькими оглавлениями, по-разному структурирующими данный материал. Появляется возможность не только выбирать средства «навигации» по тексту, но и дополнять текст, создавать собственное оглавление. Однако чисто вербальная форма не всегда позволяет с достаточной полнотой отразить интуитивное понимание проблемы. Поэтому здесь главная роль принадлежит образному мышлению и использованию дополнительных средств визуализации модели.
2. Табличная форма.
Одной из наиболее удобных форм предоставления текстовой и цифровой информации являются таблицы.
Таблица представляет собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных, заключенных в рамки. Конструкция таблицы помогает в компактной форме сосредоточить вместе ряд связанных между собою элементов. Информацию, содержащуюся в смежных клетках таблицы, удобно сопоставлять, противопоставлять, сравнивать, двигаясь как по горизонтальным срокам, так и по вертикальным столбцам. Табличная форма также удобна для классификации данных, в ней легко заметить отсутствие необходимой информации. Однако далеко не все концептуальные связи удается представить в двумерной табличной форме. В более сложных случаях необходим многомерный способ представления и анализа данных, который на плоскости изображается в виде сети.
Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"