Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов, является их поддержка со стороны социальной службы. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким и обществу в целом, что будет способствовать его личностной и социальной адаптации.
Итак, теоретический анализ по теме исследования привел к выводу, что ограничение возможности значительно дестабилизирует жизнедеятельность человека, что проявляется в особенностях формирования его личности и функционирования в обществе, характере взаимодействия с другими людьми, в связи с чем, инвалиды являются важным объектом социальной работы. Анализ работ отечественных исследователей приводит к выводу, что цель общества - "максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие".
Особенностью детей с ограниченными возможностями является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Дети-инвалиды практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Задачами медико-педагогико-социальной реабилитации являются: обеспечение лиц с особыми потребностями возможности вести как можно более соответствующий возрасту образ жизни; максимальное приспособление их к среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д., а с психологической точки зрения - создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в БУ КЦСОН (далее Центр) "Пенаты", расположенном по улице Иртышская Набережная, 26. Центр "Пенаты" осуществляют сервисную деятельность.
Изучая реальные нужды и потребности семей, имеющих особых детей, центр разрабатывает проекты, направленные на организацию им помощи и поддержки. В отличие от общественных организаций, работающих на основе членства, социальный центр открыт для тех, кто нуждается в помощи и поддержке, которая входит в формат работы центра. БУ КЦСОН не занимается организацией материальной и гуманитарной помощи, не исполняет медицинских и реабилитационных программ. Работа центра заключается в создании социальных служб поддержки, которые создают для людей, имеющих инвалидность, и родителей возможности для более активного участия в жизни общества. Основное направление деятельности центра - это социализация личности, профессиональная ориентация и развитие потенциальных и творческих способностей ребенка. Тактика выполнения работы по этим направлениям позволяет нам использовать самые разные формы и методы работы, включая организацию досуговых и оздоровительных мероприятий.
Осуществляя сервисную деятельность, Центр ставит целью наиболее эффективно использовать финансовую поддержку таким образом, чтобы инвестированная сегодня, она работала на перспективу. БУ КЦСОН старается использовать финансовую поддержку для развития материально-технической базы, организацию более широких возможностей получать информацию для родителей, развития потенциальных способностей детей, пробуждения и укрепления социальной сознательности лиц, имеющих инвалидность, и окружающих. БУ КЦСОН "Пенаты" разрабатывает социальные проекты, имеющие долгосрочный характер.
Для выявления приоритетных
направлений деятельности специалистов
возникает необходимость в
Основной целью деятельности отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями является восстановление социального статуса детей и подростков с ограниченными физическими и умственными отклонениями и возращение их в обычные условия жизни наравне со здоровыми детьми.
В отделении работают:
. заведующий отделением;
2. учитель логопед;
. медсестра по массажу;
. педагог-психолог;
. специалист по социальной работе.
. методист-инструктор ЛФК (лечебная физическая культура)
Специалисты отделения выявляют и помогают реализовать возможности родителей и детей по преодолению сложных жизненных ситуаций. В отделении работают группы развития "Мир вокруг нас", "Здоровичок", "Цветные ладошки", в которых занимаются дети от 3 до 6 лет. Специалисты отделения проводят индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста, у которых возникают трудности в обучении. В отделении работает зал лечебной физической культуры (ЛФК), который оснащен ярким, мягким модульным оборудованием, где дети разных возрастов с большим удовольствием занимаются, играют, развивают свои творческие способности.
Целью проведенного констатирующего эксперимента явилось выявление основных характеристик, нужды и трудности семей, воспитывающих ребенка - инвалида, уровня социально-личностного развития детей.
. Вопросы анкеты представлены
в Приложении 1. Вопросы анкеты
составлены так, что бы можно
было выявить основные
Анкетирование проводилось в БУ КЦСОН "Пенаты" г. Омска, в опросе приняли участие 42 родителя, в том числе 38 женщин (32 матери и 6 бабушек - опекунов) и 4 мужчины (отца), что свидетельствует о том, что в большинстве случаев, воспитанием ребенка-инвалида занимаются матери. В опытно-экспериментальной работе также приняли участие 42 детей, посещающих БУ КЦСОН "Пенаты". Результаты исследования представлены в таблицах 1 - 20.
Таблица 1
Возраст родителей
Возраст родителей, опекунов |
Кол-во родителей, в % |
До 30 лет |
10 |
От 30 до 40 лет |
33 |
От 40 и выше |
57 |
Итак, большую группу представляют родители старше сорока лет.
Таблица 2
Состояние жилищных условий
Состояние жилищных условий |
Да, в % |
Нет, в % |
Ребенок имеет отдельную комнату |
35,7 |
64,3 |
Приспособлены жилищные условия для потребностей ребенка |
33,3 |
67,7 |
Таблица 3
Возможность родителей с ребенком пользоваться услугами общественного транспорта
Ответы |
Кол-во родителей с детьми, в % |
Да |
47,6% |
Нет |
52,4% |
Таблица 4
Посещаемость ребенком культурных мероприятий (музей, театр, кинотеатр, цирк и др.)
Ответы |
Кол-во детей, в % |
1. не менее одного раза в месяц |
28 |
2. не менее одного раза в полгода |
47,6 |
3. не менее одного раза в год |
23, 8 |
Таблица 5
Оценка медицинского обслуживания на взгляд родителей
Оценка |
Кол-во родителей, в % |
Хорошее |
30,9 |
Удовлетворительное |
47,6 |
Плохое |
21,5 |
Таблица 6
Необходимость в консультациях психолога, юриста
Ответы |
Кол-во родителей с детьми, в % |
Да |
66,7 |
Нет |
33,3 |
Таблица 7
Оценка социального обслуживания на взгляд родителей
Оценка |
Кол-во родителей, в % |
Хорошее |
47,6 |
Удовлетворительное |
38 |
Плохое |
14,4 |
Таблица 8
Оценка образовательных услуг
Оценка Кол-во родителей, в % |
|
Хорошее |
50 |
Удовлетворительное |
33,3 |
Плохое |
16,7 |
Таблица 9
Изменения в системе образования
Оценка изменений в системе образования |
Кол-во родителей, в % |
Нет изменений |
61,9 |
Изменения позитивные |
23,8 |
Изменения негативные |
14,3 |
Таблица 10
Возможность проведения отдыха и занятием спортом с ребенком.
Ответы |
Кол-во родителей с детьми, в % |
Да |
52,4 |
Нет |
47,6 |
Таблица 11
Информированность родителей о правах ребенка
Ответы |
Кол-во родителей с детьми, в % |
Достаточно |
47,6 |
Недостаточно |
52,4 |
Таблица 12
Оценка деятельности
неправительственных
Оценка деятельности БУ КЦСОН "Пенаты" |
Кол-во родителей с детьми, в % |
Удовлетворяет |
42,8 |
Не удовлетворяет |
9,5 |
Не смогли ответить |
47,6 |
Таблица 13
Частота испытываемых стрессов, напряженность родителей из-за проблем, связанных с их ребенком
Ответы |
Кол-во родителей, в % |
1. Никогда |
7 |
2. Иногда |
37 |
3. Довольно часто |
37 |
4. Постоянно |
19 |
Таблица 14
Что родителям кажется самым трудным в организации жизни ребенка?
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
1. Трудности с формированием личности |
14 |
2. Проблемы с физическим развитием |
18 |
3. Проблемы с транспортом и передвижением |
16 |
4. Проведение лечения |
18 |
5. Регулярное проведение диеты |
2,5 |
6. Трудности с организацией обучения |
16 |
7. Уход за ребенком |
4 |
8. Трудности с формированием навыков самообслуживания |
9 |
9. Отдыха и досуга |
2,5 |
Таблица 15
Что родителей беспокоит в поведении их ребенка?
Ответы родителейКол-во родителей, в % |
|
1. Агрессивность |
19 |
2. Застенчивость |
16 |
3. Лживость |
4 |
4. Грубость |
4 |
5. Невнимательность |
5 |
6. Тревожность |
4 |
7. Раздражительность |
23 |
8. Плаксивость |
5 |
9. Апатичность |
4 |
10. Подавленность |
4 |
11. Замкнутость |
4 |
12. Болтливость |
4 |
13. Неусидчивость |
4 |
Таблица 16
Оценка родителей отношение других детей к их детям
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
1. Хорошее |
44 |
2. Равнодушное |
4 |
3. Неприязненное |
4 |
4. Снисходительное |
18 |
5. Затрудняюсь ответить |
30 |