Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы называются врожденными, или предписанными. Другие - определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно. Например, статус психолога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении получил диплом по этой специальности. В этом случае говоря о статусе достигнутом, или приобретенном.
В процессе развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.
Социальный статус (врожденный, приобретенный)
Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Например, педагоги требуют выполнения роли прилежного ученика, одноклассники же, наоборот, - роли балагура, который мешает вести урок, в результате возникает межролевой конфликт. Для разрешения ролевых конфликтов личности нужно иметь устойчивую систему ценностей и уметь делать выбор, совершать поступки.
3. Факторы социализации
Говоря о социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях происходит этот процесс.
Ф.А. Мустаева выделяет "механизмы" социализации:
традиционный – через семью и ближайшее окружение;
институциональный – через институты общества;
стилизованный – через субкультуру;
межличностный – через значимых лиц;
рефлексивный – через индивидуальное переживание и осознание.
М.А. Галагузова представляет путь вхождения ребенка в общество через основные институты социализации:
Религия
Образование
Семья
Культура
На разных этапах развития общества социальные институты играют то большее, то меньшее значение.
В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия.
В советский период выросла роль образования и культуры. Литература, кино, живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистических идеалов.
В постсоветский период по-прежнему сохраняется важная роль образования в социализации ребенка. Наряду с этим растет значение семьи и религии. Воздействие культуры на личность ребенка стало стихийным, спонтанным.
А.B. Мудрик предлагает 4 группы факторов (Схема).
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, общий) - планета, мир, космос.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, общество, государство.
Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации.
Четвертая – микрофакторы – семья, группа сверстников, микросоциум, д/с, школа.
Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело.
Мир – понятие социально-политическое, обозначающее человеческое сообщество, существующее на планете.
Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Судьба каждого зависит от состояния дел на планете, от тенденций в мировой экономики и политики. Загрязнение окружающей среды отражается на условиях жизни, а значит и на социализации. Развитие транспорта и средств коммуникации способствуют путешествию, миграции. В своё время, атомная угроза ориентировала человека на сиюминутное удовлетворение своих потребностей "здесь и теперь", а не на жизненные перспективы.
Космос – понятие древнегреческой философии и культуры, включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство.
В наше время происходит массовое увлечение "сверхестественным". Популярны гороскопы, экстрасенсы, колдуны, ясновидящие. Как считает А.В. Мудрик, за этим есть ещё непознанная наукой реальность. Возможно, космические силы станут основой индивидуального подхода в воспитании.
2. Макрофакторы.
Понятия страна и государство употребляются как синонимы. Страна – понятие географическое.
Природно-климатические условия оказывают влияние на жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространенность видов труда, на здоровье людей.
Общество – понятие политико-социологическое.
Социализация определяется уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества.
Социальные проблемы российского общества:
- резкое расширение
степени свободы человека при
ослаблении социального
- переживание ощущения катастрофы, что приводит к нарастанию негативных изменений (рост цен, безработица, преступление и т.д.). Это ощущение обостряется отсутствием перспектив преодоления этих явлений.
- кризис в нравственно-духовной
сфере – распад старой
Государство – понятие политико-юридическое.
Политика, идеология создают определенные условия жизни, в которых происходит социализация. Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающего поколения через создание социальной системы воспитательных институтов.
3. Мезофакторы.
Этнос – исторически сложившаяся совокупность людей, обладающая общими чертами, культурой, особенностями психологического склада.
Для социализации важны: язык, культура, национальное самосознание.
Исследование петербургских старшеклассников показало, что 44 % учащихся не обращают внимание на национальность людей, 67 % - гордятся своей национальной принадлежностью (все опрошенные - русские), каждый четвёртый (25 %) хотели бы родиться не в России, а в западной стране. У молодёжи заметнее стереотипы этнического негативизма (70 % испытывают неприязнь к другим национальностям), националистические установки у 26 % респондентов.
Регионы – совокупность различающихся между собой территорий. Отличаются климатическим условиями, особенностями экономики, урбанизированности, культуры, диалекта.
Город – тип поселения, для которого характерна концентрация населения на ограниченной территории. Людям свойственна профессиональная и социальная мобильность.
Социализация в средних и крупных городах осуществляется в условиях городского образа жизни: преобладание деловых, кратковременных, поверхностных контактов, снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей, уменьшение экономического значения семьи, увеличение её субъектной значимости, многообразие культурных стереотипов, ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль, значительная роль самоконтроля поведения. Человек с детства является членом нескольких организаций и групп, расширяет общекультурный и социальный кругозор.
Города – сосредоточение криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения (проституция, наркомания, азартных игр).
В городе выше уровень стресса, загрязненности, перенаселенности, но выше и интеллектуальное, культурное, физическое развитие жителей.
С потерей значимости воспитания в городской школе у детей чаще появляются эгоистические тенденции, конфликтность, агрессивность, слаба потребность общения с животным и растительным миром.
Для деревни характерна малая плотность населения, малое разнообразие видов труда и досуговой деятельности, плохо развито общественное обслуживание, почти полное отсутствие культурных учреждений, силен социальный контроль жизнедеятельности со стороны окружения, тесные родственные и соседские связи, неравномерность трудовой занятости в течении года, более тяжелые условия труда, чем в городе, преобладают национально и социально однородные семьи.
Провинциальные школьники окружены природой, семейными традициями. Микросоциум (семья, дом, друзья, природа) выступает гарантом устойчивости внутреннего мира (психологическая защищенность, эмоциональная устойчивость). Людей характеризует открытость, восприимчивость, дружелюбие.
Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, телевидение, инет). Функции:
1. Рекреативная функция – досуговое времяпровождение людей.
2. Релаксационная функция – отвлечение от неприятностей.
3. Нормативная - формирование материальных, духовных и социальных потребностей.
Средства массовой коммуникации ведут как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может приобретать антисоциальный характер).
Семья – важнейший институт социализации.
Институты воспитания – это социально создаваемые обществом и государством организации (дошкольные учр., школы, лицеи, гимназии, колледжи, ВУЗы, детские и юношеские общественно-политические клубные организации). Институты воспитания взрослых – партии, профсоюзы, объединения по профессиям, интересам, культурно-спортивные комплексы.
С одной стороны, институты воспитания осуществляют социально-контролируемую часть социализации, с другой стороны влияют на своих членов стихийно.
Группа сверстников – важный фактор социализации, с этим связано понятие референтная группа – группа, к которой человек не принадлежит, но на которую ориентируется, подражает её членам; группа в которую его не берут, но к которой он хотел бы принадлежать.
В силу психологических особенностей подросток демонстрирует протест общепринятой культуре, нормам и ценностям взрослых приобщаясь к неформальной группе.
Микросоциум – ближайшее пространство и социальное окружение человека (село, поселок, микрорайон).
Влияние микросоциума на социализацию зависит от культурно-рекреационных возможностей: наличия и качества работы учебно-воспитательного учреждения, кинотеатров, клубов, спортзалов, бассейнов, музеев, театров, библиотек. Важная характеристика микросоциума – социально-психологический климат.
Религиозные организации в последнее время становятся значимым фактором социализации. В России представлены все 4 мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство, иудаизм и их разновидности.
Функции религиозных организаций:
4. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
Социально-педагогическая виктимология (от лат. – жертва)- наука, изучающая реальных или потенциальных жертв социализации (инвалиды, сироты, подростки с акцентуацией характера, мигранты, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем).
Одни люди имеют постоянные признаки виктимизации (сироты, инвалиды), другие - проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни неустранимы (сиротство), другие могут быть изменены (противоправное поведение).
Факторы виктимизации человека:
- природно-климатические и экологические условия, которые влияют на здоровье и психику (уровень радиации, шума, загазованности). Эти условия правоцируют криминальное, антисоциальное, саморазрушительное поведение (алкоголизм, наркомания, самоубийство).
- факторами виктимизации могут стать общество и государство по отношению к инвалидам, сиротам (система реабилитации, профессиональной подготовки, трудоустройство, законодательство, права, обязанности гос. институтов по отношения к людям).