Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

 

Трудные жизненные  ситуации:

    • смерть родителей
    • прекращение родителями выполнения родительских обязанностей (самоустранение, боязнь заразить, признание родителей недееспособными)
    • длительное отсутствие родителей (командировка, отбывание наказания)
    • лишение родительских прав

 

Обязанности родителей:

      • содержание детей
      • создание нормальных условий для их жизнедеятельности
      • быть законным представителем и выступать  в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий
      • воспитание

 

Центры социальной реабилитации

 

Функции Центров  социальной реабилитации:

  • Защитная функция – правовая защита, охрана физического, психического, нравственного здоровья детей
  • Профилактическая функция – разрешение внутрисемейных конфликтов, правовая, материальная, психологическая поддержка семьи
  • Восстанавливающая функция  - восстановление социального статуса ребенка
  • Коррекционно-развивающая - коррекция психического, личностного развития; развитие игры, труда, общения
  • Оздоровительная функция – профилактика заболеваний
  • Компенсаторная функция – замена биологической семьи (отбор родителей – усыновителей)

 

Проблемы Центров: низкая материальная база, перегруженность, недостаточный уровень подготовки кадров.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ

План:

1.Основные понятия. Попечение сирот в современных условиях.

2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.

3.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения.

Основные понятия

Опека - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей до 14 лет, лишившихся родителей, душевнобольных). Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка –М., 1994.)

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный  сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

• умерли;

• лишены родительских прав;

• ограничены в родительских правах;

• признаны безвестно  отсутствующими;

• недееспособны (ограниченно  дееспособны);

• отбывают наказание  в исправительных колониях;

• обвиняются в совершении преступлений и находятся под  стражей;

• уклоняются от воспитания детей;

• отказываются забрать  детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

 

Сиротство в  нашей стране  на протяжении 20 века обусловлено тремя разрушительными  войнами(первая мировая война, гражданская  война, Великая Отечественная), последствиями  перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Причины сиротства  в наше время:

- родители (чаще мать) отказываются от несовершеннолетнего ребенка. В течении трёх месяцев родители могут изменить своё решение и ребенок вернётся в семью;

- принудительное изъятие  ребенка из семьи, когда родители  лишаются родительских прав;

- смерть родителей.

 

В Семейном кодексе  РФ определены права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Существует система  социальных альтернативных решений:

  • сохранение ребенка в родной семье;
  • возвращение в семью;
  • усыновление внутри страны;
  • усыновление в другой стране;
  • передача на воспитание в семью;
  • передача в специальное воспитательное учреждение.

 

В Федеральную  целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".

Цель программы "Дети – сироты" – предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с обществом.

Задачи:

  • создание условий для воспитания детей сирот и оставшихся без попечения в приёмных семьях (опека, патронат, усыновление);
  • государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и оставшихся без попечения.

 

Мероприятия:

    • реформирование системы опеки и попечительства;
    • внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
    • обеспечение качественного образования детей – сирот и оставшихся без попечения;
    • строительство образовательных учреждений для детей сирот и оставшихся без попечения
    • развитие системы социальной защиты семьи;
    • мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развитие жизнеустройства выпускников учреждений.

 

 

Попечение детей-сирот  может быть осуществлено двумя путями - усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:

ПОПЕЧЕНИЕ СИРОТ










Усыновление (удочерение) - это мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

 

Государственное попечение – создание усыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Опекунская  семья (ребенок и семья связаны родственными узами)

В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имущества несовершеннолетнего ребенка, но сам не имеет права распоряжаться им.

Семья усыновителя (удочерителя)(семья не имеет родственных связей с ребенком).

Семья усыновителей является новой юридической и фактической семьей ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

 

Временная приемная семья - это новое явление для нашего общества, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу таких обстоятельств, как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья отличается тем, что это семья профессиональных специалистов. Время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей (от нескольких мес. до нескольких лет) и оплачивается.

В России приемная семья  не нашла повсеместного распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами. Жизненный уровень населения настолько низок, что речь идет о выживании семьи.

 

Этапы деятельности социального  педагога с приемными семьями: подбор семейных пар, обучение родителей, патронирование их деятельности по вопросам обучения и воспитания детей. Деятельность социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и других.

В качестве приемных родителей  могут выступать: семейные пары, имеющие  собственных детей, семейные пары без  детей, неполные семьи, одинокие люди. Выделяют комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или временное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:

— желание иметь ребенка  в случае невозможности по физиологическим причинам иметь собственного;

— смерть собственного ребенка;

— гибель близких родственников;

— желание иметь детей, в то время как свои дети уже  выросли;

— чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке  и защите;

— чувство одиночества;

— религиозные мотивы и другие.

Обычно приемные родители руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Однако наряду с позитивными мотивами могут выступать и отрицательные мотивы, такие как материальная выгода, физическая эксплуатация детей и др.

 

Социально-педагогическую деятельность с приемной семьёй делят на этапы, для каждого этапа выделяют функции деятельности социального педагога и методы этой деятельности:

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Этапы социально-педагогической деятельности

Функции деятельности социального педагога

Методы социально-педагогической деятельности

1. Поиск приемной семьи

Информационная

Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных

2. Изучение будущих приемных родителей

Диагностическая (первичная диагностика)

Анкетирование, беседа

3. Посещение семьи и учреждений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.)

Посредническая

Наблюдение, беседа

4. Изучение будущей приемной семьи и ее окружения

Диагностическая (углубленная диагностика)

Анкетирование, тестирование, беседа, убеждение, изучение документации

5. Вводное обучение Лекция, рассказ,  беседа, видеофильмы 

Обучающая (предварительное обучение)

Лекция, беседа, наблюдение, убеждение, упражнения

6. Помещение ребенка в приемную семью; углубленный курс обучения приемных родителей

Патронирующая

 


 

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья;

На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, предлагают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.                            

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.                                       

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным курсом обучения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этой случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье. Проводится углубленный курс обучения родителей, социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Информация о работе Социальная педагогика