Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет ТГП.

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х  сущ. и развития права. Как наука  исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП  изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

ТГП – это  обобщающая политико-правовая наука, характериз. соц., эк. и полит. основы гос. и права как явлений цивилизации и культуры, раскрыв. их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.

Предметом ТГП являются основные общие закономерности возникновения, функц. и развития гос. и права. Данная наука изучает причины происхождения гос. и права, их формы и типологию, основные закономер. построения системы органов гос. и системы права, их функц. воздействие на общ. жизнь. Предмет ТГП состав. явления и категории, сформировавш. и выработ. на основе понимания единства и глубокого взаимодействия ГП: ГП явление цивилизации и культуры, основ. понятия гос. и основ. понятия права (форма государства, функции, нормы права и т.д.), основ. правовые принципы (разделение властей, презумпция невиновности и т.д.), основ. ценности ГП ( демократия, народовластие, права и свободы чел. и т.д, основ. закономер. ГП( возрастание роли права в жизни общ.и т.д.)

 

2. Место ТГП  в системе юр. наук.

ТГП является исходной теор. основой для сущ. и развития др. юр. наук, выполняет по отношению к ним опред. методолог. роль, т. е. занимает ведущее место в системе юр. наук. С др. стороны ТГП может развив., лишь опираясь на конкретный материал историка- правовых, отраслевых и прикладных юридических наук. В системе юриспруд. условно можно выдел. неск. гр. относительно самост. правовых наук. I. историко-правовые науки: предметом их исследования являются исторические процессы возник., развития и функц. права и государства, полит. и правовых учений в конкретно- истор. обстановке и хронологич. послед-ти, исследуют такие истор. факты. II. отраслевые юр. науки руководствуются разработ. теорией права полож. о сущности и соц. назнач. права, общими понятиями права, нормами права, норм. актами, и т. д. III. Прикладные юр. науки (криминалистика, суд.мед., суде. психиатрия и др.). Задачей явл. использ. достижений естествоз-я и техники для решения проблем юрид. практики. Изучают отдельные стороны, отдельные области права и гос. или историю правовой организ.общ.

Среди юр. наук особое место принадлежит общей  теории права, которая изучает закономерности функционир. и развития права.

Взаимосвязь ТГП  с общ. науками.

ТГП/философия – наукой о всеобщих законах развития природы, общ. и мышления. Основываясь на положениях, разработ. философией обществ. развития, тп рассматр. наиболее общие закономерности функционир. и развития таких соц. явлений, как право и государство. ТГП/история- изучает историю развития чел. цивилизации во всем ее многообразии. Сегодняшнее право – это результат предшествующ. истор. развития общества. От того, как мы представляем историю общ. развития, во многом зависит то, как мы будем представлять право и связанные с ним другие прав.явл.ТГП/социология- наука, изучающая структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функц. и развитие всех сторон деят. людей в обществе. Новое науч.напр. – социология права, которая рассматр. правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общ. практикой. ТГП/психология- юр. псих.- изучает закономерности и механизмы психиче. деят. людей в сфере регулир. правом отношений. ТГП/экономика- изучает эк. поведение людей в сфере производства матер. благ — основы жизнедеят. человека и общества. Производство отражает взаимодействие, человека и природы, людей в процессе их хозяйств. деятельности. Результатом является создание матер. и нематер.благ, удовлет. челов. потребности.

ТГП/культорология- изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфич. сферы культ. жизни, в т.ч. и право как явление цивилизации. ТГП\политология-предметом полит. науки считают полит. систему общества, предметом полит. науки являются отношения людей по поводу власти в обществе: изучение власти в различ. сферах; анализ отношений людей по поводу власти не только в гос., но и в других соц. образованиях.

 

 

 

 

 

 

3. Методы изучения  гос. и права.

Методология – это общенауч. феномен, проникающий во все сферы науч. знания. Методол. права – одна из важ. сторона предмета ТГП.

Сущ. 3 уровня метолог. знания: I. высший ур.-опред. глав. направления и общие принципы познания в целом. Содерж. является опред. теоретико-мировоззренч. доктрина. Выс. Ур. – это ядро всей методологии. Основное требование, которому должна соответ. любая доктрина,  заключ. в том, что положения, выводимые из нее закономерности должны иметь универсальный характер, распространяться на все сферы бытия. II. средний ур.- методологии содерж. общенауч. методы познания. Группа характеризуется тем, что они использ. при исследовании широкого круга явлений и процессов в различ. сферах бытия. Общенауч. методами явл.: 1)  лог. метод- явл. средством процесса познания. 2) историч. Метод- окруж. мир находится в постоянном развитии, поэтому большое значение для его познания имеет установление истор. последовательности событий и фактов. 3)    системный метод- общенаучная категория, она пронизывает окруж. мир. Большая часть окруж.нас явлений явл. системами. Общество, гос., законодательство – это все слож. системы.

III. низший уровень -содержит частно-научные методы познания. Они  используются при изучении определен. специфической группы объектов (например, правовых явлений). Для каждой сферы научного знания характерны свои частно-научные методы:

1)формально-юридический  (логико-юридический)  метод- позволяет  выявить лог. связи и противоречия между нормами права.

2)сравнительно-правовой  метод- использование  метода позволяет  разграничить общее,  специфическое и  случайное в праве  и гос.

 

 

4.Функции ТГП.

Функция – это внешнее проявление сущности к-л явления в опред. системе отношений. Функция– это один из критериев оценки состояния и действия теор. системы.

1) гносеологическая (теоретико-познавательная) - ТГП осущ. исслед. разработку своего предмета, его теор. освоение. Теория познает и объясняет процессы, происход.в политико-прав. сфере.

2) методологическая - метод в науке – это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и тоже знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом – как метод. ТГП занимается разработкой методов исследования  политико-прав. явл. и процессов.

3) идеологическая -теория способствует формир. такого компонента правосознания, как правовая идеология. Особенно важное значение идеолог. функция ТГП играет на современном этапе, когда происходит становление новой соц. и правовой идеологии.

4) воспитательная – к ее содержанию относится обучающее значение ТГП, так как не ее базе строится соответствующая учебная дисцип.

5) прогностическая - предполагает научное предвидение в развитии гос.-правовых явлений и процессов. Теория на основе познанных закономерностей развития гос. и права позволяет сделать выводы об их возможном будущем.

6) прагматическая (прикладная) – реализация этой функции состоит в разработке правил юр. техники, методов толкования нп актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематиз. и решения иных вопросов практич. характера.

 

 

5. Характерист  общ. вл. и соц. норм в первобыт  общ-ве.

 Первоб. общ.- догосуд. этап истории человечества. Человек разумный сформировался как вид около 200 тыс. л.н., именно с этого момента можно говорить об истории первобыт.общ.

Органы  упр. перв.общ.: собрание взрос. членов рода (воинов); вождь (глава рода) избирался на собрании рода; старейшины; воен. предводитель; жрецы.

 Половозрастное  разделение труда предполагает, что каждый взрос. член общ. выполнял опред. соц.-полезную функцию. Это определяло демократизм властных отнош. В эпоху соседской общины  появл. такая форма власти как вождество (тип соц. организ., состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центр., более крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).

Уже в перв.общ. начинает формир. соц. нормы, регулирующие поведение общинников. Для данных норм были характерны следующие черты:   статичность соц. норм, их стабильность на протяжении длит. времени; недифференцированность - они выполняли не только регулятивную, но и оценочную функцию, а также имели сакральный характер. Нормы перв.общ. являлись и обычаями, и нормами морали, и религ. нормами; отсутствие письменной фиксации, устный характер норм, которые передавались из поколение в поколение, тем самым поддерживая преемственность; выражали общественный интерес.

Нормы первобытного общества регулировали в основ.  3 круга общ. отнош.: отнош. внутри рода, между родом и индивидом; межродовые отношения (брачно-семейные, союзы племен, взаимопомощь и пр.);  экологические отношения (действия человека по отношению к природе). Закреплялась тотемная система. Тотем – это идеализированное существо, покровитель рода, как правило животное.

Преобладающие способы регул-я – запрет и  дозволение. Среди запретов преобладали  Табу – это запрет подкрепленный  страхом наказания потусторонними силами, священ. запрет (убийство, инцест, людоедство и пр.)

 

 

 

6.Теории происхождения  гос.

1)теологическая теория:  Фома Аквинский, Блаженный и пр. Несколько теол. теорий: христ., мусульман., буддийская, доктрины по-разному раскрывали взаимосвязь Бога и правителя, церкви и гос. Гос. – результат божест. промысла, поэтому оно вечно и незыблемо. Правитель наделяется Богом правом повелевать людьми  для реализ. Божест. воли на Земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Теория требует и от правителя неукоснит. Испол. требований свящ.книг и бож. заповедей.

2)теория общ.договора– Т. Гоббс, Дж. Локк,  Ж.-Ж. Руссо и др. Гос. предшествует естес. состояние человека( состояние «войны всех против всех», состояние социального хаоса из-за порочной, негативной природы человека). Гос.возникает как ограничитель челов. страстей. Гос. возник. для огранич. соц. противоречий. Суть теории в том, что гос.власть производна от общества и подчинена ему.

3)марксистская (классовая) теория- Маркс, Энгельс, Ленин и пр. Гос. возникает в силу классов. противореч.

Общ. разделение труда и усоверш. орудий труда  приводит к повыш. производительности и появлению прибавочного продукта, который первоначально оставался собствен. общины. Со временем указанный прибавочный продукт начинает присваивать соц. верхушка. Это приводит к появлению частной собств. и имущ. расслоению. Появляются классы и эк. зависимость неимущих от имущих. Между классами начин. борьба за обладание прибавоч.прод. Стремясь сохранить свою собств., экономич. господ. класс создает спец. аппарат клас. господства и угнетения – гос.

4) теория  насилия- Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Причину происхож. гос. сторонники теории видели в военно-полит. факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеван. народами и территор. необходим аппарат принужд., которым и стало гос. Поэтому гос.– не итог внутр.развития общества, а навязанная ему извне сила.

5)патриарх. Теория -Аристотеля, Р. Фильмера, Н.К. Михайловского. Разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа родств. семей приводит, в конечном счете, к образованию гос. Т.о. гос. – это большая, разросшаяся семья.

Власть государя – есть продолжение власти отца, поэтому монарх не может быть выбран, назначен или смещено подданными. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия  жизни человека. Подданные должны покорно подчиняться государю как отцу.

 

 

7. Причины и  формы возник. гос. 

Происхождение гос. есть результат процесса самоорганизации  вл. отношений в обществе.

Разделение  труда привело к появлению  соц. групп, выполняющих различные  соц. функции и обладающих, различ.  соц. интересами. Властные институты первобытного общества перестали справляться в данных условиях  с функцией поддержания соц. порядка.

Следует выдел. Следующ. общие предпосылки возник. гос.: переход к производящей эк. --это привело к появл. прибавочного продукта; соц.дифференциация- перв.общ. просматр. только поло-возрастная стратификация. При разложении перв.общ. происход. раздел. общ. в зависимости от выполн. производ. функций:земледельцы, скотоводы, ремесл., купцы; выделение спец. слоя людей- профес. занимающихся управлением (бюрократии). В перв.общ. вл. и управление осущ. на общ. началах. Носители власти наряду с др. общинниками участвовали в эк. деят. рода. Услож. эк. деят., необход. контрол. и распределять прибав. продукт между общ-ми требовало появления слоя людей, которые занимаются исключ. организ. функциями, не участвую в производ. деят.общины. Такие функции стали осущ. вождь и его ближ. окруж. Они создают имущ. дифференциации, сосредоточению матер. благ в руках огранич.круга лиц. Т.о. возникновение гос. способствовало дальнейш. имущ. расслоению общества, появ. классов. Вывод, что возник. гос. способств. появление новых, производящих форм хозяйствования, возник.  соц. диф. общества, усложнение всей системы общ.отнош.

Формы возник. гос.

 Гос. формир. в различ.ус. Но можно их выделить  в отдельные группы по образу разрушения родоплем. организ., возникновения соц.  расслоения и организ. публичной вл. Восточный тип- по берегам крупных рек (Тигра, Евфрата, Нила, Хуанхэ, Ганга) возникает необходимость проведения крупномасш. работ. Это приводит к возник. жестоких деспотичных гос-в. Характерна стагнационность развития – застой развития: сохранение общ. пережитков, остается неизменной система органов гос. очень долго сохр. общинная собств, собст-ть власти. Западный тип- предпосыл. возник. гос-ва явилась классовая борьба , имущ.неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Гос-ва были более динамичны , гораздо быстрее развив. 1. Афинский ( клас.путь- противоборство м/д свободными гр. и рабами. Спартан. путь- противоречия между рабами и людьми, но рабов было боль. чем спартанцев. Рим. путь- противоречия рабов и рабовлад., решающую роль при возникнове. гос-ва играли  противоречия между двумя группами  свободных рим.граждан- патрициями( коренное население Рима) и плебеями( пришлые племена). Герман.путь(Синтезный путь) – древнегерман. гос-во, возникшее в результ. завоеваний. Герм. племена гос-ва еще не имели, захватывали провинции рим. им., где уже сущ. гос-во. (Русь- Византия, Германия- Рим.)- переход от родоплемен. отнош. сразу к раннефеод. гос-ву под возд. полит. и имущ. неравен. одновременно. Раб. труд- неэффек. Богатство вождей и дружины в результате воен. походов. Активное заимствов. гос-ности у др.нар-в.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"