Система правоохранительных органов государственной власти в России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры.

Содержание

Введение
1. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ
1.1. Нормативно-правовая база
1.2. Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в РФ
1.2.1 Судебная власть в РФ
1.2.2 Прокуратура РФ
1.2.3 Министерство внутренних дел РФ
1.2.4 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
1.2.5 Федеральная служба безопасности РФ
1.2.6 Органы внешней разведки РФ
1.2.7 Таможенные органы РФ
1.2.8 Министерство юстиции РФ
1.2.9 Адвокатура РФ
1.2.10 Нотариат РФ
2. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в США
2.1 Судебная система США
2.2 Органы прокуратуры США
2.3 Система полицейских органов США
2.4 Система спецслужб США
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МВД 3.docx

— 139.67 Кб (Скачать файл)

Нормативный характер имеют не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления  этого государственного органа. Характерно, что эти постановления в рассматриваемой  сфере правого регулирования  принимались в двух видах. Одними утверждались положения. Например, постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-2 были утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение  о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно  в самом постановлении высшего  законодательного и представительного  органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К числу можно  отнести постановление Верховного Совета РФ от 17.02.1993 № 4502-1 «О некоторых  вопросах реализации положений Закона Российской Федерации “О статусе  судей в Российской Федерации” в  отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и  мерах их социальной защиты». Заметим, что в случае, как и при утверждении  вышеназванных Положений, в преамбуле  постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.

Следующее после  законов звено в иерархии нормативных  актов занимают указы Президенты РФ, которые носят, правило, подзаконный  характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правого регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о милиции, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования ее подразделений, обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки. Указами Президента РФ были утверждены Положение о МВД России, Положение о Минюсте России.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных  актов постановления Правительства  РФ. Статья 115 Конституции устанавливает  жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. С целью развития универсальных  положений, ч. 1 ст.15 Конституции в Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, отмены Президентом РФ.[13, стр. 18-20]

Правительство РФ правомочно утверждать нормативные  акты в виде положений. В частности, постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 было утверждено Положение о Федеральных налоговой службе. Кроме того, Правительство РФ издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанностей Правительство приняло постановление от 29.06.1995 № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 установлены размер оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению.

Несмотря на существенное различие предмета регулирования  указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании  и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или  федеральных законов.

Среди нормативных  актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные  акты. Немалое их количество издается Генеральной прокуратурой, Минюстом России, МВД России и другими министерствами и ведомствами РФ, например: приказ МВД России от 26.01.1996 № 41, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; приказ Минюста России от 25.01.1999 № 20, которым утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. На решение ряда организационных вопросов были направлены приказы Генерального прокурора РФ от 20.02.2002 № 7 «Об организации исполнения Федерального закона “О введении в действии Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” и о переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства», от 05.07.2002 № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».[32, стр. 36-37] [см. Приложение 2]

Эти акты носят  разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т.п. Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 не могут иметь юридической силы ведомственные акты, затрагивающие  права и интересы граждан или  относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы. Правительством РФ в связи с этим утверждены специальные Правила  подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно  два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты Минюста  России, МВД России и Генеральной  прокуратуры РФ; МВД России и ФСБ  России и др. Практикуется издание  нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст России совместно  с Минфином России издал приказ от 06.10.2003 № 257/89н, которым установил  порядок расчета оплаты труда  адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном производстве по назначению.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Однако общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органах, а важнейшие из них - в Конституцию.

В отношении  международных договоров, к числу  которых относятся договоры о  правовой мощи по уголовным делам, Конституция (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международными договорами, в том числе регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453-473 УПК).

Правосудие в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными  и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что  применение норм закона нередко встречают  затруднения на практике, в связи, с чем они нуждаются в разъяснении, которое осуществляют пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками  права, разъяснения, содержащиеся в  них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практики применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Обоснованием такого суждения являются некоторые акты Пленума Верховного Суда РФ, а именно постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами уголовного наказания», от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».[13, стр. 21-23]

1.2 Понятие, основные  признаки и классификация  правоохранительной  деятельности в  Российской Федерации

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов  организаций и предприятий, борьбой  с различными правонарушениями и  преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие  органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в  сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и  называются правоохранительными. Они  создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций  и общества в целом.[2, стр. 27]

Для того чтобы  можно было выделить из большого числа  государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической  науке и практике выработали понятие "правоохранительная деятельность". Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому  для формулировки понятия «правоохранительная  деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная  деятельность осуществляется с  помощью мер юридического воздействия.  Главным образом, правоохранительную  деятельность от любой другой  отличает возможность, и необходимость  применения различных мер юридического  принуждения. Все меры принуждения,  применяемые при осуществлении  правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы  в законе. Условно все меры  юридического принуждения, которые  применяют в своей деятельности  правоохранительные органы можно  разделить на виды. Это меры  юридической ответственности (уголовной,  административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило,  они применяются к лицам, обвиняемым  в совершении преступления: подписка  о невыезде, заключение под стражу  и другие). Также к мерам юридического  принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский  счет, обыск и другие);

2) правоохранительная  деятельность (ее содержание, органы  и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе  или ином нормативном документе.  Данный признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный  орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном  акте (в Конституции РФ, в федеральном  законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется  в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную  деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные  государственные органы, которые  для этого созданы и уполномочены  государством, заниматься данной  деятельностью. Существуют даже  жесткие критерии отбора лиц  для работы в этих органах.  Образование, структура и деятельность  правоохранительных органов четко  определена нормативным актом;

4) правоохранительная  деятельность реализуется на  практике с соблюдением строгих  процедур (различных, но всегда  определяемых законом). Четкая, установленная  нормативными актами процедура  характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной  деятельностью. Особенно строгая  процедура характерна для деятельности  органов и должностных лиц,  осуществляющих производство по  уголовным делам;

5) правоохранительная  деятельность делится на виды  в зависимости от конкретных  целей, способов, методов и приемов,  применяемых при ее осуществлении.  Перечень этих видов может  быть различным, в зависимости  от того, какой критерий положен  в основу классификации, также  многое зависит от мнения ученого,  который данную классификацию  составляет.

6) Целью правоохранительной  деятельности является охрана  и защита прав и интересов  граждан, законных интересов организаций  и предприятий, общества и государства,  обеспечение безопасности, правопорядка  и законности. Охрана направлена  на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности в совокупности, можно  вынести определение правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных  органов, которая осуществляется путем  применения мер юридического воздействия  в соответствии с законом, с целью  охраны и защиты прав и интересов  граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения  безопасности, правопорядка и законности.[7, стр. 43-45]

Информация о работе Система правоохранительных органов государственной власти в России и США