Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Равноправие субъектов Российской Федерации. В соответствии
с Конституцией РФ субъекты Российской
Федерации имеют различный конституционно-правовой
статус. Поэтому принцип их равноправия
следует трактовать как равенство возможностей
по самостоятельному установлению своей
системы органов государственной власти,
созданию собственного законодательства
в сфере соответствующей компетенции,
участию в решении общефедеральных вопросов,
а также как равноправие во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти. План-конспект лекционного
курса 23
Последнее выражается, в частности,
в единообразии конституционного подхода
к распределению предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и всеми ее
субъектами.
Равноправие и самоопределение
народов в Российской Федерации. Данный принцип является одним
из важнейших достижений современной
демократии и относится к общепризнанным
принципам международного права. Однако
в международном праве устанавливается
и ряд условий для реализации права народов
на самоопределение, которое не должно
приво-дить к нарушению иных норм. Как
указано в Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотруд-ничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН от 24 ок-тября
1970 г., при реализации права народа на самоопределение
ничто не должно толковаться как санкционирующее
или поощряющее любые действия, которые
вели бы к нарушению территориальной целостности
или политического единства суверенных
демократических государств.
3. Концепция российского
федерализма определена прежде
всего Конституцией РФ. Базовое
значение имеет ст. 5, закрепляющая
изложен-ные выше принципы федеративного
устройства России. Статья 11 опреде-ляет
основы организации государственной
власти на федеральном уровне
и в субъектах Федерации, а
также устанавливает, что разграничение
пред-метов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Федерации и ее субъектов
осуществляется Конституцией РФ,
Федеративным и иными договорами
о соответствующем разграничении.
Эти статьи явля-ются частью
основ конституционного строя
России.
Статьи, составляющие гл. 3 «Федеративное
устройство», устанавли-вают конкретные
федеративные отношения: состав Российской
Федера-ции; положения, обеспечивающие
единство России; статус Российской Федерации
и ее субъектов; компетенцию Российской
Федерации и сферу совместного ведения
Федерации и ее субъектов; систему и иерархические
взамоотношения нормативных правовых
актов Федерации и ее субъектов. Эти положения
дополняются статьями других глав Конституции,
регули-рующими порядок разрешения споров
между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектами,
между государственными органами самих
субъектов, а также иные элементы федеративных
отно-шений.
Конституция РФ имеет прямое
действие, в части регулирования феде-ративных
отношений ее нормы нуждаются в конкретизации.
В том числе сама Конституция предусматривает
принятие ряда федеральных конститу-ционных
законов и федеральных законов: о порядке
принятия в Россий-ской Федерации и образования
в ее составе нового субъекта Федерации,
о порядке изменения статуса субъекта
Федерации и некоторых других. Конституционное право России
24
В настоящее время в этой сфере
приняты и действуют федеральные законы
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации», «О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Феде-рации и органами государственной
власти субъектов Российской Федера-ции».
В первом чтении принят проект Федерального
конституционного закона «О порядке принятия
в Российской Федерации и образования
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации».
Важное место в регулировании
федеративных отношений занимают конституции
и уставы субъектов Российской Федерации,
а также договоры и соглашения о разграничении
компетенции Федерации и ее субъектов.
Определенные элементы федеративных отношений
регулируются не только конституционным
правом, но и другими отраслями российского
законода-тельства. Так, например, финансовое
законодательство определяет отно-шения
между Российской Федерацией и ее субъектами
в бюджетной сфере.
В целях обеспечения верховенства
федеральной Конституции и феде-ральных
законов по отношению к законодательству
субъектов Российской Федерации, соблюдения
режима законности на всей территории
России Федеральным законом «Об общих
принципах организации законодатель-ных
(представительных) и исполнительных органов
государственной вла-сти субъектов Российской
Федерации» установлена государственно-правовая
ответственность органов и высших должностных
лиц региональ-ной государственной власти
за принятие нормативных правовых актов,
противоречащих федеральному законодательству.
Предусмотрены различ-ные меры такой ответственности,
вплоть до роспуска представительного
(законодательного) органа, отрешения
от должности высшего должностного лица
(руководителя высшего исполнительного
органа) субъекта Россий-ской Федерации.
Подробнее см.: 4,
5, 7.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
1. Конституционно-правовой
статус Российской Федерации.
2. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
Российской Федерацией и ее
субъектами.
3. Нормотворческая компетенция
Российской Федерации и ее
субъектов.
4. Конституционно-правовой
статус субъектов Российской
Федерации.
ТЕМА 6 План-конспект лекционного
курса 25
1. Статус Федерации
в России включает важнейшие черты
ее феде-ративной государственности. Он
характеризуется прежде всего тем, что
Российская Федерация является суверенным
государством, полноправным субъектом
международного сообщества, обладающим
всей полнотой госу-дарственной власти
на своей территории, за исключением тех
предметов ведения и полномочий, которые
в соответствии с Конституцией Россий-ской
Федерации и текущим законодательством
отнесены к компетенции субъектов Федерации.
Российская Федерация имеет Конституцию
и феде-ральные законы, которые обладают
верховенством на всей территории страны.
Конституция РФ устанавливает и иные нормы,
принципиально важные для статуса Федерации:
государственные флаг, герб и гимн, обес-печивает
свой государственный суверенитет, целостность
и неприкосно-венность своей территории,
устанавливает режим и защиту государствен-ной
границы, имеет право на международные
отношения с иностранными государствами.
При этом она представляет и защищает
интересы как Федерации в целом, так и
каждого ее субъекта.
Еще одна группа положений Конституции
РФ направлена на обеспе-чение единства
и государственной целостности Федерации:
единое граж-данство РФ; единство государственного
языка на всей ее территории; единство
экономического пространства, бюджетной,
денежной и кредит-ной системы; единые
Вооруженные силы РФ (более подробно см.
тему 5).
Государственная власть Федерации
и ее субъектов осуществляется на основе
принципа единства системы государственной
власти (более под-робно см. темы 5, 8). Властные
полномочия Российской Федерации осуще-ствляют
федеральные органы государственной власти:
Президент – глава государства, Федеральное
собрание – парламент РФ, федеральное
Прави-тельство, высшие и иные федеральные
суды, единая Прокуратура РФ. В пределах
компетенции Федерации федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Федерации образуют
единую систему исполнительной власти.
При решении общефедеральных вопросов
представлены и учитываются интересы
субъектов Федерации. Так, в соответствии
с Конституцией РФ в Совет Федерации (верхнюю
палату) Федерального собрания – парламента
Российской Федерации – входят по два
представителя от каждого субъекта –
по одному от предста-вительного и исполнительного
органов государственной власти.
2. Статус Федерации находит
свое конкретное выражение и
в ее ком-петенции, закрепленной
Конституцией РФ при разграничении предметов
ведения и полномочий между
Федерацией и ее субъектами. В ст. 71 Кон-ституции
РФ установлена сфера исключительного
ведения Российской Федерации, в которой
условно можно выделить: государственное
строи-тельство Российской Федерации
и федеральное правотворчество; регули-Конституционное право России
26
рование и защиту прав и свобод
человека и гражданина; экономическое,
социально-культурное и национальное
развитие Российской Федерации; внешнюю
политику, международные и внешнеэкономические
отношения Российской Федерации; оборону
и безопасность страны. Полномочия Российской
Федерации в этой сфере не подлежат передаче
субъектам Федерации.
Статья 72 Конституции РФ устанавливает
сферу совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. В нее, в частности,
входят: обеспе-чение соответствия законодательства
субъектов Федерации Конституции РФ и
федеральному законодательству; обеспечение
законности, правопо-рядка, общественной
безопасности; вопросы владения, пользования
и рас-поряжения землей, недрами и другими
природными ресурсами; природо-пользование
и охрана окружающей среды; общие вопросы
образования, науки, культуры; координация
международных и внешнеэкономических
связей субъектов Федерации и т.д. Совместная
деятельность Федерации и субъектов Федерации
в этой сфере осуществляется на основе
дополни-тельного разграничения и взаимной
передачи полномочий между ними, которое
является предметом отдельных договоров
и соглашений между соответствующими
органами государственной власти.
Разграничение полномочий федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской
Федера-ции в данной сфере осуществляется
также федеральными законами, регу-лирующими
те или иные вопросы совместного ведения
(это положение не содержится в явном виде
в Конституции РФ, оно подтверждено постанов-лением
федерального Конституционного суда от
9 января 1998 г.).
Вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий РФ по предметам
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации субъекты
Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти (ст. 73 Конституции
РФ).
3. Нормотворческую компетенцию
Российской Федерации и субъек-тов
Российской Федерации устанавливает
ст. 76 Конституции РФ.
Часть 1 этой статьи определяет,
что по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные
законы и феде-ральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Россий-ской
Федерации.
В ч. 2 разграничиваются нормотворческие
полномочия Российской Федерации и ее
субъектов в сфере их совместного ведения:
по предметам совместного ведения издаются
федеральные законы и принимаемые в со-ответствии
с ними законы и иные нормативные акты
субъектов Россий-ской Федерации. При
этом Конституция не предъявляет особых
требова-ний к правовому содержанию этих
федеральных законов, что может План-конспект лекционного
курса 27
вызвать нарушения прав субъектов
Федерации в тех случаях, когда такие законы
имеют не рамочный, а исчерпывающий характер.
Необходимо отметить, что в данном отношении
Федеративный договор от 1992 г. лучше соответствовал
принципам федерализма; им определялось,
что по вопро-сам, относящимся к совместному
ведению Федерации и ее субъектов, федеральные
органы издают Основы соответствующего
законодательства. Аналогичная норма
воспроизведена в принятом в 1999 г. Федеральном
законе «О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и пол-номочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации»
(см. также тему 8, вопрос 4).
Часть 4 данной статьи устанавливает,
что вне пределов ведения РФ, а также совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов
последние осуществляют собственное правовое
регулирование.
Части 5 и 6 определяют иерархические
отношения и способы разре-шения коллизий
между нормативными правовыми актами
Федерации и ее субъектов: нормативные
правовые акты субъектов Федерации не
могут противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей
статьи; в случае противоречия между ними
действует феде-ральный закон; в случае
же противоречия между федеральным законом
и нормативным правовым актом субъекта
Федерации, изданным в соответ-ствии с
ч. 4 настоящей статьи, действует нормативный
правовой акт субъ-екта Федерации.
4. Статус субъекта
Российской Федерации включает в себя
совокуп-ность его прав, обязанностей
и ответственности, а также принадлежность
к определенному виду субъектов. Поэтому
он включает в себя элементы, как общие
для всех субъектов Федерации, так и специфические
для кон-кретного вида субъектов.
Общими статусными элементами
всех субъектов Федерации являются:
обладание всей полнотой государственной
власти вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федера-ции
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;