Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:31, реферат
I. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.
II. Предложения по внесению изменений в законодательство РФ об административной ответственности (в КоАП РФ), с целью повышения уровня ответственности работодателей за нарушения прав работников.
Главная цель проверок
и обследований – обеспечить
соблюдение и защиту трудовых
прав работников, включая право
на безопасные условия труда,
и соблюдение работодателями
трудового законодательства и
иных нормативных правовых
Достижению главной цели также способствует: знание и применение государственным инспектором труда в своей работе руководящих документов; взаимодействие ГИТ с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному гос. надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами и их объединениями, объединениями работодателей, другими организациями (ст.365 ТК РФ). При организации и осуществления проверки условий труда государственному инспектору труда не надо забывать свою обязанность о соблюдении не только законодательства Российской Федерации, но и прав и законных интересов работодателей (ст.358 ТК РФ).
Организация и проведение проверки
Порядок организации и проведения проверок должностными лицами ГИТ определен статьей 360 Трудового Кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами, решениями Правительства РФ.
В процессе своей деятельности гос. инспектор труда проводит плановые и внеплановые проверки организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Плановые проверки подразделяются на комплексные и тематические (целевые).
Комплексные проверки проводятся, когда необходимо проверить широкий круг вопросов, связанных с законодательством о труде, выполнением гос. нормативных требований ОТ, обеспечением безопасности труда работников. На проведение тематических проверок следует предусматривать больше, это проведение проверок по отдельным направлениям обеспечения безопасности труда. Особенно это касается вопросов организации и выполнения работ, относящихся к работам повышенной опасности; выдачи, хранения, использования и чистки прошедших обязательную сертификацию специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, средств коллективной защиты; функционирования системы управления охраной труда в организации; выполнения мероприятий по улучшению условий труда, включенных в коллективный договор, принятых по результатам оценки условий труда и др.
Проверка условий труда проводится в присутствии работодателя или его доверенного лица, руководителя структурного подразделения или лица его замещающего, руководителя или специалиста службы охраны труда. К проверке рекомендуется привлекать представителя комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзной организации или представителя иного выборного органа работников. Тематические проверки следует проводить с участием соответствующих руководителей и специалистов организации или специалистов других организаций, обслуживающих проверяемые объекты на договорной основе.
Действующая в стране система нормативных правовых актов содержит единые требования охраны труда, обязательные для исполнения юр. и физ. лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и другого оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда (ст. 211 ТК РФ).
Внеплановые проверки проводятся в случаях: истечения срока исполнения работодателем выданного гос. инспектором труда предписания об устранении выявленных нарушений; поступления обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов гос. власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; поступления обращения и заявления работника о нарушении работодателем его прав; поступления запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового Кодекса Российской Федерации; наличия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Выездная плановая проверка в случае поступления обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случаях обращения и заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав и его запроса о проведении проверки условий труда не допускается.
Проверку условий труда рекомендуется начинать с проверки выполнения работодателем ранее выданных ему предписаний должностными лицами ГИТ, других органов федерального контроля и надзора, а также представлений профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
По окончании проверки гос. инспектор труда готовит и предъявляет работодателю и его представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Работы с повышенной опасностью
При проверке условий и безопасности труда целесообразно в первую очередь проверить организацию проведения работ повышенной опасности. Объектами проверки при этом служат работы, машины, механизмы и оборудование, примерные перечни которых с учетом отраслевой специфики и особенностей производства работ приведены в следующих нормативно правовых актах: ПОТ РО-14000-005-98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»;
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»;
Правила по охране труда при работе на высоте;
Правила охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках;
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства;
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций;
Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и другие правила, в том числе правила Ростехнадзора России.
При проверке организации проведения
работ повышенной опасности рекомендуется
проверить выполнение
К самостоятельному выполнению работ с повышенной опасностью допускаются лица: не моложе 18 лет (на отдельных работах – не моложе 20 лет); прошедшие обязательные предварительный и периодические медицинские осмотры (обследования), а в установленных случаях и психиатрические освидетельствования и не имеющие противопоказаний к выполнению указанных работ (17), (18); имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и соответствующую квалификацию согласно удостоверению. Лица, впервые допущенные к работе с повышенной опасностью, в течение одного года должны выполнять их под непосредственным надзором опытных работников, назначенных приказом по организации; прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с положениями ГОСТ 12.0.004–90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения» и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, а при работе на объектах, подконтрольных органам Ростехнадзора, также прошедших подготовку и аттестацию согласно приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37; имеющие действующее удостоверение на право производства этих работ; прошедшие целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте; умеющие оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшим в результате несчастного случая; знающие порядок действий в аварийных ситуациях; обеспеченные соответствующими сертифицированными средствами индивидуальной защиты и умеющие ими правильно пользоваться.
Для каждого вида работ с повышенной опасностью должна быть разработана инструкция по его безопасному проведению. Инструкции разрабатываются с учетом требований соответствующих правил, типовых инструкций и конкретных условий проведения работ.
Организация работы по охране труда
При проверке условий труда необходимо особое внимание уделять организации работы по охране труда в соответствии с требованиями гос. стандарта и других нормативных правовых актов по ОТ. Основные объекты контроля в данном случае следующие:
1. Наличие и перечень
действующих инструкций по
2. Наличие журнала инструктажа
на рабочем месте. Своевременность
и качество проводимых
3. Обучение по охране
труда и проверка знаний
4. Подготовка и аттестация
работников по специальным
5. Перечень профессий
и видов работ, при выполнении
которых обязательно
6. Наличие перечня нормативных
правовых актов по охране
7. Создание и деятельность
комитета (комиссии) по охране труда,
выборы и деятельность
8. Ведение журнала регистрации
несчастных случаев на
Тема 2.8. Особенности реализации государственными инспекциями труда требований и положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и соответствующих норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон 294-ФЗ регламентирует правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с пп.12) ч.4.ст.1 закона, особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда могут устанавливаться другими федеральными ФЗ. Статьей 360 ТК РФ расширяет данный перечень НПА ратифицированными РФ, конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, и решениями Правительства РФ.
Положения ФЗ № 294-ФЗ не применяются к действиям органов Роструда при проведении расследования несчастных случаев на производстве (пп.5 части 3 статьи 1). Указанные действия осуществляются уполномоченными должностными лица федеральной инспекции труда в соответствии с положениями ТК РФ и иных НПА в данной сфере, в том числе Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 сентября 2011 г. N 1065н.
Положения ФЗ № 294-ФЗ (в соответствии с ч.3 ст.1) не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов Роструда и проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда (например, проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, включая соблюдения законодательства об оплате труда). В данном случае используются нормы ст. 357 Трудового кодекса РФ, устанавливающие право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий. В указанных случаях должностные лица федеральной инспекции труда в своих обращениях должны воздерживаться от предупреждения о возможных мерах ответственности за непредставление запрашиваемой информации.
Информация о работе Мое видение направлений совершенствования Трудового Законодательства