Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;
Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список
Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данного сервиса 1088000 рублей, период окупаемости составит 10 месяцев, т.е. в конце первого года эксплуатации данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.
Рисунок 17 - Расчет точки безубыточности проката квадроциклов
Последний этап финансового плана заключается в расчете точке безубыточности. Минимальный объём реализации Qmin (точка безубыточности), покрывающий затраты на производство и реализацию, рассчитывается по формуле:
Qmin = Zconst / (P – Zсрvar) ,
где
Qmin – количество единиц продукции;
Zconst – постоянные расходы за месяц;
Р – цена единицы продукции;
Zсрvar – величина переменных затрат в цене единицы продукции.
Точка безубыточности = 25200/ (310 - 4)= 82,4
Из уравнения следует, что точка безубыточности = 82,4 (т.е. 83), столько раз в месяц необходимо сдавать квадроцикл в прокат, чтобы покрыть все свои месячные расходы, имея нулевую прибыль.
- прокат аквабайков;
- катание на «банане»;
- прогулки на катере;
Данные три вида водных сервисов будут предоставляться за плату: катание на аквабайке – 200 рублей/5 мин, на «банане» - 100 рублей/5 мин и на катере – 500 рублей за 30 минут. Как быстро окупятся данные сервисы можно рассмотреть в таблице С.1 и Т.1 приложения.
Расчет проводился с учетом летних месяцев (основного периода эксплуатации) на ближайшие 3 года. При этом в случае с прокатом аквабайков было решено, что данным сервисом будут в основном пользоваться такие категории, как семейные пары и молодежь, а при катании на «банане» и катере – все категории без исключения.
Если спрогнозировать, что 50 % потенциальных клиентов сервиса проката аквабайка посетивших базу воспользуются услугой (прогноз на основе статистической информации предоставленной базой отдыха «Серебряный ключ» (г.Самара) и центра активного отдыха «Видное» (г.Волгодонск)), то выручка сервиса за первый год (3 летних месяца) составит – 305011, за второй год – 610022, за третий – 762528 рублей.
Следующим этапом расчета является определение постоянных и переменных издержек. Сюда относится заработная плата, налоги, амортизационные отчисления и стоимость ГСМ. Итак, на заработную плату 2-х инструкторов и спасателя будет выделено 27000 рублей (при этом на данный сервис приходится только 1/3 этой суммы, т.к. эти же люди будут обслуживать два других водных сервиса). Определение затрат на бензин производилось из расчета 15 л/час и стоимости бензина 20 рублей за 1 литр.
Исходя из того, что на покупку 2 аквабайков и 7 спасательных жилетов потребовались инвестиции в размере 400000 рублей, будут произведены затраты в первом году в размере 40120 рублей, во втором – 46220, в третьем – 49271 рубль, окупится данный сервис в четвертом месяце, т.е. в начале второго года. Это можно увидеть на следующем графике:
Рисунок 18 – Определение точки окупаемости сервиса проката
аквабайков
Последний этап финансового плана заключается в расчете точке безубыточности.
Точка безубыточности = 18300/ (300 - 5)= 93,8
Рисунок 19 - Расчет точки безубыточности проката аквабайка
Такой же расчет был произведен и по сервису катания на «банане» и катере (таблица Т.1 приложения). Они были объединены, т.к. «банан» закрепляется за катер и получается, что катер используется в двух вариантах.
Также если представить, что 50 % потенциальных клиентов базы и данного сервиса воспользуются услугой, то общая выручка по двум сервисам составит в первом году 207240 рублей, во втором – 369480, в третьем – 450600 рублей.
Затем расчет постоянных и переменных издержек был произведен таким же способом, как и при расчете затрат на сервис проката аквабайков. Затраты в первом году (3 летних месяца) составили 71285 рублей, во втором – 74530, в третьем – 76152 рубля.
Рисунок 20 - Определение точки окупаемости сервиса катания на «банане» и катере
Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данных сервисов 465000 рублей, период окупаемости составит 6 месяцев, т.е. в конце второго года эксплуатации данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.
Рисунок 21 - Расчет точки безубыточности катания на «банане»
Судя по последнему графику, точка безубыточности сервиса «катание на «банане» будет равна 130, т.е. столько раз в месяц необходимо эксплуатировать «банан» и катер, чтобы база отдыха смогла покрыть свои расходы, имея нулевую прибыль.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные виды сервисов довольно быстро окупаются, и имеет смысл внедрять такого рода развлечения на наших базах отдыха.
- пейнтбол. Данный сервис также
будет предоставляться за
Расчет проводился на семь месяцев в году (апрель-октябрь) с учетом трех лет. При этом было решено, что данным сервисом будут в основном пользоваться такие категории, как «семейные пары с детьми», выезды родственников, «работающая молодежь» и корпоративные клиенты. Кроме того, в данной таблице был введен коэффициент пользования сервисом: в апреле-мае и сентябре-октябре он составляет 20 %, с июня по август – 10 % (прогноз на основе статистической информации предоставленной базой отдыха «Серебряный ключ» (г.Самара) и центра активного отдыха «Видное» (г.Волгодонск),. Исходя из этого, выручка в первом году составит 566965 рублей, во втором – 1301315, в третьем – 1626643 рубля.
Следующим этапом расчета явилось определение постоянных и переменных издержек. Сюда относится заработная плата, налоги, стоимость шаров и расчет углекислого газа для заправки маркера. Итак, на заработную плату одного инструктора будет выделено 8000 рублей в месяц. Определение затрат на углекислый газ производилось из расчета 50 заправок маркера – 300 рублей. Стоимость шаров вычислялась из расчета, что один шар стоит 70 копеек, и каждый клиент в среднем приобретает 200 штук. В результате все издержки за первый год составили 188813 рублей, во втором – 341977, в третьем – 409831 рубль.
Рисунок 22 - Определение точки окупаемости сервиса пейнтбола
Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данного сервиса 150000 рублей, период окупаемости составит 4 месяца, т.е. в первом году эксплуатации данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.
Рисунок 23 - Расчет точки безубыточности пейнтбола
Расчет точки безубыточности производился по такой же формуле, что и предыдущие сервисы:
Точка безубыточности = 15780/ (700 – 6,3)= 22,7
Из уравнения следует, что точка безубыточности = 22,7 (23), т.е. такое количество человек должно воспользоваться этим сервисом в месяц, чтобы база отдыха смогла покрыть свои расходы, имея нулевую прибыль.
Анализируя развитие базы «Зелёная» мы видим примеры быстрой окупаемости внедрённых сервисов. И на сегодняшний момент многие сервисы уже востребованы.
Кроме внедрения данных сервисов, для комфорта отдыхающих базу отдыха «Зеленую» необходимо оснастить не имеющей аналогов в Амурской области системой уничтожения кровососущих насекомых, радиус действия которой равен 2 км. А также руководству следует подумать об организации на базе «Зеленая» отдыха по системе таймшер, что позволит снизить зависимость от сезонности.
Таким образом, в данной главе на примере базы отдыха «Зеленая», во-первых, были определены категории лиц, которые посещают наши базы отдыха, и их потребности в области досуга.
Во-вторых, это позволило составить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг времяпрепровождения. Данные предложения были подробно описаны и экономически обоснованы.
В итоге можно сделать вывод, что эти предложения подходят не только для базы «Зеленая», но и могут реализовываться на других базах, находящихся вблизи города Благовещенска. Потребители уже давно хотят активного летнего отдыха, а базы отдыха пока предложить им это не в состоянии.
Отсюда следует, что необходимо как можно быстрее уходить от старого понятия «туристическая база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания, услуги питания в лесной и прибрежной полосе, к новому понятию «туристический центр активного семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 % мирового валового продукта и потребительских расходов, до 30 % торговли услугами и около 7 % мировых капиталовложений. Туризм является 3-й по доходности отраслью мировой экономики. В 1999 году в мире было совершено свыше 664 млн. международных туристских поездок, а доходы от туризма достигли порядка 455 млрд. долларов в год. Туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю.
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики, на которую постоянно воздействует огромное количество факторов, как положительных, так и негативных. Перспективы развития внутреннего туристического рынка также во многом зависят от политических и экономических факторов. Если рост благосостояния россиян продолжится, то внутренний туризм будет развиваться гораздо быстрее, чем сейчас. Конечно, при условии своевременного развития соответствующей инфраструктуры и сбалансированной политики в области цен и качества услуг.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В последнее время все больше наших соотечественников при выборе места отдыха отдают предпочтение российским курортам и туристическим центрам.
Сейчас внутренний туризм - самый динамичный сегмент туристического рынка России. Рост объемов туристских потоков здесь составляет не менее 25-30 % в год, что заметно выше, чем в секторе выездного туризма. В нашей стране широкие возможности для пляжного, экскурсионного, активного, экологического, этнографического и прочих видов туризма. По данным социологов, зарубежные поездки совершают 2-3% россиян, в то время как в России организованно отдыхают 15-18 % ее граждан. Кроме того, в России уже начали появляться туристские базы, перешедшие на новый формат предоставления услуг, как размещения, так и досуга. Однако этого нельзя сказать об Амурской области. В нашей области не существует сети баз отдыха по предоставлению активного отдыха.
Имеющиеся староформатные открытые для общего доступа базы отдыха в большей своей части на летний период отдаются под детские летние лагеря. А те, что остаются не отвечают современным требованиям населения: летом наши базы пользуются меньшим спросом, так как помимо размещения и услуг питания население хочет активного отдыха на воде или иных вариантов времяпрепровождения на открытом воздухе. Поэтому отдыхающие выезжают на неподготовленные «дикие» пляжи, в лесную зону. В данных местах, естественно, нет никаких сервисов. В результате мы имеем огромный неудовлетворённый спрос на качественные интересные услуги «оперативного» отдыха (прежде всего в летний период).
В данной дипломной работе была поставлена цель внести предложения по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. На примере базы «Зелёная» мы можем видеть удачный опыт внедрения новой стратегии предоставления услуг оперативного отдыха, услуг досуга. На смену староформатному подходу к базе отдыха приходит новый подход: старая база превращается в новый Центр Активного Семейного Отдыха (повышенной комфортности).
В данной дипломной работе были выдвинуты предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг времяпрепровождения. Данные предложения были подробно описаны и экономически обоснованы. В итоге можно сделать вывод, что эти предложения подходят не только для базы «Зеленая», но и могут реализовываться на других базах, находящихся в окрестностях города Благовещенска и прочих областных центров. Потребители уже давно хотят активного, комфортного летнего отдыха, а базы отдыха пока предложить им это не в состоянии. Отсюда следует, что необходимо как можно быстрее уходить от старого понятия «туристическая база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания, услуги питания в лесной и прибрежной полосе, к новому понятию «туристический центр активного семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.
У туристских баз Амурской области есть хорошая база для качественных и количественных перемен. Для изменения существующего плачевного положения баз отдыха Амурской области необходимо, во-первых, расширить спектр услуг в сфере развлечений – это повысит конкурентоспособность. Во-вторых, не бояться вкладывать деньги в этот бизнес, ведь базы пользуются огромным спросом у населения области, и все вложенные ресурсы быстро окупятся.
По мнению автора работы, главной преградой на пути развития баз отдыха Амурской области является сложность привлечения инвестиций для модернизации и обновления материального парка. Для успешного решения данной проблемы необходимо налаживать сотрудничество с частными инвесторами при поддержке муниципальных органов власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК