Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.
Основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение
2) бомбардировка вооруженными
3) блокада портов или берегов
Российской Федерации
4) нападение вооруженных сил
иностранного государства (
5) действия иностранного
6) засылка иностранным
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН55, равносильные указанным выше актам агрессии.
Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий.
Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования (или их определенную часть), но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями (погромами, поджогами, убийствами и т.п.). Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных (хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок).
В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных.
Поэтому ст. 85 УИК РФ, закрепляя возможность введения особого правового режима деятельности ИУ, фактически является и правовой предпосылкой для организации целенаправленной, научно обоснованной профессиональной подготовки сотрудников УИС к действиям в особых условиях функционирования исправительных учреждений. Помимо этого, уголовно-исполнительное законодательство закрепляет меры безопасности в УИС.56
Представленные меры могут рассматриваться в двух аспектах:
1. Как самостоятельный правовой институт.
2. Как организационные
- деятельность по подготовке (физической,
психологической, правовой) сотрудников
УИС к возможности применения
данных мер в целях пресечения
противоправных действий
- непосредственное применение данных мер к определенной категории осужденных;
- обеспечение минимизации
Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.
Кроме того, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение 3 суток принимает решение о введении режима особых условий или об отмене уже введенных защитных мер.
Таким образом, основанием для введения режима особых условий в исправительных учреждениях является наличие внешних либо внутренних причин. Внешние причины - это, как правило, стихийные бедствия (пожары, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.). Внутренние - массовые неповиновения, массовый отказ от работы, массовые беспорядки, бунты, захват заложников, угроза террористических актов и т.д.
Особое место в группе специальных мер обеспечения режима занимают меры безопасности и правовые основания их применения.
Статья 86 УИК РФ закрепляет меры безопасности и основания их применения. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Объективную сторону нарушений режима составляют внешние формы противоправных деяний осужденных. Одним из серьезных нарушений режима в ИУ, которое непосредственным образом влияет на оперативную обстановку, является использование запрещенных предметов и веществ, игра в карты и другие азартные игры, изготовление осужденными запрещенных предметов, хранение запрещенных предметов и др.
О.В. Пенин отмечает, что "осужденные, у которых обнаруживаются запрещенные предметы, не объясняют, как и от кого они к ним попали. Чаще всего в объяснении осужденные по поводу обнаружения у них запрещенных предметов ссылаются на попадание к ним неизвестным способом"57.
Вместе с тем выявление
Правовую основу применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками учреждений УИС составляют Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"58 (ст. 29 - 31), УИК РФ (ст. 86), Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"59 и др.
Субъектами применения физической силы, специальных средств и оружия являются сотрудники УИС. Сотрудники уголовно-исполнительной системы - это лица, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава УИС и имеющие специальные звания рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы.
Вольнонаемные, т.е. неаттестованные, работники (рабочие и служащие) УИС субъектами применения физической силы, специальных средств и оружия по смыслу комментируемой статьи не являются. В соответствующих случаях они, как представляется, вправе использовать физическую силу, подручные средства, газовое и гражданское оружие в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, правомерного причинения вреда при задержании лиц, совершивших преступления (ст. 37 - 39 УК РФ).
Объектами применения физической силы, специальных средств и оружия, т.е. лицами, против которых они могут быть использованы, являются осужденные, заключенные и иные лица.
Осужденные - это лица, которые в
соответствии со вступившим в силу
приговором суда отбывают наказание
в виде лишения свободы в
Заключенные - это подозреваемые, обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах или помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ).
Иными лицами как объектами применения физической силы, специальных средств и газового оружия могут быть незаконопослушные посетители исправительных учреждений и следственных изоляторов (ПФРСИ), правонарушители из числа рабочих и служащих учреждений УИС, участников массовых беспорядков и других преступлений, выступающие на стороне осужденных (заключенных), и т.п.
Иные лица в ст. 28 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не упоминаются, однако их возможное присутствие в ситуациях применения физической силы, специальных средств и оружия видно из содержания других статей гл. V данного Закона. Так, в соответствии со ст. 29 сотрудники УИС имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых как осужденными, так и иными лицами. При применении специальных средств и газового оружия сотрудники УИС применяют их, в частности, для задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу (п. 2 ч. 1 ст. 30). Огнестрельное оружие может применяться сотрудниками, помимо прочего, для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц с намерением применить оружие (п. 2 ч. 3 ст. 31). Без предупреждения огнестрельное оружие с соблюдением определенных условий используется, в частности, при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику УИС с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение (п. 3 ч. 4 ст. 31).
Физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться сотрудниками УИС на территориях учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прилегающих к ним территориях с режимными требованиями и на охраняемых объектах.
Под территорией указанных
Линия охраны определяется комиссией территориального органа ФСИН России и в зависимости от особенностей месторасположения учреждения, а также конфигурации каждого охраняемого объекта может быть различной. Так, в жилых зонах и на производственных объектах исправительных и воспитательных колоний эту линию могут образовывать основное ограждение, внешние ворота или двери КПП, внешние стены административного здания учреждения и других зданий, примыкающих к основному ограждению.
В следственных изоляторах, тюрьмах, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях линия охраны может совпадать с границей объекта, обнесенной на местности стационарными ограждениями и обозначенной предупредительными знаками с надписью "Запретная зона - проход запрещен!". В учреждениях, где нет возможности надлежащего оборудования границы объекта, ею является основное ограждение, внешние ворота или двери КПП и обычно внешние стены зданий и сооружений, примыкающих к основному ограждению.
Территория с режимными требованиями, или режимная территория, - это определяемое по согласованию с органами местного самоуправления непосредственно прилегающее к территории учреждения УИС пространство, на котором устанавливаются определенные ограничения.
В соответствии Приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы"61 территориальный орган уголовно-исполнительной системы по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу.
Режимная территория определяется
на плане-схеме, которая составляется
с учетом генерального плана учреждения,
с соблюдением масштаба, указанием расстояний
и размеров. План-схема составляется в
трех экземплярах-оригиналах.