Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

Основанием для введения Президентом  Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

В соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой  государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на территорию  Российской Федерации, любая военная  оккупация территории Российской  Федерации, являющаяся результатом  такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами  иностранного государства (группы  государств) территории Российской  Федерации или применение любого  оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов  Российской Федерации вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств);

4) нападение вооруженных сил  иностранного государства (группы  государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства  (группы государств), позволяющего (позволяющих)  использовать свою территорию  другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени  иностранного государства (группы  государств) вооруженных банд, групп,  иррегулярных сил или наемников,  которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также  другие акты применения вооруженной  силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН55, равносильные указанным выше актам агрессии.

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий.

Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования (или их определенную часть), но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями (погромами, поджогами, убийствами и т.п.). Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных (хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок).

В период действия режима особых условий  в исправительных учреждениях может  быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных.

Поэтому ст. 85 УИК РФ, закрепляя возможность введения особого правового режима деятельности ИУ, фактически является и правовой предпосылкой для организации целенаправленной, научно обоснованной профессиональной подготовки сотрудников УИС к действиям в особых условиях функционирования исправительных учреждений. Помимо этого, уголовно-исполнительное законодательство закрепляет меры безопасности в УИС.56

Представленные меры могут рассматриваться  в двух аспектах:

1. Как самостоятельный правовой  институт.

2. Как организационные мероприятия,  предусматривающие:

- деятельность по подготовке (физической, психологической, правовой) сотрудников  УИС к возможности применения  данных мер в целях пресечения  противоправных действий осужденных, предотвращения причинения этими  осужденными вреда окружающим  или самим себе;

- непосредственное применение  данных мер к определенной  категории осужденных;

- обеспечение минимизации негативных  последствий применения мер безопасности.

Таким образом, режим особых условий  связан с существенными ограничениями  как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

Кроме того, в случае возникновения  непосредственной угрозы жизни и  здоровью осужденных, персонала и  иных лиц начальник исправительного  учреждения может вводить режим  особых условий самостоятельно с  немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение 3 суток принимает решение о введении режима особых условий или об отмене уже введенных защитных мер.

Таким образом, основанием для введения режима особых условий в исправительных учреждениях является наличие внешних либо внутренних причин. Внешние причины - это, как правило, стихийные бедствия (пожары, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.). Внутренние - массовые неповиновения, массовый отказ от работы, массовые беспорядки, бунты, захват заложников, угроза террористических актов и т.д.

2.4. Обеспечение безопасности в  условиях исправительных учреждений

 

Особое место в группе специальных  мер обеспечения режима занимают меры безопасности и правовые основания их применения.

Статья 86 УИК РФ закрепляет меры безопасности и основания их применения. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.

Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению  свободы установленного порядка  отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Объективную сторону нарушений режима составляют внешние формы противоправных деяний осужденных. Одним из серьезных нарушений режима в ИУ, которое непосредственным образом влияет на оперативную обстановку, является использование запрещенных предметов и веществ, игра в карты и другие азартные игры, изготовление осужденными запрещенных предметов, хранение запрещенных предметов и др.

О.В. Пенин отмечает, что "осужденные, у которых обнаруживаются запрещенные предметы, не объясняют, как и от кого они к ним попали. Чаще всего в объяснении осужденные по поводу обнаружения у них запрещенных предметов ссылаются на попадание к ним неизвестным способом"57.

Вместе с тем выявление каналов  проникновения к осужденным запрещенных  предметов играет большую роль в  предупреждении рассматриваемых нарушений режима, служит основой для привлечения всех виновных к ответственности.

Правовую основу применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками учреждений УИС составляют Закон Российской Федерации "Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"58 (ст. 29 - 31), УИК РФ (ст. 86), Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"59 и др.

Субъектами применения физической силы, специальных средств и оружия являются сотрудники УИС. Сотрудники уголовно-исполнительной системы - это лица, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава УИС и имеющие специальные звания рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы.

Вольнонаемные, т.е. неаттестованные, работники (рабочие и служащие) УИС субъектами применения физической силы, специальных средств и оружия по смыслу комментируемой статьи не являются. В соответствующих случаях они, как представляется, вправе использовать физическую силу, подручные средства, газовое и гражданское оружие в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, правомерного причинения вреда при задержании лиц, совершивших преступления (ст. 37 - 39 УК РФ).

Объектами применения физической силы, специальных средств и оружия, т.е. лицами, против которых они могут быть использованы, являются осужденные, заключенные и иные лица.

Осужденные - это лица, которые в  соответствии со вступившим в силу приговором суда отбывают наказание  в виде лишения свободы в исправительных учреждениях либо оставленные с их письменного согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах.

Заключенные - это подозреваемые, обвиняемые, в отношении которых избрана  мера пресечения в виде заключения под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах или помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ).

Иными лицами как объектами применения физической силы, специальных средств  и газового оружия могут быть незаконопослушные  посетители исправительных учреждений и следственных изоляторов (ПФРСИ), правонарушители из числа рабочих и служащих учреждений УИС, участников массовых беспорядков и других преступлений, выступающие на стороне осужденных (заключенных), и т.п.

Иные лица в ст.  28  Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не упоминаются, однако их возможное присутствие в ситуациях применения физической силы, специальных средств и оружия видно из содержания других статей гл. V данного Закона. Так, в соответствии со ст. 29 сотрудники УИС имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых как осужденными, так и иными лицами. При применении специальных средств и газового оружия сотрудники УИС применяют их, в частности, для задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу (п. 2 ч. 1 ст. 30). Огнестрельное оружие может применяться сотрудниками, помимо прочего, для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц с намерением применить оружие (п. 2 ч. 3 ст. 31). Без предупреждения огнестрельное оружие с соблюдением определенных условий используется, в частности, при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику УИС с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение (п. 3 ч. 4 ст. 31).

Физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться сотрудниками УИС на территориях учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прилегающих к ним территориях с режимными требованиями и на охраняемых объектах.

Под территорией указанных учреждений следует понимать занимаемое ими  пространство на местности, ограниченное линией охраны. Последняя нормативно определяется как "линия, определяющая границу охраняемого объекта (при конвоировании - условная линия), запрещенная к несанкционированному преодолению ее осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений" (п. 33 Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 15 февраля 2006 г. N 21)60.

Линия охраны определяется комиссией  территориального органа ФСИН России и в зависимости от особенностей месторасположения учреждения, а также конфигурации каждого охраняемого объекта может быть различной. Так, в жилых зонах и на производственных объектах исправительных и воспитательных колоний эту линию могут образовывать основное ограждение, внешние ворота или двери КПП, внешние стены административного здания учреждения и других зданий, примыкающих к основному ограждению.

В следственных изоляторах, тюрьмах, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях  линия охраны может совпадать  с границей объекта, обнесенной на местности стационарными ограждениями и обозначенной предупредительными знаками с надписью "Запретная зона - проход запрещен!". В учреждениях, где нет возможности надлежащего оборудования границы объекта, ею является основное ограждение, внешние ворота или двери КПП и обычно внешние стены зданий и сооружений, примыкающих к основному ограждению.

Территория  с режимными требованиями, или  режимная территория, - это определяемое по согласованию с органами местного самоуправления непосредственно прилегающее к территории учреждения УИС пространство, на котором устанавливаются определенные ограничения.

В соответствии Приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы"61 территориальный орган уголовно-исполнительной системы по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу. 

Режимная территория определяется на плане-схеме, которая составляется с учетом генерального плана учреждения, с соблюдением масштаба, указанием расстояний и размеров. План-схема составляется в трех экземплярах-оригиналах. Росписи должностных лиц согласующей и утверждающей план-схему сторон заверяются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Один экземпляр передается в подведомственное учреждение.  

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы