Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель работы - исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.
Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений. Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников; - описать классификацию подвижных игр; - рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;
- провести диагностику уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………………….....
1.1 Значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………
1.2 Классификация подвижных игр…………………………………………
1.3 Обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………….................
2.1 Диагностика уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста…………………………………………………….
2.2 Система работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет…………………………………………………...
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов после проделанной экспериментальной работы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ
ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ………………… |
5 |
1.1 Значение подвижных
игр и эстафет в физическом
воспитании дошкольников………………… |
5 |
1.2 Классификация подвижных игр………………………………………… |
7 |
1.3 Обучение дошкольников
основным движениям с помощью
подвижных игр и эстафет………………… |
9 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ
ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ………………. |
14 |
2.1 Диагностика уровня
развития основных движений у
детей дошкольников возраста……… |
14 |
2.2 Система работы по
формированию основных |
16 |
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов после проделанной экспериментальной работы………………………………………………… |
18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
22 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре, соревновательный характер. В старшем дошкольном возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.
Объект исследования - двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство формирования основных движений детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.
Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников;
- описать классификацию подвижных игр;
- рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;
- провести диагностику уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;
- описать систему работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет и сравнить полученные результаты после проделанной экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ
и обобщение научно-
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по теме исследования
Практическая значимость
состоит в возможности
База исследования - ДОУ №36 г. Борисов.
ГЛАВА 1
ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ
1.1 Значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников
Надо отметить, что подвижные игры рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания дошкольников. Когда речь идет о методе, необходимо помнить, что метод – это система действий педагога, направленная на оптимизацию процесса обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач, средств и условий обучения. В основе методов физического воспитания лежит регулирование нагрузок, их гармоничное и продуманное сочетание с отдыхом.
К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.[1, с.12]
В подвижных играх создаются
благоприятные условия для
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
Как средство физического воспитания подвижная игра оказывает огромное оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие на детей.
Оздоровительное воздействие заключается в том, что в содержание подвижных игр входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения на равновесие), в которых упражняется ребенок, причем в самых разных игровых ситуациях. Оздоровительный эффект увеличивается при проведении подвижных игр на свежем воздухе, в разное время года и суток, что одновременно способствует и закаливанию детского организма;
Образовательное значение подвижных игр заключается в том, что они обеспечивают усвоение систематизированных знаний, способствуют формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивают двигательные способности. В тоже время подвижные игры способствуют формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Одновременно развивается наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное. Посредством подвижных игр дети знакомятся с окружающим миром, через подвижные игры, в которых есть песни, стихи, считалки, пополняется словарный запас, обогащается речь детей, они приобщаются к национальной культуре. Проведение подвижных игр на местности способствует образованию навыков необходимых для туризма.
Знакомство детей с играми разных народов способствует расширению знаний об их обычаях и обрядах, условиях жизни [2, с.32].
Неоценимо и воспитательное значение подвижных игр. Оно обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться, общим правилам игры. В подвижной игре дошкольники учатся, честности, искренности, умению дружить, помогать и сопереживать друг другу. Правильное руководство подвижной игрой способствует воспитанию активной творческой личности
Огромный вклад в развитие
подвижных игр внес русский педагог
Петр Францевич Лесгафт. Он создал оригинальную,
для своего времени научно обоснованную
систему физического
1.2 Классификация подвижных игр
В основе классификации подвижных игр необходимо учитывать:
• сложность подвижной игры;
• возраст детей;
• степень подвижности детей;
• разнообразие видов основных движений;
• психофизические качества;
• содержание подвижных игр.
Классификация подвижных игр по сложности: – они делятся на элементарные и спортивные [4, с.73].
Элементарные игры – к ним относятся:
1. сюжетные – имеют готовый сюжет и твердо установленные правила. Игровые действия в них связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Эти игры преимущественно коллективные, проводятся небольшими группами или всем коллективом одновременно. К ним можно отнести и народные игры;
2. бессюжетные игры – содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. К ним относятся:
• игры типа перебежек, «ловишек» Они не имеют сюжета, образов, но в них есть правила, роль, игровые действия;
• игры с элементами соревнования
(индивидуального и
• несложные игры-эстафеты, которые проводятся с разделением на команды. В них ребенок стремится хорошо выполнить задание, чтобы улучшить результат своей команды;
• игры с использованием предметов (мячи, кегли, булавы, кубы). Такие игры требуют определенных условий; правила в них направлены на определенный порядок расстановки предметов и пользования ими, очередность действий играющих с элементами соревнований для достижения лучших результатов;
3. игры-забавы – для маленьких детей типа «ладушки», «коза рогатая». Они побуждают маленьких детей к активным движениям;
4. игры-аттракционы – их отличительная особенность – двигательные задания выполняется в необычных условиях и часто включают элемент соревнования;
5. игровые упражнения – где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого [4, с.73].
Спортивные игры – это городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. Эти игры требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движения, быстроты двигательной реакции.
Классификация подвижных игр по формированию психофизических качеств:
• игры на формирование ловкости;
• игры на формирование быстроты;
• игры на формирование выносливости;
• игры на формирование силы.
Классификация подвижных игр по двигательному содержанию (доминирующему в каждой игре основному движению):
• игры с ходьбой;
• игры с бегом;
• игры с лазанием;
• игры с метанием;
• игры с прыжками.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:
• игры большой подвижности – отличительная особенность – одновременно участвует вся группа детей и в основу их положены бег и прыжки;
• игры средней подвижности – отличительная особенность – в игре активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и др.) или движения выполняются по подгруппам;
• игры малой подвижности – отличительная особенность – движения в игре выполняются в медленном темпе, с небольшой интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание) [6, с.77].