Основные черты и периодизация русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская философия востановленная.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли  от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целым Вселенной. Русским мыслителем владеет чувство «распахнутости» Земли в космические дали. «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов, границ не существует; земля, можно сказать, открыта со всех сторон, средства же перемещения и способы жизни в различных средах не только могут, но и должны изменяться».

Неизбежность выхода человечества в космос рассматривается  в «Философии общего дела» основательно, с самых различных сторон: от природных, социально-экономических до нравственных. Аргументы «за» разнообразны, главное в них - невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает, «падает». Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при все большем умножении численности населения, космическая катастрофа, потухание Солнца и т. д., - в завоевании им новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. «Отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться и от разрешения экономического вопроса… и вообще от нравственного существования человечества». Для Федорова «сложить руки и застыть в страдательном (в полном смысле этого слова) созерцании постепенного разрушения нашего жилища и кладбища» глубоко безнравственно и недостойно человека. «Конечно, можно отказаться от нравственности, но это значит отказаться быть человеком».

«Одиноким мыслителем»  называли Федорова исследователи его творчества. Но за мистической формой «общего дела» выступают так созвучные сегодняшнему дню идеи о космической мощи человека, братстве всего человечества, огромном влиянии прошлого на будущее и вселенской перспективе этого будущего.

О жизни К. Э. Циолковского, скромного калужского учителя математики, вынашивающего «безумные» идеи космических полетов многое хорошо известно. Федоров оказал влияние на становление мировоззрения молодого Циолковского. Отец русской космонавтики, а именно в этом словосочетании имя К. Э. Циолковского упоминается чаще всего, очень расстраивался, когда всю его деятельность связывали только с работой над ракетным двигателем  Его интересы были гораздо шире, всю свою жизнь он пытался найти ответ на вечные вопросы: кто мы? Откуда? Куда идем? Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. Не случайно, что все религии, родившиеся в разных культурных и географических регионах, несут в себе представления о вечной жизни в потустороннем мире. Для Циолковского это было знаменательно, в этих представлениях он видел смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые необходимо с позиции космоса.

Свою космическую философию  К.Э. Циолковский часто характеризовал как «естественную философию» или «натурфилософию». Космическая философия представляет собой грандиозную попытку философско-мировоззренческого синтеза. Центральное место в этой философии занимает концепция человека.

Существенная черта космической  философии, свойственная всему русскому космизму - стремление наметить связи между концепциями: мира как целого, пространства и времени (их конечности и бесконечности), форм и структурных уровней материи, самоорганизации и эволюции, человека. Эти концепции в науке конца XIX -начала XX века часто выступали как бы «разорванными» между разными науками или сферами познания, существовал разрыв между картиной мира физико-математического естествознания и картиной мира натуралиста - обобщенным образом земной природы. К.Э. Циолковский преодолевал этот разрыв на основе ряда выдвинутых им глубоко диалектических принципов. Отметим самые основные, составляющие в своей совокупности стержень всей космической философии.

1. Принцип монизма, единства, важнейшей  чертой которого является единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский рассматривал мир  не просто как материальное бытие, но в его человеческом измерении, как сферу человеческого бытия, человеческой практики. В порождении человека видел он смысл космоса: «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром»? За терминологией скрывается рассмотрение космоса как органического целого, в структуре которого отводится важнейшая и даже определяющая роль космическим цивилизациям. Космос выступает у Циолковского, выражаясь современным языком, как «человекомерная система».

2.  Принципы самоорганизации  и эволюции.

В космической философии содержатся некоторые предположения, предвосхищающие современную теорию самоорганизации. Конечно, идея самоорганизации выступает здесь еще не на собственно-теоретическом уровне, а на уровне научной картины мира и еще не отдифференцирована в достаточной степени от натурфилософского контекста.

К.Э. Циолковский решительно выступал против концепций, обосновывающих гибель Вселенной. По его словам, никаких признаков приближения Вселенной к «тепловой» смерти» нет. Идее «умирающей Вселенной» противопоставляется в космической философии принцип «все живо», одна из неопубликованных работ Циолковского так и называется – «Живая Вселенная». «Все живо» означает, что «все способно к самоорганизации и эволюции». Механизмы процессов самоорганизации и эволюции Вселенной определяются, по Циолковскому, тем, что все физические явления обратимы. По его мнению, должны существовать не только процессы рассеяния энергии, но и процессы ее концентрации, которые обеспечивают «вечное возникновение юности Вселенной». Хотя «все периодично», но ничего и никогда строго не повторяется.

  1. Принцип  коэволюции человека и Вселенной.

В обобщенной форме идея коэволюции рассматривалась как коэволюция Вселенной и космических цивилизаций,    включая и нашу   собственную. Наиболее   значимый вклад К.Э.   Циолковского в разработку этой проблемы  состоит в том,   что космические цивилизации выступают,  по его мнению, единым фактором самоорганизации и   эволюции космоса,  преобразующим,  совершенствующим,  гуманизирующим его. Глобальное преобразование космоса направлено на достижение   высшей гармонии.   Согласно этой идее,  вплотную примыкающей к   учению В. И.   Вернадского о ноосфере,  разум играет важнейшую роль в процессах коэволюции человека и Вселенной.

4. Принцип бесконечности.

Он распространялся К.Э. Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на структуру уровней материи, и на эволюционные процессы Вселенной, и на возрастание могущества космических цивилизаций в их практически-преобразовательной деятельности. Этот принцип, так же как и предыдущий, включает, таким образом, не только естественнонаучный,  но и социально-гуманистический аспект.

Известно, что концепция пространства и времени у К. Э. Циолковского ограничивалась, в основном, рамками ньютоновской картины мира: бесконечность пространства и времени он понимал как их безграничную протяженность. Но и в отношении этого блока научной картины мира многие мысли Циолковского сохраняют свое значение. Например, он выделял «наряду с абсолютным (т. е. объективным.) временем также время субъективное». Это, писал Циолковский, «…кажущееся время, испытываемое организмами. У одного и того же существа оно протекает с разною скоростью... в зависимости от окружающих впечатлений, душевного состояния или состава мыслей». Эти идеи, согласно которым времени приписывается не только физическая длительность,  но и опять-таки определенная «человекомерность», получили дальнейшее развитие в философско-мировоззренческих основаниях науки и культуры наших дней. Циолковский не сомневался, что наша Вселенная является бесконечной в пространстве и времени. Бесконечна также образующая ее иерархия структурных уровней. Наш «Эфирный Остров» - этим термином Циолковский обозначал «всю известную Вселенную», то есть, выражаясь современным языком, Метагалактику, по его мнению, «только малая (даже бесконечно малая) частица неизвестной Вселенной... Эфирный Остров есть только атом какого-то организма. Последний есть атом высшего организма второго порядка. Организм второго порядка составляет атом организма третьего порядка, и так без конца». Материя бесконечна в своем развитии и человек - носитель разума, конечно же, не является последней ступенью.

5. Антропологический (антропный)  принцип.

Циолковский в своих неопубликованных работах четко поставил вопрос, обсуждение которого лишь в наши дни признано одной из задач науки: «почему же все проявляется в той, а не в другой форме, почему существуют те, а не другие законы природы? Ведь возможны и другие…». И отвечал: «Тот космос, который мы знаем, не может быть иным», поскольку человеческое существование не случайно, а имманентно космосу.

В творчестве К. Э. Циолковского значительное место занимали проблемы взаимосвязи освоения Вселенной и будущей судьбы нашей цивилизации. Он был убежден, что без выхода за пределы Земли и преодоления геоцентрической ограниченности научно-техническое и экономическое, демографическое и экологическое, нравственное и социальное развитие человечества неизбежно зайдет в тупик. Поэтому освоение «эфирного пространства» ученый считал необходимым витком в восходящей спирали общественного прогресса.

В итоге многолетних размышлений, опираясь на свои труды по ракетно-космической технике, К. Э. Циолковский пришел к обоснованному выводу о возможности и необходимости космических путешествий и обживания других миров.   Его идеи и прогнозы в этом аспекте можно кратко обобщить и сформулировать так:

- выход за пределы нашей планеты, расселение землян в Солнечной системе, освоение и переустройство Вселенной для бесконечного прогресса и счастья людей - необходимый акт социального прогресса;

- в космосе человечество обретет  безграничное пространство для  жизни и деятельности, получит возможность использовать неисчерпаемые ресурсы вещества и источники энергии для развития производства, а также сохранений от истощения земной природы;

- на околоземных орбитах, астероидах  и малых планетах можно  будет создать «эфирные города»,  космическую индустрию;

- в результате расселения в  космосе наша   цивилизация    станет независимой от судьбы  Земли и Солнца,  а также  от глобальных   или космических  катастроф,  что может открыть  перспективы бесконечного прогресса  и бессмертия человечества.

Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый объект эволюции изменится. Оно, считал Циолковский, пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство.

Космос - это не только будущее человечества, это и мерило его сегодняшней  жизни. Центральной в космической  этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Жизнь каждого человека - частичка более общего процесса, и своим поведением, нравственностью человек определяет не только свой путь, но и жизнь космического целого. Человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, частью которого он является; его жизнь есть служение человечеству не только сегодняшнему, но и будущему, и он в ответе за него. Только это может открыть путь к бессмертию. 

Идеи космизма прямо или косвенно рассматривались в работах интересных, творчески оригинальных русских  мыслителей, зачастую мало известных  в широких научных кругах. Так, в начале ХХ века русский физик-теоретик Н.А.Умов (о нем уже шла речь) по-своему развивает близкие идеи о «силе развития», направляющей живое ко все большому совершенствованию сознания, об антиэнтропийной сущности жизни, о творческой природе человека. Предложенное им объяснение роста творческого потенциала эволюции просто и остроумно. Чем создание элементарнее, тем оно комфортабельнее, «блаженнее» слито со средой. По мере развития для него во внешней природе обнаруживается все более «препятствий и недочетов», она все менее удовлетворяет нуждам усложнившегося в своих функциях и строении организма, и он вынужден все усиленнее приспосабливать среду к себе, начинать «работать» с веществом мира, формировать, строить его. В недрах человечества, считает Умов, вызревает новый эволюционный тип - homo sapiens explorans (человек разумный, исследующий), стоящий на гребне эволюции, девиз которого - "Твори и созидай!".

Ссылаясь на ничтожнейший, почти  нулевой процент живой материи  во Вселенной, Умов считал возникновение  жизни совершенно маловероятным  событием. Она смогла осуществиться  на нашей планете только потому, что это произошло не в «ограниченной материальной системе», а «в системе беспредельной», каковой является весь космос. Тем самым ученый подразумевает: вся Вселенная каким-то образом «работала» на это великое рождение, создав невероятно сложное сочетание факторов в одном месте.

К.Э. Циолковский оказал  огромное  влияние  на  формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л. Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным  методом  научного  познания  природы.  В своей работе «Основное начало мироздания. Prmcipium Universale Circulations» (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате -электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

Идея влияния как  ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека рассматривалась А.Л. Чижевским  достаточно подробно. Он полагал, что «наше научное мировоззрение далеко от исторического представления о значении для органического царства космических излучений». Тем не менее, ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что «в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины... Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной». Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что «жизнь есть результат случайной игры только земных сил». Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек «не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями». В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это, конечно, не означает, что «состояние     солнцедеятельности     является     непосредственной     причиной     эпидемического распространения тех или иных болезней», но активность Солнца «способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению».

Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии