Типология правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

1.           Типология правопонимания.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Чарльз Дарвин.

 

Родился Дарвин в 1809 г. в  Шрюсбери, в семье врача, сына известного поэта и философа Э.Дарвина. Чарльз рано лишился матери, она умерла, когда ему не было восьми лет. В школе Дарвин учился весьма посредственно его больше интересовали природные явления, чем древние языки. В нем рано проснулось пристрастие к коллекционированию, причем собирал он всё, начиная от растений, минералов, птичьих гнезд и заканчивая конвертами, автографами и монетами, за что его постоянно упрекали взрослые. После окончания гимназии в 1825 году Чарльз поступает в Эдинбургский университет, где в течение двух лет безуспешно пытается овладеть медициной, но, видя всю тщетность задуманного, он принимает решение стать священником, для чего поступает в Кембридж, но и здесь не проявились его способности, так как обучение он закончил без отличий.

 

Истинный интерес в  нем вызывало участие в геологических  раскопках на берегу моря или посещение  естественнонаучных обществ, где он знакомился с натуралистами и путешественниками. Благодаря своим знакомствам и страсти собирательства, он получает возможность принять участие в кругосветном путешествии на корабле «Бигль», продолжавшемся в течение пяти лет (1831-1836). За это время им были собраны обширные коллекции млекопитающих, насекомых, птиц, растений и образцов геологических пород. Но, кроме того, во время своего путешествия он вел дневник, который был им опубликован под названием «Путешествие вокруг света на корабле Бигль». Коллекции, отчеты по геологическим наблюдениям и публикация дневника принесли ему известность ученого, после чего его основным занятием становится наука. После возвращения в Англию он женится и из-за слабого здоровья поселяется в имении Доун, где живет безвыездно до самой смерти.

 

С упразднением понятия  души [Т. Гоббс и Дж. Локк своими учениями подготовили естественнонаучное объяснения психических процессов, а английский врач Д. Гартли все психические процессы объяснил материальными процессами деятельности мозга. Душа - была заменена на психику, под которой понимали проявления физиологической работы мозга (Шабельников В.К., 2003, с. 221).] антропология не только изменила предмет своего изучения, которым стала «психика», как производная телесной организации, но и утратила целую область важнейших вопросов, связанных со смыслом существования человека и его духовным самоопределением (этику). Со временем из антропологии исчезает и психическая организация человека, вместе с познавательными способностями (гносеологией), что философскую антропологию делает биологической, рассматривающей человека как биологический вид. Не последнюю роль в этом сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина. До него в науке господствовало положение о кардинальном различии между человеком и животным - в их происхождении. Не было сомнения, что Бог сотворил человека иначе, чем прочий животный мир. Наличие у человека разума и свободной воли, которые отличали его от животного, предполагало и присутствие ответственности за принятые решения и поступки. Поэтому невозможно было переносить результаты, полученные в экспериментальных исследованиях поведения животных, на объяснение поведения человека.

 

Три основных постулата  эволюционной теории стали исходными  точками развития различных направлений антропологии и зародившейся экспериментальной психологии.

 

Первый постулат: между  человеком и животными нет  принципиального различия, которое  стирается целым рядом переходных форм, поэтому поведение человека и животных может иметь общие  черты.

 

Второй постулат: развитие вида есть результат размножения  и отбора тех живых существ, которые  смогли приспособиться. А человеческий интеллект явление не исключительное, но закономерное - как продукт истории.

 

Третий постулат: особенности  строения тела дают преимущества в естественном отборе и определяют индивидуальные различия в приспособлении.

 

Все эти постулаты  стали возможными вследствие изменения  Дарвином «действующей аристотелевской  категориальной структуры, в основе которой лежало различие материи  и формы, рода и вида. Он допустил изменение формы под влиянием случайных индивидуальных отклонений... которые постепенно приводили к фундаментальной перестройке всего организма. Дарвин исключил внешнюю целесообразность, управляющую ходом развития живого: природа сама по себе цель, и она управляет всеми изменениями жизни» (Философская антропология, под ред. Маркова Б.В., 2001, с. 5). Природа из слепой - стала зрячей, из бесцельной - строящей планы. «Бездушная машина» ожила и стала клонировать мир по одному ей ведомому плану и для одной ей ведомой цели.

 

Развивая свое учение, Дарвин постепенно приходит к заключению, что различие между психикой человека и человекообразной обезьяны не качественное, а количественное (Энциклопедический  словарь Брокгауза и Эфрона, 1892).

 

Так сформировалась эволюционно-атеистическая  концепция, основным положением которой  является отрицание существования  любого другого мира, кроме мира органической материи.

 

Этот мир возник стихийно и путем эволюции усложнился до возникновения  человека разумного. Психика и сознание в этой системе взглядов - продукт сложно организованной материи и свойство головного мозга. Психика существует при наличии живого организма, с его смертью она прекращает свое существование, так же как прекращает свое существование тело после разложения органических тканей на элементы. Постепенное развитие психики прослеживается в филогенезе, возникая и развиваясь из такого свойства материи как раздражимость.

 

При таком концептуальном подходе неудивительны, с одной  стороны, стремительный рост экспериментальных исследований психики человека, что и ознаменовало собой рождение психологии как науки, а, с другой стороны, - потеря последних смыслов существования человечества в рамках нравственности и добродетели.

 

В 60-е годы XIX века во Франции открываются антропологические общества, на заседаниях которых разрабатываются новые методы антропологического изучения человека. Так, Поль Брока (1824-1880 гг.) вводит числовые показатели разных частей тела для представителей разных рас. Большой популярностью пользуются кунсткамеры и различные зоологические музеи, где Божественная природа человека умаляется и низводится до уровня природы животных.

 

В конце XIX века появляется новое направление - зоологическая  антропология, которая изучает человека как один из видов млекопитающих. Французская антропологическая школа отбросила вопросы чистой анатомии и физиологии, психологию передала в руки психиатров и занялась описательной частью наружных признаков живого человека и его останков с целью установления метода в дальнейшем развитии своей науки. Предметом исследований становятся цвет кожи и волос, размер черепа и сочленений скелета.

 

Совокупность проблем, которые сегодня определяют предмет  и содержание биологической антропологии, включает в себя вопрос происхождения человека и его места в животном мире, раскрытие движущих сил эволюции, разработку комплексной характеристики человека, как биологического вида.

 

Современная биологическая  антропология содержит в себе комплекс знаний, раскрывающих содержание понятий: «филогенез», «эволюция», «эмбриогенез», «постнатальное развитие», «внутривидовая изменчивость», «репродуктивные особенности», «динамика численности популяций», «антропогенез» и прочие. Все эти понятия рассматриваются целой совокупностью биологических наук: анатомией, физиологией, морфологией, генетикой, иммунобиологией, экологией и многими другими дисциплинами. На данных биологической антропологии базируются - медицина, психология, педагогика, социальные науки. Биологическая антропология дала толчок развитию гендерной и валеологической антропологий, а так же антропологии возраста (Бочаров В.В.).

 

Незавидна участь антропологии, как «отрасли естествознания, изучающей  происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас» (Хомутов А.Е., 2002, с. 3). Это важное для понимания природы человека антропологическое учение, к сожалению, не имея этических оснований, дает простор для использования научных открытий как кому заблагорассудится. Если в 70-е годы на Западе при обострении экологической ситуации возникли стихийные движения «общества зеленых», защищающие природу от человека, то сегодня должны активизироваться общества «охраны человека» которому грозит полное уничтожение в расплату за безмерную любознательность и безнравственность. Современная биологическая наука, открывшая уникальные биотехнологии, заглянувшая в святая святых - живую клетку, разгадавшая тайну генома человека, подвела человечество к той черте, за которой нейтронная бомба кажется игрушкой.

 

Трансплантация органов, эвтаназия, генные технологии, клонирование, вот не полный перечень тех нововведений, которые сегодня как грибы вырастают на ниве страстного стремления взять под свой контроль жизнь и смерть человека, отобрав это право у Бога, принадлежащее Ему как Творцу.

 

Параллельно с биологической антропологией интенсивно развивалась социальное направление, имеющее не менее насыщенную историю.

32. Синергетика права.

 

Синергетика и междисциплинарность

Среди нехоженных путей

Один – пусть мой,

Среди невзятых рубежей

Один – за мной.

Владимир Высоцкий

 

Большая удача, когда  время требует идей, результатов, усилий, созвучных внутренней структуре  исследователя, его психологическому типу и темпераменту. И в этом смысле Сергей Павлович был очень  счастливый человек. Междисциплинарность  была в самом его характере. В студенческие годы он ходил в консерваторию на цикл "Все симфонии Бетховена", читал Платона, Спинозу и Канта и даже подумывал о переходе на философский факультет. Позже он мог часами беседовать с географами и психологами, биологами и медиками, философами и буддологами. Его широту и междисциплинарность отражает и "разброс" научных интересов его учеников – от нанотехнологии до качественной теории нелинейных параболических уравнений, от управляемого термоядерного синтеза до философских проблем естествознания, от управления риском до инвариантно-групповых свойств нелинейных систем.

 

Сергей Павлович был  одним из первых советских исследователей, который занялся общими свойствами сложных нелинейных систем. Это требовало  большой научной смелости – ведь сам факт существования таких свойств совсем неочевиден. По его мнению, исследование сложных нелинейных систем – это дорога в новый мир. Мир со своими понятиями, своим взглядом на реальность. При этом, двигаясь в будущее, Сергей Павлович опирался на пройденный им и коллегами путь – опыт исследования многочисленных неустойчивостей, которые изучали в физике плазмы, на результаты теории горения и взрыва. Новый мир связан с представлениями о нелинейности, неустойчивости, открытости и неравновесности.

 

По сходному пути шёл  немецкий физик-теоретик, занимавшийся статистической физикой и физикой  лазеров, профессор Штутгартского  университета Герман Хакен.

 

Близкие идеи развивал лауреат  Нобелевской премии по химии 1977 года, бельгийский исследователь Илья Романович Пригожин. Лейтмотивом его научной деятельности была попытка создать нелинейную неравновесную термодинамику и проблема времени и необратимости.

 

Название новому подходу  дал Герман Хакен. Это теория самоорганизации  или синергетика (дословно "теория совместного действия" в переводе с греческого). Вводя этот термин, Г. Хакен вкладывал в него два смысла. Первый – это междисциплинарный подход, занимающийся возникновением новых свойств и качеств у сложных систем, каковыми составляющие их подсистемы не обладают. Второй – это направление, развитие которого требует совместной работы представителей различных научных дисциплин.

 

Время летит быстро. Синергетике  уже 35. Наверно, её началом следует  считать статью Германа Хакена, где  появился и сам термин, и были высказаны принципиальные идеи.

 

За прошедшие три  с лишним десятилетия был пройден  большой путь, на котором многое было понято, многое открыто, многое создано.

 

Развитие этого подхода  – совсем не простой и не очевидный  процесс. Обычно в синергетику приходят люди, состоявшиеся в своих областях знаний. Приходят со своими задачами, идеями и методами. Приходят, чтобы выйти на новый уровень. Поэтому "научить синергетике" совсем не просто. Кроме того, все эти люди, как правило, работают в своих организациях, поэтому собрать "под крыло", как например математиков в математический институт, физиков в физический, химиков в химический обычно не удается. И это тоже проблема. Синергетика "делается" в своеобразном "незримом колледже". Делается людьми, работающими в разных областях, в разных городах, на разных континентах. И на конференции, в общем-то, эти специалисты ездят на разные.

 

Поэтому огромное значение в развитии синергетики сыграла  в своё время серия Springer Series in Synergetics. Она в течение нескольких десятков лет выходила в издательстве Springer-Verlag под общей редакцией Германа Хакена. В ней были и учебники, и монографии, и труды конференций. Сергей Павлович высоко ценил эту серию.

 

На многое, в том  числе и на развитие науки, Сергей Павлович смотрел с точки зрения синергетики. В построенной им совместно с учениками теории режимов с обострением изучается, сколько и каких структур может существовать в различных нелинейных средах. И оказывается, что этот набор структур – спектр структур, как называл его Сергей Павлович – жестко связан со свойствами среды. Чтобы получить что-то более сложное, нужно не вкладывать энергию, не воздействовать каким-то другим способом, а менять свойства самой среды. И серию, подобную хакеновской, Сергей Павлович рассматривал, как инструмент для изменения научной среды. А открытия, научные направления, научные школы, можно рассматривать как структуры, которые на этой среде вырастают. Так же он подходил и ко многочисленным конференциям, которые организовывала ассоциация "Женщины в науке и образовании", которой в течение многих лет руководит профессор биологического факультета Г.Ю. Ризниченко.

Информация о работе Типология правопонимания