Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:26, курсовая работа
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия – банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ..6
1.1 Сущность системы антикризисного управления ……………….6
1.2 Методы и механизмы диагностики банкротства……………….10
1.3 Основы стратегии анализа и направления антикризисной финансовой стратегии………………………………………………………….15
1.4 Пути финансового оздоровления предприятия. Бизнес – план как способ финансового оздоровления предприятия…………………………….20
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…….30
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………30
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………47
2.3 Анализ финансового состояния…………………………………...58
2.4 Диагностика банкротства………………………………………….73
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………75
3.1 Оценка стратегической позиции предприятия и типа формируемой антикризисной стратегии развития…………………………..75
3.2 Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления финансами………………………………………………………..84
3.3 Оценка эффективности антикризисной программы…………….88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………93
ВЕДОМОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЙ………………………………………..95
Суммарная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. В данном случае оценка 4,85 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на высоком уровне. Это действительно так. Мировой финансовый кризис оказал незначительное влияние на работу предприятия.
Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.
Проводят первичный стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT. Методология SWOT- анализа предполагает выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей (рисунок 10).
Применяя SWOT- анализ удается установить линии связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT- анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Сильные стороны: 1. Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество 2. Большой опыт в выполнении мелиоративных, гидротехнических и других специализированных работ 3. Достаточно высокое качество выполняемых работ 3.Высококвалифицированный персонал 4. Возможность обучения кадров 5. Высокий образовательный уровень персонала 6. Умение сотрудников работать в команде 7. Эффективная система мотивации сотрудников 8. Деловая и профессиональная специализация 10. Преимущества в области конкуренции |
Возможности: 1. Политическая стабильность 2. Большой рынок выбора поставщиков 3. Экономическая стабилизация 4. Расширение строительства 5. Финансирование государством национального проекта, направленного на восстановление сельского хозяйства, и его преобразование в государственную программу 6. Обновление оборудования, автотранспорта и строительных машин |
Слабые стороны: 1. Высокая текучесть кадров 2. Неэффективное использование ресурсов 3. Значительный износ автопарка 4. Недостаток квалифицированных работников 5. Неустойчивое финансовое положение |
Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов 2. Усиление государственного регулирования 3. Нестабильность цен на энергоносители, топливо 4. Высокая степень зависимости от сезонных колебаний 5. Высокие налоги 6. Рост темпов инфляции |
Рисунок 6 - SWOT-анализ деятельности организации
Применяя SWOT- анализ удается установить линии связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT- анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
3.2 Формирование стратегии и выбор механизмов антикризисного управления финансами
Цели антикризисной программы выхода предприятия из кризиса вытекают из результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности оценки масштабов кризисного состояния, выявления факторов, влияющих на неблагоприятное развитие.
Цели программы антикризисного управления финансами:
1. Устранение
Достигается за счет сокращения внешних и внутренних обязательств за счет, а также увеличения объема денежных ресурсов:
оптимизация организационной структуры и сокращения постоянных издержек,
сокращение переменных издержек за счет автоматизации производственного процесса и сокращения персонала административного звена,
отсрочка и реструктуризация по возможности кредиторской задолженности,
ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности за счет сокращения периода коммерческого кредита, по сомнительной дебиторской задолженности - обращение в суд с целью возврата а также с целью отнесения дебиторской задолженности на валовые затраты согласно действующему на настоящий момент законодательству о налогообложении прибыли,
нормализация размера запасов товарно-материальных ценностей за счет сбыта запасов готовой продукции, которая может пользоваться спросом при небольших дополнительных затратах на обновление. Готовая продукция, полностью потерявшая свои потребительские свойства, должна быть направлена на переработку. Убытки, полученные от реализации, согласно действующему на сегодняшний день законодательству о налогообложении прибыли, будут сокращать налогооблагаемую прибыль в будущих периодах.
2. Восстановление финансовой
Для достижения финансового равновесия необходимо реализовать следующие мероприятия:
роста чистого дохода за счет проведения эффективной ценовой политики, применения системы скидок и методов продвижения продукции на рынок,
оптимизация налогового пресса на хозяйственный процесс в результате использования легальных схем снижения базы и ставок налогообложения,
реализация изношенного и неиспользуемого оборудования,
привлечение необходимых основных и оборотных средств на условиях совместной деятельности, объединения капитала.
3. Стратегическая финансовая
Модель экономического роста базируется на 4 факторах:
рост рентабельности продаж, который может быть достигнут с использованием ценовой политики, с использованием эффекта операционного рычага,
возрастание доли чистой прибыли, которая идет на производственной развитие,
ускорение оборачиваемости активов, которое может быть достигнуто за счет сокращения сверхнормативных активов по видам (производственные запасы, запасы готовой продукции, внеоборотные активы), ускорение оборачиваемости активов ведет к сокращению потребности в них. Для сокращения норматива текущих активов необходимо использовать математические экономические модели - транспортная задача, управления запасами,
использование эффекта финансового левериджа, возможное лишь в том случае, если коэффициент финансового левериджа еще не достиг своего оптимального значения, но в пределах безопасного уровня финансовой устойчивости предприятия.
Суть проекта санации предприятия: слияние ООО «Лес-ресурс» и ООО «Шанс-плюс» и образование на базе двух организаций общества с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала венгерской фирмы «Эрдерт», являющейся крупным деревоперерабатывающим предприятием в Венгрии и которая проявляет интерес к инвестированию в Кировской области.
Перечислим основные положительные моменты данного проекта:
1) производство пиломатериалов
является одной из немногих
отраслей Российской экономики,
в которой имеются наибольшие
возможности для развития
2) предприятие «Лес-ресурс» обеспечено высококвалифицированными техническими кадрами в области деревообработки, а ООО «Шанс-плюс» располагает квалифицированными кадрами в области предварительной обработки древесины и подготовки её к производству пиломатериалов, имеет налаженные связи по реализации пиломатериалов.
Техническая база обоих предприятий может быть использована при условии проведении модернизации и ремонтных работ.
3) предприятия-основатели
В план проекта входит ремонт и модернизация существующего оборудования предприятий-участников.
Формирование собственности.
Для реализации проекта была выбрана частная форма собственности нового хозяйственного объекта.
Сумма средств, необходимых для реализации проекта складывается из 4 основных частей:
1) внеоборотные и оборотные
2) средства, выделяемые на погашение
кредиторской задолженности
3) вложения в новые внеоборотные
активы, а также в ремонт и
модернизацию внеоборотных
4) необходимые вложения в
5) пуско-наладочные расходы, включающие расходы по регистрации ООО, а также текущие расходы на время наладки и ремонта оборудования - заработная плата и отчисления, хозяйственные расходы, расходы на подготовку кадров и др.
3.3 Оценка эффективности антикризисной программы
Для оценки эффективности антикризисной программы и обоснования последующего её применения на предприятии составляются прогнозы развития деятельности. Прогнозы рассчитываются в перспективе на три года. В рамках этих прогнозов рассчитываются основные показатели работы предприятия с учётом применения предложенных мер санации.
Таблица 33 - Прогнозы развития деятельности
Показатели |
Ед. изм. |
Факт 2008 |
Ожид. 2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||
Пиломатериалы |
м |
42868 |
134000 |
135000 |
135000 |
135000 | |||
Товарная продукция |
Тыс.р. |
61230 |
76000 |
82770 |
82770 |
82770 | |||
Затраты на производ. |
Тыс.р. |
61385 |
71028 |
68975 |
68975 |
68975 | |||
С/с1м пиломатериалов |
Тыс.р. |
1324 |
1468 |
1400 |
1400 |
1400 | |||
Цена1м пиломатериалов |
Тыс.р. |
1307 |
1566 |
1680 |
1680 |
1680 | |||
Рентабельность |
% |
-1,3 |
6,7 |
20,0 |
20,0 |
20,0 | |||
Численность всего ППП рабочие |
Чел. Чел. Чел. |
1687 1465 1256 |
1564 1402 1210 |
1520 1400 1210 |
1520 1400 1210 |
1520 1400 1210 | |||
Производительность труда 1ППП по пиломатериалам |
м |
56,6 |
87,6 |
89,0 |
89,0 |
89,0 | |||
Установленные производственные мощности |
м |
66200 |
66200 |
66200 |
66200 |
66200 | |||
Продолжение таблицы 33 | |||||||||
1 | <td valign=" |
Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного финансового управления