Бюджетное финансирование дошкольного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить проблему финансирования деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных учреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольных учреждений.
3. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРИВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ.
1.1 Содержание бюджетных расходов на образование……………………...6
1.2 Порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений……16
2. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
2.1 Особенности бюджетного финансирования дошкольного образования в РФ……………………………………………………………………………………26
2.2 Финансирование дошкольного образования РФ в 2010-2011г………..49
2.3 Бюджетные расходы на дошкольное образование на региональном уровне…………………………………………………………………………………53
3.ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………

Вложенные файлы: 1 файл

НОВКУРС.docx

— 744.91 Кб (Скачать файл)

по субвенции на обеспечение  государственных гарантий прав граждан  на получение общедоступного и бесплатного  дошкольного, начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего, а  также дополнительного образования (целевая статья 521 02 01) увеличение на 23,8 %;

по остальным поступлениям из областного бюджета уменьшение на 11,2 % (отсутствует субсидия на строительство и реконструкцию зданий муниципальных общеобразовательных учреждений, которая в 2010 году составляла 74 400 тыс. руб.).

Кроме того, в подразделе Общее образование появилось финансирование долгосрочных целевых программ, которые начали реализовываться с 2011 года, в объеме 296 238 тыс. руб.

По подразделу 0706 Высшее и послевузовское профессиональное образование расходы 2011 года вырастут по отношению к 2010 году на 28 215 тыс. руб., или на 75,7 %; из них 24 000 тыс. руб. планируется направить на капитальный ремонт "Екатеринбургской академии современного искусства", без капитальных расходов рост расходов по подразделу составляет 11,3 %.

Существенно в сравнении  с прошлыми годами увеличивается  финансирование подраздела 0707 Молодежная политика и оздоровление детей. В фактических ценах это увеличение по отношению к 2010 году составляет 241 191 тыс. руб., или в 3,5 раза. Однако это увеличение обусловлено, прежде всего, субсидией из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярное время (на компенсацию родительской платы), которой не было раньше и объем которой составляет 214 006 тыс. руб. Без этой субсидии рост расходов по разделу составлял бы 27 185 тыс. руб., или 27,9 % (на 29,4 % по отношению к ожидаемому исполнению). Кроме того, в подразделе появились расходы на региональные целевые программы (организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью – 1 500 тыс. руб., патриотическое воспитание молодежи – 1 100 тыс. руб.), финансируемые из областного бюджета, и расходы на муниципальные целевые программы в объеме 14 120 тыс. руб.

Подраздел 0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации вошел в структуру расходов раздела Образование, начиная с 2010 года, расходы по нему составляют в 2011 году 2 500 тыс. руб. и возрастают по отношению к 2010 году в 1,8 раза.

Подраздел 0709 Другие вопросы в области образования в бюджете на 2011 год не содержит ни поступлений из вышестоящих бюджетов, ни муниципальных целевых программ. Расходы по нему возрастают по отношению к 2010 году на 61 135 тыс. руб., или на 20,8 % (на 23,2 % по отношению к ожидаемому исполнению) достаточно равномерно по всем целевым статьям.

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Образование - бюджетная  сфера, основной источник его существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется  из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее  время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств  пока явно не достаточно для того, чтобы  помочь педагогическому составу  образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной  профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.

Основные проблемы бюджетного финансирования

Сегодня в очереди в детские  сады стоят 1,5 млн человек. В основном место в детском саду ждут малыши, которым от года до трех лет. Среди  детишек постарше очередь меньше. В дошкольное учреждение ходят почти 80 процентов детей. В некоторых  регионах, например, в Якутии и Чувашии, где дошкольное образование является обязательным, почти все детишки  посещают детский сад.

1) Самая большая проблема на  сегодняшний день - низкое финансирование  дошкольных учреждений. Как следствие  - низкая зарплата и отсутствие  притока кадров. Молодежь, которая  хотела бы пойти работать в  детский сад, просит оклады  в 2,5-3 раза больше тех, что  им могут предложить. При этом  даже сами директора признают, что штатами управленцев детские  сады укомплектованы лучше, чем  рядовыми воспитателями.

Особенно тяжелое положение  в тех садах, которые подчиняются  муниципалитетам, а их большинство. В тех дошкольных учреждениях, которые  входят в состав школ, ситуация получше -  им деньги дает регион. Половина директоров, особенно в крупных городах (62%), считают, что развитие дошкольных учреждений тормозит сметное финансирование. Если школам уже разрешено получать средства в виде субсидий, которые можно  распределять по своему усмотрению, в  том числе, использовать на прибавку к зарплате, сэкономив, например, на электроэнергии, то детские сады об этом только мечтают.

Несмотря на постоянные заверения  региональных властей о том, что  система дошкольного образования  финансируется с каждым годом  все лучше и лучше, директора  детских садов говорят, что увеличение если и идет, то лишь в рамках инфляции.

2)  Проблема несоответствия бюджетной  обеспеченности и распределения  расходных обязательств между  уровнями власти.

В результате недофинансирования бюджетных  учреждений образования, усилилась  региональная и муниципальная дифференциация в качестве предоставления ими бюджетных  образовательных услуг.

3) Противоречивость и непоследовательность  государственной политики, провозглашенных  целей, инструментов и методов  их достижения.

Реализуется федеральная целевая  программа «Образование», предполагающая меры, обеспечивающие развитие образования. В то же время внедряется нормативно-подушевой  метод финансирования, приведший  к закрытию малокомплектных сельских учебных заведений.

4) Переход на новую систему  оплаты труда лишь частично  решил проблему дифференциации  и повышения заработной платы  работников образования. Фонд  оплаты труда бюджетных учреждений  не увеличили. Поэтому финансовых  средств оказалось недостаточно  на повышение заработной платы  более квалифицированных работников  и на формирование стимулирующей  части фонда заработной платы.

5) Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

- оплата труда;

- трансферты;

- оплата коммунальных услуг;

- остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана  с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

- установление уровня оплаты  труда работников образования  в зависимости от уровня оплаты  труда в промышленности;

- введение социальных доплат, надбавок  для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

6) Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

7) Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

8) В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

9) Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь  на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы  образования.

Основные направления  совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных  учреждений

  • Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг
  • Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности
  • Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг
  • Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

Информация о работе Бюджетное финансирование дошкольного образования в РФ