Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников
Дипломная работа на тему «Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия»
Содержание
С.
Введение
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Это обусловлено тем, что многие предприятия для укрепления отношений со своими клиентами и партнерами идут на различные уступки, предоставляя скидки, возможность отсрочки или рассрочки платежа, а в связи с этим возникает разрыв между поступлениями и выплатами компании, а как следствие нехватка оборотных активов. Также в связи со стабилизацией в последние годы экономического положения у большинства отечественных компаний появились долгосрочные программы модернизации и развития, которые также нуждаются в финансировании. Из-за разрыва между поступлениями и выплатами, а также проблематичности отвлечения из «оборота» крупных сумм на длительный срок организации для оптимизации расчетов с кредиторами и дебиторами, а также для поддержания собственной платежеспособности и ликвидности стали прибегать к использованию различных инструментов, позволяющих привлекать ресурсы из вне.
Одними из них являются долговые инструменты финансирования, к которым относятся банковский кредит, векселя и облигации. Банковский кредит является наиболее привычным и традиционным инструментом для российских фирм. Однако, по мере развития и укрепления рыночных отношений популярность как инструменты заимствования приобрели векселя и облигации, ставшие альтернативой банковскому кредитованию.
Формирование и развитие рынка ценных бумаг, валютного рынка и т.п. позволило компаниям получать дополнительный доход за счет операций на данных рынках, а не ограничиваться рамками какой-либо одной сферы деятельности. Однако не стоит забывать о том, что любые заимствования сопряжены с рисками (процентный риск, риск неразмещения, риск снижения платежеспособности и другие), поэтому прежде, чем привлекать средства с помощью того или иного инструмента необходимо проанализировать возможные риски и определить мероприятия по их минимизации. Тем не менее, благодаря широкому спектру вариантов осуществления заимствований у компании есть возможность сочетать различные инструменты для финансирования своей деятельности, тем самым снижая риски. Поэтому вопрос применения долговых инструментов для финансирования деятельности предприятий в настоящее время является актуальным.
В литературе эта тема разрабатывается довольно давно. Однако существует проблема со сбором современного статистического материала, посвященного данному вопросу. Актуальность изучения в литературе данного вопроса объясняется рядом обстоятельств:
Более ранние работы, посвященные данному вопросу, касались теоретических аспектов и практике использования какого-либо инструмента в отдельности. Однако, на сегодняшний день рост «заменяемости» одного инструмента другим и практика сочетания нескольких долговых инструментов в портфеле обязательств организации привели к тому, что в литературе все чаще стали встречаться материалы, посвященные сравнительному анализу долговых инструментов и их совместному использованию. К тому же происходит изменение законодательной базы, что тоже находит отражение в литературе. Указанные обстоятельства предопределили объект и предмет исследования, обусловили постановку цели и задач дипломной работы.
Объектом исследования работы выступает предприятие, финансирующее хозяйственную деятельность с помощью долговых инструментов для реализации краткосрочных и долгосрочных целей.
Поскольку данная работа посвящена вопросу финансирования, то основное внимание в ней уделяется построению и мониторингу отношений с кредиторами. В частности речь идет не о кредиторской задолженности, возникающей в процессе осуществления торговой или производственной деятельности, а о задолженности, которая появляется в результате привлечения средств с помощью долговых инструментов. Это может быть задолженность, возникшая в связи с банковским кредитованием. Также это могут быть обязательства, появившиеся в результате осуществления облигационного займа, либо в ходе реализации вексельной программы, когда векселя выпускаются не для обслуживания товарных сделок, а для привлечения средств с финансового рынка. Тем не менее, независимо от оснований, послуживших появлению кредиторской задолженности, ей необходимо управлять и следить за состоянием отношений со своими контрагентами. Предметом исследования работы выступают отношения «займа» между предприятием и его кредиторами, возникающие в связи с использованием долговых инструментов.
Цель дипломной работы на основе сравнительного анализа долговых инструментов финансирования деятельности предприятия выявить их преимущества и недостатки и возможности применения на предприятии в зависимости от целей развития. Для реализации этой цели в работе ставятся следующие задачи:
Поставленные задачи определили логику и структуру данной квалификационной работы.
В первой главе «Кредитная политика: виды, инструменты реализации» автор дает понятие, направления, принципы кредитной политики и определяет необходимость её разработки на предприятии. Также рассматриваются основные долговые инструменты, даются их определения, классификации и анализируются преимущества и недостатки, присущие каждому из инструментов. Вторая глава «Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике российских предприятий» посвящена развитию вексельного обращения и облигационных займов в России, а также текущему состоянию рынков этих инструментов. В третьей главе представлен анализ применения векселей и облигаций как средств для привлечения ресурсов на ОАО «Трубная металлургическая компания». Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы комплексного подхода и сравнительного анализа. В работе использованы статистические, расчетные инструменты исследования, а также инструменты построения таблиц, схем, диаграмм.
Информационная база дипломной работы представлена законодательными и нормативными актами РФ, учебной литературой и данными из периодических изданий, посвященными исследуемому вопросу.
Практическая значимость дипломной работы заключается в проведении сравнительного анализа долговых инструментов, основанного на особенностях каждого из них, и определении возможностей их использования на предприятии.
Материал, содержащийся в работе, может заинтересовать специалистов по вопросам финансирования, управляющий персонал всех уровней предприятия, руководителей компаний, а также он может быть полезен для лиц, занимающихся изучением и разработкой данного вопроса.
Материалы исследований были доложены автором на I студенческой научно-практической конференции по специальности «Финансы и кредит», состоявшейся в апреле 2006 года в Уральском институте экономике, управления и права (г. Екатеринбург). Автор имеет статью «Вексель как инструмент кредитной политики предприятия», написанную совместно с Ю.А.Харитоновой, опубликованную в научном издании под названием «Организационные и управленческие аспекты хозяйственной деятельности предприятий» (Сборник трудов. Выпуск 2. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН).
Сегодня одной из основных целей деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Однако предприятие не функционирует «само по себе», а работает в рамках некой определенной системы, внутри которой оно контактирует с государством, другими организациями, потребителями и т.д. В процессе деятельности со всеми своими контрагентами компания выстраивает отношения по поводу купли-продажи, финансирования и т.п. Это может быть как кратковременное, так и более длительное сотрудничество. Независимо от времени продолжительности отношений предприятию для того, чтобы стабильно и прибыльно функционировать, необходимо ими управлять.
В рыночных условиях задачей управления является превращение организации в эффективное, доходное и прибыльное предприятие. Именно в условиях конкуренции эффективное управление позволяет поддерживать ликвидность и платежеспособность компании. Для этого предприятие разрабатывает кредитную политику – регламент, в котором отражаются все аспекты взаимоотношений как с должниками компании, так и с её кредиторами.
В более широком смысле кредитная политика представляет собой совокупность действий всех субъектов кредитных отношений, направленных на управление движения ссудного капитала, т.е. в этом случае она объединяет в себе индивидуальные планы действий каждого субъекта.
Поэтому при разработке кредитной политики предприятием должны быть четко определены условия построения отношений с покупателями, поставщиками, партнерами организации.
Выделяют два направления кредитной политики (см. рисунок 1).
Повышение конкуренции на российском рынке привело к ситуации, когда отсрочка платежа, или коммерческим кредит, является обычным повсеместно используемым средством привлечения покупателей. Соответственно, в рамках дебиторской задолженности кредитная политика – это регламент, определяющий такие условия предоставления коммерческого кредита, как критерии отбора покупателей для предоставления им отсрочки платежа, методику определения максимальной величины текущей дебиторской задолженности покупателя и максимального срока предоставления покупателю коммерческого кредита, а также права и обязанности сотрудников, непосредственно участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью. Отсутствие на предприятии функции управления дебиторской задолженностью ведет к снижению оборачиваемости оборотных средств, ухудшению платежеспособности предприятия, финансовым потерям в результате невозврата долгов, а в худшем случае – к банкротству [1 с. 21-22].
Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредиторов или ссуд банков) или за счет собственной прибыли.
Дебиторская задолженность – комплексная статья, включающая расчеты:
Дебиторы, юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием [2 с. 33-34].
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация оборотных активов становится особенно невыгодной для предприятия-поставщика. Поэтому кредитная политика предприятия, разрабатываемая в отношении его должников, определяется четырьмя факторами:
К тому же на кредитную политику может оказывать влияние оценка потенциальной прибыли от реализации товаров в кредит и законодательное регулирование (поскольку противопоказано реализовывать товар какой-то группе клиентов на более благоприятных условиях по сравнению с основной массой покупателей при одинаковом уровне затрат) [3 с. 380-382].
После формирования кредитной политики следует её реализация на практике. Механизм воплощения в жизнь кредитной политики осуществляется при помощи инструментов, которые предприятие использует в отношениях с дебиторами:
Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия