Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Термины, нуждающиеся в разъяснении:
Антропогенез – процесс эволюционного развития человечества.
Коэволюция – совместное, сопряженное развитие человека и природы.
Квазиравновесие – неполное равновесие, колебание системы вокруг средних значений.
Неолит – новокаменный век, охватывает VII—III тыс. до н. э. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду (земледелие, скотоводство).
Палеолит - древнекаменный век— первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,6 млн. лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.
Универсум – Вселенная, мир в целом.
Энвайроментальная проблема – проблема, связанная с окружающей средой.
Упражнение на критическое мышление:
Н.Н. Моисеев говорит о необходимости расширения экологической ниши человечества или создания новой как главного условия преодоления глобального кризиса, как вы это понимаете? Приведите вариант расширения современной ниши.
Тема 11. Экология человека
Методические указания:
Имя
замечательного австрийского
При чтении материалов постарайтесь ответить на главный вопрос, как можно разрешить или хотя бы смягчить рассматриваемые автором противоречия современной социальной жизни, может ли туризм способствовать оптимизации жизни современного человека?
Вопросы к тексту:
Все написанное в этой книге понять гораздо легче, чем, например, интегральное и дифференциальное исчисления, которые должен изучать каждый старшеклассник. Любая опасность становится гораздо менее страшной, если известны её причины. Поэтому я верю и надеюсь, что моя книга в какой-то степени послужит уменьшению угрожающих человечеству опасностей.
Зеевизен, 1972 Конрад Лоренц
Текст воспроизводится по изданию:
К.Лоренц. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ Оборотная сторона зеркала: «Республика»; Москва; 1998
<...> Перенаселение
Все блага, доставляемые человеку глубоким познанием окружающей природы, прогрессом техники, химическими и медицинскими науками, все, что предназначено, казалось бы, облегчить человеческие страдания, — все это ужасным и парадоксальным образом способствует гибели человечества. Ему угрожает то, что почти никогда не случается с другими живыми системами, — опасность задохнуться в самом себе. Ужаснее всего, однако, что в этом апокалипсическом ходе событий высочайшие и благороднейшие свойства и способности человека — именно те, которые мы по праву ощущаем и ценим как исключительно человеческие, — по-видимому, обречены на гибель прежде всего. Все мы, живущие в густонаселённых культурных странах и тем более в больших городах, уже не осознаем, насколько не хватает нам обыкновенной тёплой и сердечной человеческой любви. Нужно побывать в действительно безлюдном краю, где соседей разделяет много километров плохих дорог, и зайти незваным гостем в какой-нибудь дом, чтобы оценить, насколько гостеприимен и человеколюбив бывает человек, когда его способность к социальным контактам не подвергается длительной перегрузке. Одно незабываемое переживание довело это когда-то до моего сознания. У меня гостила американская супружеская пара из Висконсина. Это были профессиональные защитники природы, живущие в полном одиночестве посреди леса. Когда мы собрались ужинать, раздался звонок, и я раздражённо воскликнул: «Кого это ещё там принесло!» Я не смог бы сильнее шокировать моих гостей, если бы совершил самый непристойный поступок. Что кто-то может реагировать на неожиданный звонок в дверь иначе, как радостью, — это было для них скандалом.
Без сомнения,
скученность людских масс в
современных больших городах
в значительной мере повинна
в том, что в этой
Дело не
ограничивается тем, что
Косвенным образом
<...>
Цивилизованное человечество
Бег человечества
наперегонки с самим собой
оказывает губительное
Клеточное содержание кур-леггорнов справедливо считается мучительством животных и позором наше культуры. Однако содержание в таких же условиях людей находят вполне допустимым, хотя именно человек менее всего способен выносить подобное обращение, в подлинном смысле унижающее человеческое достоинство. Самоуважение нормального человека побуждает его утверждать свою индивидуальность, и это его бесспорное право. Филогенез сконструировал человека таким образом, что он не способен быть, подобно муравью или термиту, анонимным и легко заменимым элементом среди миллионов точно таких же организмов. Достаточно внимательно посмотреть на какой-нибудь посёлок огородников-любителей, чтобы увидеть, какие формы принимает там стремление людей выразить свою индивидуальность. Обитателям стойл для человеческого скота остаётся единственный способ сохранить самоуважение: им приходится вытеснять из сознания самый факт существования многочисленных товарищей по несчастью и прочно отгораживаться от своего ближнего. В очень многих массовых жилищах балконы разделены стенками, чтобы нельзя было увидеть соседа. Человек не может и не хочет вступать с ним в общение «через забор», потому что страшится увидеть в его лице свой собственный отчаявшийся образ. Это ещё один путь, которым скопление людских масс ведёт к изоляции и безучастности к ближнему.
Эстетическое и этическое чувства теснейшим образом связаны друг с другом, и, разумеется, у людей, вынужденных жить в только что описанных условиях, атрофируется и то и другое. Для духовного и душевного здоровья человека необходимы красота природы и красота созданной человеком культурной среды. Всеобщая душевная слепота к прекрасному, так быстро захватывающая нынешний мир, представляет собой психическую болезнь, и её следует принимать всерьёз уже потому, что она сопровождается нечувствительностью к этическому уродству.
Бег наперегонки с самим собой.
Человек,
ставший единственным фактором
отбора, определяющим дальнейшее
развитие своего вида, увы, далеко
не так безобиден, как хищник,
даже самый опасный.
Под
давлением соревнования между
людьми уже почти забыто все,
что хорошо и полезно для
человечества в целом и даже
для отдельного человека. Подавляющее
большинство ныне живущих
Если
можно построить самолёт,
Возникает
вопрос, что больше вредит душе
современного человека' ослепляющая
жажда денег или изматывающая
спешка. Во всяком случае, власть
имущие всех политических
Боязливая
спешка и торопливый страх
в значительной мере повинны
в потере человеком своих