Таблица 3
Структура задач органов
государственной власти и местного самоуправления
при реализации Национального
проекта
«Доступное и комфортное
жилье - гражданам России»
Задачи Российской Федерации |
Задачи субъекта
Российской Федерации |
Задачи муниципального образования |
- Управление реализацией национального
проекта, координация работы всех его
участников.
- Доработка необходимой законодательной базы.
- Финансирование за счет средств федерального
бюджета обязательств по обеспечению
жильем инвалидов, ветеранов и других
категорий граждан.
- Оказание поддержки молодым семьям и
молодым сельским специалистам в улучшении
жилищных условий.
- Софинансирование мер по увеличению
жилищного строительства и модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры.
|
- Разработка региональных программ по
формированию рынка доступного жилья
и обеспечению комфортных условий проживания
граждан.
- Административно- организационное обеспечение
реализации программ.
- Софинансирование федеральных программ.
|
- Привлечение средств частных инвесторов
в жилищно- коммунальную сферу и реформа
управления жилищным фондом.
- Создание условий для увеличения объемов
жилищного строительства.
- Предоставление социального жилья нуждающимся
гражданам - очередникам.
|
Источник: составлено автором
Необходимо отметить, что поскольку цели
и задачи национальных проектов в значительной
мере совпадают с целями и задачами целевых
программ различного уровня, то дискуссионным остается
вопрос о включении или не включении задач
по реализации национальных проектов
России в действующие программы социально-экономического
развития и другие текущие документы субъектов
Федерации и муниципальных образований.
По нашему мнению, необходимо провести
четкое разделение между рассмотрением
ФЦП «Жилище» и национальным проектом
«Доступное и комфортное жилье - гражданам
России». Обязательства, взятые государством
по предыдущим жилищным программам, безусловно,
должны учитываться, но не в рамках национального
проекта. В противном случае национальный
проект как институциональная форма утратит
свое значение и только лишь усложнит
действующий механизм реализации целевых
программ, поскольку задача национальных
проектов - определить «узкие места» и
сосредоточить ресурсы на их «расшивке»,
после чего будет достаточно задействовать
стандартный набор управленческих инструментов,
в т.ч. и целевые программы. Таким образом,
национальный проект не должен стать аналогом
федеральных целевых программ, а средством
быстрой концентрации ресурсов на решении
первоочередных задач в ограниченном
временном периоде. Представляется, что
в рамках собственно национальных проектов
должны быть сформулированы долгосрочные
цели в той или иной сфере, развитие которой
выделено в качестве национального приоритета.
На следующем шаге эти приоритеты оформляются
организационно, под них выделяется финансирование,
они включаются в направления деятельности
соответствующих отраслевых органов управления,
после чего реализация целей и задач национальных
проектов становится возможной в рамках
целевых программ регионального и муниципального
уровней.
Заключение
По результатам исследования
можно сделать следующие выводы:
- В сложившихся в российской
экономике в начале 2000-х годов условиях, когда налицо
достижения стабилизации и перехода на
траекторию экономического роста, возникает
необходимость выработки целостной модели
регионального развития страны. Несмотря
на проводимые в России реформы, в нашей
стране сложился административно-иерархический тип
взаимодействия государства, регионов
и муниципальных образований, что можно
объяснить эффектом зависимости от предшествующего
пути развития. У муниципалитетов наблюдается
избыток целей при недостатке средств,
система межбюджетных отношений не обеспечивает даже минимальные потребности муниципальных образований на организацию адекватной системы предоставления общественных услуг, функции и полномочия между уровнями управления разграничены не полностью. В настоящее время «центры ответственности» смещаются в
сторону муниципальных образований, поэтому
существует объективная необходимость
формирования механизмов согласования
стратегических целей всех субъектов
социально-экономической деятельности
на территории муниципального образования: государства в лице органов
власти субъекта Федерации, муниципалитетов,
бизнеса и гражданского общества. На современном
этапе важное значение приобретает сочетание
элементов государственного регулирования
и рыночного саморегулирования при одновременной
передаче ряда функций управления
на муниципальный уровень.
- Регионально-муниципальное взаимодействие
как совокупность правовых, социальных
и экономических отношений, установленных
между органами государственной власти
субъекта Российской Федерации и муниципальными образованиями, предполагает комплексность
и многоаспектность объекта управления,
который представляет собой сферу полномочий
властных и управленческих структур федерального,
регионального и муниципального уровней
власти и управления. В этом плане разграничение полномочий между государством
и муниципальными образованиями должно
обеспечить решение задач публичной властью
на том уровне, который способен сделать
это наиболее рационально, прежде всего,
с точки зрения доступности для граждан
потребительских услуг, а также с позиций эффективного
использования государственных и муниципальных
финансовых и материальных ресурсов.
- К числу основных проблем местного самоуправления
относится ограниченность бюджетных ресурсов,
складывающихся из налоговых и неналоговых
поступлений. Расширение функций и полномочий
местных органов управления не сопровождалось
адекватным возрастанием собственных
доходов местных бюджетов. Основная часть
налоговых поступлений в местные бюджеты,
составляющая 90% собственных доходов,
формируется за счет отчислений от регулирующих федеральных и региональных доходов. В этом свете представляется необходимым повысить долю доходов местных бюджетов от использования земли, имущества, за счет отчислений от прибыли коммерческих организаций, рентных платежей.
- Природные, национальные, исторически
сложившиеся в России условия предопределяют
выраженную специфику российской модели
федерализма, федеративных отношений.
Согласно принципу субсидиарности, на
основе которого следует строить экономические
отношения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными
образованиями, компетенция каждого из
этих уровней должна распространяться
на круг задач, которые он способен решать
эффективно по критерию «результат - затраты».
- В работе высказано утверждение, согласно которому применительно к природно-сырьевым
источникам ресурсов регионального значения
целесообразно установить принцип сохранения
за государством контрольного пакета
акций и функций надзора и контроля, а
остальные собственнические, распорядительные
функции, подкрепленные пакетом акций, могут быть
переданы субъекту Федерации, на территории
которого расположены природные ресурсы.
Субъект Федерации должен делегировать
часть своих полномочий собственности
и управления природными ресурсами муниципальным
образованиям, в зоне размещения которых находятся данные ресурсы. Субъектам Федерации и муниципальным образованиям должно принадлежать право получения части рентного и налогового дохода, поступающего за счет эксплуатации недр на территории региона.
- Эффективность управления социально-экономическим развитием
муниципальных образований возрастает
при конструктивном взаимодействии с
органами государственной власти:
- в ходе регулирования межбюджетных отношений;
- при исполнении органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий по предметам ведения
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации;
- при передаче объектов федеральной или
региональной собственности в муниципальную
собственность.
- Государственное регулирование
межбюджетных отношений должно быть направлено на создание механизмов усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышению уровня их самостоятельности. Гармонизированная система налогово-бюджетных отношений органов власти и управления различных уровней должна обеспечить самостоятельность
бюджетов с закреплением за каждым уровнем
власти и управления собственных источников
доходов и прав самостоятельного их расходования.
Изъятие дополнительных доходов сверх
долговременно установленных нормативов
отчислений в вышестоящие бюджеты недопустимо.
Схема межбюджетных отношений между
субъектом РФ и муниципальными образованиями,
позволяющая формировать территориальные
бюджеты исходя из сбалансированности
доходов и расходов, полномочий уровней
власти, обеспечит увеличение налогового потенциала регионов и муниципалитетов.
- Прямое государственное инвестирование
в экономику регионов следует осуществлять
по следующим направлениям: реализация
на их территории капиталоемких проектов
создания объектов инфраструктуры, имеющих
общероссийский или межрегиональный статус; инвестиции
в создание инфраструктуры инновационных
проектов и малого бизнеса; долевое участие
в формировании инвестиционных портфелей
в целях финансирования инновационных
проектов.
- Федеральное и субфедеральное финансирование приоритетных проектов не должно стать
каналом прямого финансирования полномочий,
закрепленных новым законодательством
за муниципалитетами и субъектами Российской
Федерации как их собственные полномочия,
на исполнение которых они должны получать
соответствующие доли консолидированного бюджета.
Так, успешная реализация национальных
проектов возможна только в том случае,
если одновременно будет обеспечено повышение
самостоятельности местных бюджетов,
прозрачность и эффективность расходования
бюджетных средств, а также финансовый механизм, смягчающий
негативный инфляционный эффект.
- Действенным инструментом
повышения эффективности управления муниципальными
образованиями областных центров должна
стать разработка и реализация ими программ
экономического и социального развития, отражающих
перспективную стратегию, выработанную
путем применения программно-целевого
метода планирования и управления. Программы
развития муниципальных образований на
долгосрочную и среднесрочную перспективу
призваны стать естественным дополнением и конкретизацией
национальных проектов, целевых федеральных
и региональных программ, базироваться
на единой методической основе и системе
показателей. Разработка и практическое
осуществление муниципальных программ
представляет значимое условие согласованности и преемственности
действий региональных и муниципальных
органов управления.
Список использованной литературы:
- Автономов A.C. Финансовые основы местного
самоуправления в современной России
// Конституционные и законодательные
основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных
трудов. - М.: 2004.
- Андрианов В.В. и др. Принципы эффективного
тарифного регулирования коммунальных
предприятий /Под ред. С.Б. Сиваева. – М.: Фонд «Институт экономики города», СПб.: ООО Изд-во «Лимбус Пресс», 2003.
- Башмаков И. Способность и готовность населения
оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
// ж. Вопросы экономики, 2004, №4.
- Бондарь В.Н. Закон 2003 г. Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации (мнение депутата) // ж. Проблемы местного самоуправления. 2003, № 4.
- Бондарь В.Н. Закон 2003 г. Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации (мнение депутата)//
ж. Проблемы местного самоуправления.
2003, № 4.
- Василенко И.А. Государственное и муниципальное
управление: учебник. - М.: Гардарика, 2006.
- Василенко И.А. Государственное и муниципальное
управление: учебник. - М.: Гардарика, 2006.
- Венгеров А.Г. Концессионный механизм
управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (на примере
Московского региона): Автореферат диссертации на соискание
ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05.-М.: 2003.
- Гапоненко A.JI. Управление социально-экономическим
развитием городов и регионов // Сб. Стратегия
развития РФ до 2010 г. - Чебоксары, 2002.
- Горбачев А.И. Теория и организация государственной службы:
Альбом схем.-М.: РАГС, 2003.
- Европейская хартия местного самоуправления.
// ж. Народный депутат. 1993, №11.
- Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ.
Закон ЧР от 12.02.1992 «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в чувашской
республике» http://chuvashia.news-city.info/docs/sistemso/dok_percsi.htm
- Зарубежный опыт территориальной организации
местного самоуправления. - http://www.ime.kolyma.ru/Dime/d32.htm
- Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного
самоуправления и его реформирования:
В помощь изуч. проблемы гос. и муниц. упр.
- Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.
- Ключевые аспекты реформы тарифов городского
водного хозяйства в странах Восточной
Европы, Кавказа и Центральной Азии. OECD, 2003.
- Ковешников Е. М. Государство и местное
самоуправление в России: теоретико-правовые
основы взаимодействия. -М.: Юридическое
издательство «НОРМА», 2002.
- Кэмпбелл Э., Саммерс Лачс. Стратегический синергизм. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004
- Ларионов A.B. Право собственности на средства
местного бюджета // ж. Конституционное
и муниципальное право. 2005. № 7
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и
регионы. Теория и практика государственного
регулирования территориального развития.
- М.: Эдиториал УРСС, 2002.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Новые проблемы
российских городов. Муниципализация
социальных объектов: правовые и финансовые
решения. - М.: УРСС, 2000.
- Лобкин А.И. Экономическая безопасность
- условие стабильного развития муниципалитетов
// ж. Дальневосточный капитал. №3,2007.
- Ляско А. Межфирменное доверие и шумпетерианские
инновации // Вопросы экономики.-2003.-№11.
- Местное самоуправление и муниципальное
управление. 100 вопросов - 100 ответов. Под
ред. В.Б. Зотова. - М.: Ось-89,2007.
- Методика оценки муниципальных программ социально-экономического развития» Фонд «Институт
экономики города». - М.: 2002.
- Муниципальный менеджмент. - М.: Муниципальный
мир, 2004.
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- О вопросах налогового регулирования
в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах к ведению субъектов Российской
Федерации [редакция от 13.09.2011]
- Письмо Минфина РФ от 22.11. 2000г. N 03-01-12/12-443
«Об открытии счетов органами федерального
казначейства Министерства финансов Российской
Федерации для учета средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности». - СПС «Консультант
Плюс».
- Полномочия, функции и предметы ведения
в стратегической перспективе развития
государственности» Докл. ЦСИ Приволжского
федерального округа
Портал ЖКХ Чувашии http://www.jkh.cap.ru/
- Постановление Правительства РФ от 12.08.2004г.
№ 410 «О порядке взаимодействия органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору
в области налогов и сборов» (с изм. и доп.
от 19 мая 2005 г.). - СПС «Консультант Плюс».
- Райзберг Б. А. Государственное управление
экономическими и социальными процессами (СБ).
- М.: Термика-М, 2005.
- Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: Инфра-М,
2004.
- Руднев А. В. и др. Управление муниципальной
недвижимостью: Учебно-практическое пособие.
- М.: Изд-во « Дело», 2001.
- Система муниципального управления: учебник для вузов / Ред. В.Б. Зотов. - СПб: Питер, 2007.
- Система муниципального управления:
учебник для вузов / Ред. В.Б. Зотов. - СПб: Питер, 2007.
- Стратегия развития России до 2020 года http://strategy2020.rian.ru/
Стратегия социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года http://www.businesschr.ru/2020/razdel1.htm
- Указ Президента от 27.05.1997г. №528 «О дополнительных
мерах по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации». - СПС
«Консультант Плюс».
- Указание ЦБР от 18 июня 1999 г. № 579-У «О
порядке открытия и ведения счетов организаций,
финансируемых из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
в учреждениях Центрального банка Российской
Федерации или кредитных организациях».
- СПС «Консультант Плюс».
- Уткин Э.А., Денисов А.Ф. «Государственное
и муниципальное управление». - М.: Издательство
«ЭКМОС», 2001.
- Федеральный закон «Об инвестиционных
соглашениях в сфере деятельности по оказанию
коммунальных услуг»
- Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об
общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации». - СПС «Консультант
Плюс».
- Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210 - ФЗ «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса». - СПС «Консультант Плюс».
- ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная
Правительством РФ 17.09.2001 г. №675.
- http://budgetrf.ru/Publications 110.htm
- http://lenta.ru/news/2005/12/22/moscow/