Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

Роль МП в экономике определяется след факторами: числ-тью МП и ИП в общ числ-ти субъектов рын эк-ки; вкладом МП в создание ВВП, в пр-тво; вкладом субъектов МП в форм-ие респ и мест бюджетов; ростом числ-ти на МП занятого трудосп-го населения, вкладом в сокращение числа безработных; насыщением рынка потр-ми товарами;

На мп в разв странах занято почти 60% труд населения, производится 33-60% нац продукта, а доля мп в общем кол-ве предприятий достигает 90-98%.

МП – персп-но развивающийся сектор бел эк-ки, который постепенно увеличивает свой вклад в обеспечение общего эк роста. Но существует ряд проблем, связанных с развитием МП. Так, удельный вес ВВП, произведенного МП в РБ, составляет сегодня всего 12,4%  от общего объема ВВП. Большая часть организаций МП сконцентрирована в г. Минске и обл центрах, а в малых городах и сельск местности МБ развит очень слабо.

Именно поэтому  гос-во заинтересовано в проведении целенаправ-ой политики, направленной на рег-ние и поддержку МП. Государство  создает для всех граждан благопр  условия для частной инициативы, установления взаимоотн-ий между бизнесом, обществом и государством, обеспечивает эк, права и орг-ые условия для поддержки и развития МП.

Гос политика развития МП является частью соц-эк политики страны. Она определяет основные принципы, направления и формы эк и админ-прав воздействия в сфере МП с учетом гос интересов и приоритетов. Содержание и объемы гос регулирования МП, его формы и методы зависят от эк состояния страны и геополит положения, от истории, традиций и нац культуры.

 

49. Инструменты поддержки малого бизнеса. Предпринимательские сети.

Основой системы  гос рег-ния и поддержки МП в РБ являются з-н № 148-З «О поддержке МиСП» от 1 июля 2010 г. и указ Президента РБ № 255 «О некот мерах гос поддержки МП» от 21 мая 2009 года. С 1997 г. Разраб-ся и реал-ся годовые программы гос поддержки МП, оснцелью которых явл форм-ние благопр условий для устойчивого развития МП на основе соверш-ия форм и методов гос поддержки МП.

К наст времени  сложилась и функц-ет единая сис-ма поддержки МП, имеющая след структуру: 1. Департамент по предпринимательству Мин-ва эк-ки – гос орган, отвечающий за проведение в жизнь гос политики по поддержке пред-ва; 2. Совет по развитию предпр-тва в РБ; 3. Межведомственная комиссия по поддержке и развитию МП при СМ; 4. Бел Фонд фин поддержки пред-ва; 5.областные учреждения фин поддержки предпр-ей; 6. субъекты инфр-ры поддержки предпр-ва в регионах (центры поддержки предпр-ва, инкубаторы МП); 7.некомм орг-ии предпр-ей.

В системе поддержки  бизнеса инфраструктура поддержки мп играет важную роль. Инфраструктура поддержки МП - совокупность гос, негос, обществ и комм организаций, регулирующих деят-ть предприятий, оказывающих образ-ые, консал-ые и др услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспеч-щие среду и условия для осущ-ия предпр-ой деят-ти. К осн субъектам относятся: центры поддержки предпр-ва (ЦПП), инкубаторы МП (ИМП), технопарки, инновационные центры, центры трансферта технологий, бизнес-ассоциации и бизнес-союзы.

Законом «О поддержки  малого и среднего предпринимательства» также предусмотрены виды и условия оказания гос поддержки субъектам МП: фин; имущ-ая; информ-ая поддержка; поддержка участия в процедурах гос закупок товаров (работ, услуг); содействие внешнеторг деят-ти; поддержка в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров и т.п.

Данным законом  устан-ся особенности прав рег-ия поддержки МП: особ режимы налогообл-ия (исп-ие упрощ сис-мы); сокращенный состав бух отчетности; освобождение от обязанности ведения бух учета и составления бух отчетности в предусмотренных зак-вом случаях; упрощенный порядок представления гос стат отчетности.

Президентом РБ 31 декабря 2010 г. подписана Директива № 4 «О развитии предпр-й инициативы и стимулировании деловой активности в РБ:направлена на дальнейшую либерализацию бел экономики, повышение ее конкурентосп-ти и создание благопр условий для динамичного и устойчивого развития, стим-ие инициативы и соц ответ-ти субъектов хоз-ия, устранение излишних админ барьеров и развитие гос-частного партнерства.

Большое внимание уделяется инф обеспечению предпр-лей. Организован выпуск газет и журналов. Освоены и новые формы и методы работы по инф обеспечению предпр-лей. Проводятся ежемесячные инф-консульт дни для предпр-лей в налоговых инспекциях, исполкомах с участием гос правоохранительных и контролирующих органов. В целях стимул-ия мотивации предпр-го труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года.

 

50. Трудовой  потенциал и рынок труда РБ  как объект гос-ого регулирования.

Трудовой  потенциал - общая численность экономически активного населения, обладающего необходимыми физ, псих-ми и професс-ми параметрами, обеспечивающими возможность его участия в труд деятельности. Включ в себя: рабочую силу, трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и численность трудоспособных лиц в нетрудоспособном возрасте, занятых в народном хозяйстве. К ним относят:

– население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсию по старости на льготных условиях;

– население  старше и моложе трудоспособного  возраста, занятое в общественном произв-ве.

Рабочая сила – это совокупность физ и дух способностей, которыми обладает человек и которые он использует каждый раз, когда производит какие-либо мат блага. Именно рабочую силу покупают на рынке труда. Таким образом, трудовые ресурсы – часть населения, обладающая рабочей силой.

В состав экономически активного населения входят:

Занятое население – это трудоспособное население страны, а также лица младше и старше трудоспособного возраста, которые в рассматриваемом периоде были заняты различного рода труд или приравненной к ней деятельностью.

Безработные представляют собой ту часть населения, которая занимается поиском работы и готова приступить к ней (учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, ищущие работу).

Уровень экономически активного населения: численности экономически активного населения разделить на общую числ-ть населения страны.

Для оценки состояния трудовых ресурсов используется следующая система показателей:

  • общая численность труд ресурсов;
  • среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;
  • уровень безработицы и занятости населения;
  • состав работающих по полу и возрасту;
  • стр-ра распределения труд ресурсов по видам деят-ти, формам собственности, сферам производства и отраслям народного хозяйства;
  • уровень образования и профессиональная подготовка кадров.

Величина трудовых ресурсов, которые могут быть использованы в общественном производстве, определяется численностью и составом трудоспособного населения. Границы трудовых ресурсов определяются физиологическими и социально-экономическими условиями и устанавливаются государством. Нижняя возрастная граница характеризует возраст, с которого в данных конкретных условиях можно считать молодое поколение потенциальной рабочей силой, а верхняя граница -это начало пенсионного периода, тот возраст, за пределами которого трудовая активность населения снижается.

 

51. Основные  направления и методы государственного  регулирования рынка труда.

Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:

•    равновесной (спрос равен предложению);

•     трудоизбыточной (предложение больше спроса);

•     трудодефицитной (спрос больше предложения). Конъюнктура рынка труда оказывает непосредственное воздействие на цену рабочей силы.

Гос рег-е р-ка труда осуществляется по след направлениям:

– обеспечение научно обоснованного воспроизв-ва населения по республике в целом, в отдельных областях и районах;

– достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при кот-х удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;

–  обеспечение отраслей и сфер народного хоз-ва рабочей силой, кол-во и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;

– рац-е и эфф-е исп-е труд потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

- средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

Методы и меры гос регулирования р-ка труда можно диффер-ть по различным признакам:

а) по объектам воздействия (население, отдельные группы работников, предприниматели и их группы и т.д.): меры общего воздействия и спец меры.

б) по направленности воздействия: увеличивающие (уменьшающие) спрос на раб силу;

  • увеличивающие (уменьшающие) предложение раб силы; влияющие на стр-ру спроса и стр-ру предложения;  нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;

в) по форме воздействия:

  • прямые методы регулирования – гос субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости и т.п.;
  • косвенные методы регулирования – регулирование демограф-й ситуации, увел-е гос заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвест-й деят-ти, стимулир-е проф и терр-й мобильности раб силы и т.д.;

г) по характеру воздействия на рынок труда: поощрительные меры; ограничительные меры; запретительные меры; защитные меры;

д) по содержанию регулирующих мер:

  • меры экономического характера (поддержка эк-й целесообразных раб мест, организация обществ-х работ, специализ-е инвестирование в поддержку малого бизнеса);
  • меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения);
  • смешанные меры, сочетающие экономическое и административное регулирование (фин, налоговую, таможенную, внешнеторг, инновно-инвестю, протекционистскую политики);

е) по уровню управленческого воздействия: общегосударственные; региональные; отраслевые;внутрифирменные;

ж) по продолжительности воздействия: краткосрочные методы (до 1 года); среднесрочные методы (от одного года до 5 лет); долгосрочные методы (от 5 лет и более).

 

52. Содействование занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости

Соц-трудовая сфера  явл одной из наиболее сложных  и многогранных составляющих обществ-й жизни. Принятие и дальнейшая реализация управленч-х решений по вопросам труда и соц защиты затрагивают интересы кажд человека и кажд семьи, оказывают большое влияние на соц настрой всего общества. Главные задачи соц защиты населения: усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности соц помощи.

С середины 90-х  годов в РБ начала формироваться  нац зак-но-нормативная база, регламентирующая права и гарантии пожилых людей, инвалидов и семей, воспит-х детей; стали появляться и развиваться новые формы соц обслуживания населения; гос-во обратило самое пристальное внимание на проблемы охраны труда, занятости, развития системы з/п, демографической ситуации, гос поддержки материнства и детства.

В республике создана  система гос соц помощи, которая  способствует поддержанию доходов  малообеспеченных граждан на уровне мин-й гос гарантии.

Осуществляются  мероприятия по соц реабилитации и адаптации инвалидов, предпринят ряд значимых мер по улучшению положения семьи. Действующая система гос-х пособий семьям, воспитывающим детей, в совокупности с другими выплатами соц характера, различного рода льготами, обеспечивает прямую материальную поддержку семьи при рождении и воспитании детей.

Сегодня в органах по труду, занятости и соц защите РБ и подчиненных им организациях работает почти 36 тысяч человек.

В структуру  центрального аппарата Минтруда и соцзащиты  входят главные управления, управления, отделы, секторы, департаменты с правами  юридического лица: Департамент гос инспекции труда и Фонд соц защиты населения Минтруда и соцзащиты. В систему Минтруда и соцзащиты входят структурные подразделения областных и Минского городского исполн-х комитетов, осуществляющие гос-властные полномочия в области труда, занятости и соц защиты, терр-е органы Департамента и Фонда, гос организации, подчиненные Минтруда и соцзащиты.

В настоящее  время для инвалидов при решении проблемы трудоустройства имеются реальные возможности, предоставляемые государством.

В соответствии с Законом «О занятости населения РБ» инвалидам предоставляются доп гарантии занятости, которые  обеспечиваются путем:

Информация о работе Государственное управление