Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

 В условиях  фин кризиса особо актуальна фин безопасность страны, т.к. фин состояние реального сектора, банковской системы и гос-ва предопределяет результ-ть решения многих проблем. Обеспечение устойчивого фин положения может требовать значит-х внешних и внутренних заимствований, а следовательно, сказаться на показателях фин безопасности.

Помимо прямых угроз, связанных с ростом нагрузки на эк-ку по обслуживанию и погашению  внешнего долга, имеются косвенные  угрозы сужения возможности проведения самост-й эк-й политики. Получение стабилизационных кредитов от международных фин организаций связывается с выполнением различных условий (ограничение роста зарплаты, денежной массы, дефицит государственного бюджета и т.д.).

 

61. Природно-ресурсный  потенциал как объект государственного регулирования.

Прир условия  и рес-сы явл одним из важнейших факторов эк развития. Прир рес-сы служат естествен базой развития эк-ки страны, поэт важным момент явл раскрытие сущ-ти и эк-ая оценка прир-рес-го потенциала.

ПРП – совок-ть прир рес-ов дан террит, прир условий, явлен и процессов, кот использ-ся или могут быть реально вовлеч в хоз деят-ть при данных технич и соц-эк возможностях общ-ва с усл-ем сохранения среды обитан чел-ка. Размер ПРП — это сумма потенциалов отдельн видов прир рес-ов — земельн, водн, лесн, минер-сырьев и др. Он зависит от ряда факторов: кол-во имеющ-ся в стране прир рес-ов, их колич и качествен хар-ки, возможность комплексн использования. Колич оценка ПРП страны возможна в том случае, если все виды рес-ов будут исчисляться по един принципу(балльной системе). Наиб знач-ть в усл становления рын отнош приобр-ет стоимостная (денежная), или собственно эк, оценка ПРП. Однако осущ-ть эк оценку разных видов прир рес-ов на един методолог основе весьма сложно, поэт размер ПРП колич-но хар-ют чаще всего с пом натур-веществ показат.

Земельные ресурсы—часть земельн фонда страны, кот пригодна для хоз-ого использ. Они создают основу для с/х пр-ва, ведения лесн хоз-ва, а также для городской застройки, расселения сельск насел, размещения промышл п/п, транспортн коммуникаций и всех др видов наземн деят-ти чел-ка.

Земел фонд РБ—площадь страны, составляющая приблиз 20800тыс.га. В Европе по дан  показат РБ заним 13-е место.

Наиб площ земельн  фонда заняты с/х угодьями. В структуре зем фонда РБ с/х земли заним наиб площ, что говорит о высок степ с/х освоенности тер страны. Динамика с/х угодий имеет отрицательную направленность (искл из оборота загрязнен в результ аварии на ЧАЭС территорий), сказыв-ся нерационал использе земель. Особ ценность представл пахотные земли. Обеспеч-ть одного жителя Бел пашней сократилась, но вдвое превыш среднемир показ-ли.

Управление  земел рес-ми в РБ опред-ся проводимой гос земел политикой, целью кот явл повышение эф-ти использ и охраны земел ресурсов как неотъемл условия устойч соц-эк развития страны.

Водные ресурсы. Включают все пригодн для хоз использ запасы поверхностн и подземн вод. Водообеспеч-ть 1 жителя Бел водами местн формир-я сост проблиз 3,6 тыс. м3. Это выше, чем в Англии, Польше, Украине.

Осн-ми потреб-ми воды явл: ЖКХ; производственное водоснабжение; с/х; орошение.

Питьевое водоснабж в городах и сельск мест-ти осущ-ся преимущ-но из подземн источников.

В Беларуси функционирует  специфическая отрасль экономики — водное хозяйство. Осн задача которого — обеспечение всех отраслей и видов хоз деят-ти водой в необходим кол-ве и соответств качества. Управление водными рес-ми выполняет Мин-во прир рес и охраны окруж среды РБ.

Лесные  ресурсы вкл стволовые запасы древесины, разнообраз недревесн рес-сы; выполняют обществ полезн и защитно-ресурс функц, в т.ч. рекреационные и эстетические. Лесн рес относ к возобновляемым и рассм вместе с занимаемыми ими землями, кот могут использ с целью сохран, воспр-ва и повышен продукт-ти лесов. Лесн фонд Бел – совок-ть всех лесов страны натуральн и искусств происхожд вкл-ет покрытые лесом земли и др земли, предназнач для нужд лесхоза. Показат лесистости, т.е. отношения лесопокрытой пл-ди к общей пл-ди, и выраж-ся в %. Средний возраст бел лесов—45 лет.

Осн функц лесопольз и лесовоспр-ва в РБ выполн лесн хоз-во — отрасль нац эк, кот обеспеч потреб-ти страны в древесине и др продуктах леса, сохранен и рационал использ всего многообраз рес-ов лесн фонда, усиление эколог функций лесов. Ведение лес хоз-ва предполаг как вырубку, так и восстановление лесов. Финансир-е лес хоз осущ прежде всего за счет ср-в гос бюдж. Перспектив деят в лесах Бел определ Концепцией устойч развития лес хоз-ва РБ до 2015 г.

Минерально-сырьевые ресурсы выступают основой развития современ индустрии и ряда направлений НТП. Мин-сырьев рес-это природн вещ-ва минерал происхожд, использ для получ энергии, сырья и матер-ов.

В наст время в ее недрах РБ выявл и разведано ≈ 5 тыс. месторожд, представл-их ≈ 30 видов минер сырья. Важн полез ископ для эк-ки страны, явл калийн и камен соли, нефть, торф, строит мат-лы и сырье для их пр-ва, подзем пресн и минерал воды.

Перспектив  планы и прогнозы вкл разраб-ку эколог безопас и эк-ки эф-х технол добычи, перераб и использ минер сырья, повыш коэф извлечения полез ископ на эксплуатир месторожд, внедрение прогрес технол при разработке месторож , что обеспечит более рацион использ запасов, сокращ отходов пр-ва.

Повышение эффективности использования минер-сырьев рес для пр-ва строит мат-в связ с сокращ-ем потерь сырья в проц добычи и пр-ва, использ-ем низкосортн сырья, вторичн ресурсов. Выполнен прогр геологоразвед работ позвол расшир минер-сырьев базу и повыс ресурсообеспеч-ть ряда отраслей нац эк.

 

62. Инструменты  государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Для нормального  полноценного существования граждан  в свободном обществе необходима благоприятная окружающая среда. Негативные явления, влияющ на окр среду:

1) Объективные причины: неизбежные последствия НТП с его интенсификацией  производства, химизацией с/х, ростом городов, транспорта и др;

2) Субъективные причины: недостатки управления охр природы, неразвитость эк-го, правового, полит-го сознания многих граждан, недостаточность их экол-й информир-ти.

В РБ имеется система природоохранного зак-ва, являющегося составной частью права.

Экологическая функция права состоит в правовом регулировании обществ-х отношений в сфере взаимодействия общ-ва и природы с целью обеспечения качества окр среды:основа -  Конституция государства.

 Гарантии прав граждан на  благоприятную для жизни окр  среду обеспечиваются:

1) планированием  и норматированием качества окр  среды, мерами по предотвращению экологически вредной деят-ти и оздоровлению окр среды, предупреждению и ликвидации последствий аварии, катастроф, стихийных бедствий;

2) гос  контролем за состоянием окр  среды и соблюдением природоохранного зак-ва, привлечением к ответств-ти лиц, виновных в нарушении требований обеспечения эколог-й безоп-ти населения;

3) страхованием граждан, образованием гос, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окр-й среды;

4) возмещением в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в рез-те загрязнения окр среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе после аварий и катастроф;

5) привлечением  к ответственности в соответствии с зак-вом РБ лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окр среды, препятствующих выполнению  гражданами и общественными объединениями их прав.

Применение  инструментов, прямо направленных на регулирование природопользования, как правило, носит корректирующий характер, компенсирующий или локализующий негативные эффекты макроэкономических регуляторов. Система инструментов гос регулирования природопользования д.б. многообразной, включенной в общую систему гос регулирования эк-ки и иметь специфические черты, позволяющие решать глобальные, перспективные задачи. В составе инструментов гос регулирования природопользования можно выделить:

– введение и расширение практики платного природопользования;

– систему эконом-го стимулирования природоохранной деятельности;

– установление платы за загрязнение окружающей среды;

– развитие рынка  природных ресурсов;

– совершенств-е  ценообраз-я с учетом эколог-й целесообразн прод-и и ее природоемкости;

– создание экологических  фондов;

– реализацию экологических  программ; продажу прав на загрязнение;

– внедрение  системы экологического страхования;

– введение «зеленых»  налогов;

– совершенствование  системы субсидий.

К системе эконом-го стимулирования рац природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.

Классификация методов государственного регулирования рац природопользования: Индикативные, Административные, Институциональные (Платное природопользование, Лицензирование, Аудирование (внутреннее и внешнее)).

 

63. Преодоление  последствий на ЧАЭС.

Главной целью  Гос программы РБ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на 1992-1995 гг. стало создание безопасных усл-й проживания для населения страны и улучшение усл-й жизни населения, пострадавшего от радиации. Из-за отсутствия эк-х ресурсов для создания удовлетвор-х усл-й проживания на загрязненных терр-х было решено защитить здоровье населения, главн образом, через массовое переселение людей и минимизацию доз облучения.

Приоритетами  Программы на 1996-2000 гг. стала ликвидация общих факторов риска для здоровья населения, наиболее пострадавшего от катастрофы, и ликвидация эколог-х, эконом-х и соц-х последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

е же приоритеты легли в основу Программы на 2001-2005 .г., согласно кот-й в соответствии с радиологическими, мед и биологическими параметрами Беларусь вошла в стадию долгосрочных последствий бедствия.

Госпрограмма  по преодолению последствий от аварии на ЧАЭС, рассчитанная на 2006—2010 годы: обеспечение  соц защиты граждан (льготы, компенсации, бесплатное питание школьников на пострадавших территориях, оздоровление, санаторно-курортное лечение детей и взрослых). Отдельное направление программы — соц-эконом реабилитация пострадавших территорий (газификация населенных пунктов, обеспечение чистой водой). Программа также включает мероприятия по обеспечению радиационного контроля, проведению научных исследований.

Правовое регулирование  осуществляется на основе Закона "О  СОЦ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧАЭС" (1991 г.)». Закон  направлен на защиту прав и интересов  граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных данным Законом. В соответствии с данным законом устанавливается статус граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, устанавливаются льготы (бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, пользование при выходе на пенсию или перемене места работы мед учреждениями, к которым они были прикреплены в период работы, выплату пособия по временной нетрудоспособности, оплату жилой площади и т.д.), определяется размер оплаты труда для лиц работающих в зоне радиактивного загрязнения. Гос надзор за измерениями радиоактивного загрязнения и контроль радиоактивного загрязнения прир-й среды, всех видов сырья и продукции осуществляются в порядке, установленном Законом РБ "О правовом режиме терр-й, подвергшихся радиоактивному загрязнению в рез-те катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В 1990 г. при Прокуратуре РБ создана природоохранная прокуратура. Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением всеми учреждениями, организациями, предприятиями природоохранного зак-ва и З-на РБ о соц защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Природоохранная прокуратура также занимается расследованием уголовных дел, связанных с нарушением природоохранного законодательства и Закона о социальной защите.

С 1998 в Беларуси начал действовать Гос Комитет по охране природы (Госкомприроды). В настоящее время он преобразован в Мин-во прир-х рес-в и охраны окр-й среды. В подчинении Мин-ва находятся областные комитеты прир-х рес-в и охраны окр среды. Эти комитеты имеют специализир-е областные, городские и районные инспекции. Мин-во по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС осуществляет контроль и наблюдение за состоянием окр среды, а также контроль за выполнением предписанных мер по ликвидации последствий на ЧАЭС. Основными задачами МЧС являются  реализация  гос политики  в  области  защиты  населения от последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС,  предупреждения  и   действий   в   чрезвычайных ситуациях,    вызванных    промышленными   авариями,   катастрофами, стихийными  бедствиями,  организация  госнадзора   за охраной   и  использованием территорий, подвергшихся  радиоактивному загрязнению,  безопасным  ведением  работ   в   отраслях   народного хозяйства,   обеспечение   гос   органов   и   населения республики  информацией о фактических   и   ожидаемых   изменениях гидрометеорологических  условий  и  состоянии  загрязнения природной среды.

Информация о работе Государственное управление