Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Трудности, возникающие перед компаниями в связи с переходом к рынку, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. Ситуация ставит перед менеджментом новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, как обеспечить эффективный сбыт продукции.
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.
А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные прода

Вложенные файлы: 1 файл

Повышение конкурентоспособности предприятия.doc

— 779.00 Кб (Скачать файл)

       Конкурентное  положение предприятия на том  или ином рыночном сегмента определяется, в первую очередь, следующими взаимоопределяющими факторами:

  1. финансовое состояние;
  2. комплекс сравнительных конкурентных преимуществ.

2.2 Анализ финансового  состояния ООО  «Торговый дом  «КИО»

    Важное  направление анализа деятельности предприятия – анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, который основан на анализе структуры баланса и соотношения различных разделов его актива и пассива.

    Анализ  проводится на основании данных бухгалтерской  отчетности за период 2000 – 2001 гг. (Приложение А).

    Финансовое  состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, то есть пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

    Анализ  платежеспособности предприятия проводится в соответствии с методикой, предлагаемой в «Методическом положении по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

       К основным показателям, характеризующим  платежеспособность предприятия, относятся:

    - коэффициента текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств  предприятия.

                        

    Общая  ∑  оборотных  средств фирмы

К т.л.  = ----------------------------------------------        (2.1)

              Краткосрочные пассивы 

    - коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

         Ксос =       СОС (Капитал и резервы – Внеоборотные активы)    (2.2)

                      Общая  ∑  оборотных  средств фирмы 

      Результаты  расчетов коэффициентов приводятся в таблице 2.3. 

       Таблица 2.3 - Оценка структуры баланса ООО Торговый дом «КИО» 

       Показатель

Года +,- Норма
2000 2001
1. К –т  текущей ликвидности 0,000 6,25 6,25 ≥ 2
2. К –  т обеспеченности СОС 0,000 0,84 0,84 ≥ 0,1
3. К- т  восстановления платежеспособности  9,375   ≥ 1

 

       Данные  таблице 2.3 показывают, что коэффициент текущей ликвидности на конец 2001 г.  имеет значение выше 2 (6,25), коэффициент обеспеченности СОС также превышает нормативный предел 0,1 (0,84), следовательно, необходимо рассчитать коэффициент утраты платежеспособности по формуле: 

              КВ.пл. = (К +12/Т (К – К)) /2,                  (2.3) 

    где   К – фактическое значение в конце отчетного периода коэффициента    текущей ликвидности;

    К – значение этого коэффициента в начале периода;

    Т     -  отчетный период в месяцах.  

       Значение  показателя превышает 1, что свидетельствует  об отсутствии реальной возможности  у предприятия потерять свою платежеспособность.

       Для формирования более обоснованного  заключения о финансовом состоянии  предприятия следует проанализировать показатели финансовой устойчивости ООО Торговый дом «КИО» (табл. 2.4).

    Анализ  финансовой устойчивости позволяет  говорить о том, что предприятие  находится на грани банкротства, так как имеющиеся мобилизационные  оборотные средства не обеспечены в  полной мере источниками их формирования. Хотя, если в процессе анализа исключить влияние фактора кредиторской задолженности, то трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости как на конец 2001г., так и начало изменится следующим образом = 0;0;1.  

    Таблица 2.4 - Данные для анализа финансовой устойчивости ООО Торговый дом «КИО» за 2001г., тыс.руб. 

Наименование  показателя Начало 2001г. Конец 2001г. Отклонение, тыс. руб.
   1. Источники собственных средств 0,00 42,00 42,00
   2. Внеоборотные активы 0,00 0,00 0,00
   3. собственные оборотные средства (СОС, стр.1 – стр.2) 0,00 42,00 42,00
   4. Долгосрочные обязательства 0,00 0,00 0,00
   5. СОС и долгосрочные обязательства  (стр.3 + стр.4) 0,00 42,00 42,00
   6. Краткосрочные обязательства (за  исключением кредиторской задолженности) 0,00 0,00 0,00
   7. Общая сумма источников (стр.5 + стр.6) 0,00 42,00 42,00
   8. Запасы и затраты 0,00 48,00 48,00
   9. Излишек/недостаток СОС (стр.3 –  стр.8) 0,00 -6,00 -6,00
   10. Излишек/недостаток СОС и долгосрочных  обязательств (стр.5 – стр.8) 0,00 -6,00 -6,00
   11. Излишек/недостаток общей суммы  средств (стр.7 – стр.8) 0,00 -6,00 -6,00
12. Трехкомпонентный  показатель фин. 

устойчивости

  0;0;0  

 

       В этой связи следует рекомендовать  внедрение мероприятий по увеличению собственных оборотных средств  и сокращению мобилизационных оборотных средств, что позволит значительно оздоровить и стабилизировать структуру баланса предприятия.

       Проведенные расчеты показывают, что на момент проведения анализа, есть основания  для признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительной. Но Торговый дом «КИО» характеризуется достаточно высоким уровнем платежеспособности, реальная возможность утратить свою платежеспособность в течение 6 месяцев отсутствует.

       2.3 Анализ конкурентных  преимуществ предприятия

 

В процессе сравнительного анализа конкурентных преимуществ ООО Торговый дом «КИО» в состав конкурентной среды предприятия были включены следующие субъекты рынка аудио-, видеотоваров г. Хабаровска:

  1. ООО Торговый дом «Генезис»;
  2. ООО Торговый дом «Лоза»;
  3. ООО магазин «Мелодия»;
  4. ООО магазин «В - Лазер».

Исследование  было проведено в несколько этапов.

Этап 1. Сравнение  показателей ассортимента Торгового  дома «КИО» и его приоритетных конкурентов.

Данный этап проводился на основе анализа фактических  показателей ассортимента Торгового дома «КИО» и его конкурентов (табл. 2.5). Действительные показатели полноты ассортимента соответствуют количеству баллов.

Далее исследование будем проводить методом расчета  единичных и групповых показателей. Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi * аi) ассортимента и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по показателям ассортимента. Вес каждого показателя определялся на основании опроса работников анализируемого бара и конкурентов о частоте спроса той или иной ассортиментной группы товаров. Результаты представлены в таблице 2.6.

Анализ таблицы 2.6 показывает, что из пяти предприятий  максимально по показателям ассортимента удовлетворяет требования потребителей Торговый дом «КИО», затем 2 и 1, а 3 и 4 в меньшей степени отвечают запросам посетителей к составу и структуре ассортимента реализуемых товаров.  

Таблица 2.5 - Данные для сравнительного анализа  показателей ассортимента 

Факторы конкурентоспособности  КИО 1 2 3 4
Лицензионные  видеокассеты с записью (ВК)
1. художественные, научно-популярные, документальные, научно - познавательские видеофильмы 9 тыс. 9,5 тыс. 9 тыс. 5 тыс. 7 тыс.
2. учебные  программы 1 тыс. 2 тыс. 1 тыс. 0 0,5 тыс.
3. музыкальные  программы 2 тыс. 2,5 тыс. 1 тыс. 1,5 тыс. 3,5 тыс.
4. спортивные  программы 0,5 тыс. 0 0,3 тыс. 0,2 тыс. 0,7 тыс.
5. видеофильмы  для детей 2 тыс. 3 тыс. 1,2 тыс. 3,5 тыс. 2,5 тыс.
6. другие 0,5 тыс. 0,7 тыс. 0,1 тыс. 1,1 тыс. 0,8 тыс.
Видео-диски (формат 2.0), не компьютерные (VCD)
7. художественные, научно-популярные, документальные, научно - познавательские видеофильмы 32 40 27 32 5
8. караоке 150 172 100 90 50
9. спортивные  программы 8 4 3 9 3
Аудио – диски лицензионные, упрощенного  издания и фирменные (CD)
10. альбомы  отечественных и зарубежных групп, сборники 418 329 431 336 216
11. классическая  музыка 129 137 134 30 127
12. Цифровые  видео – диски (DVD) 75 90 75 115 90
13. Аппаратура (ресиверы, акустические системы,  видеомагнитофоны, усилители и т.д.) 25 36 12 0 0
14. Аксессуары (чистые видеокассеты, аудиокассеты, минидиски, чистящие диски, кассеты для видеокамер, сумки для аудио и CD – плейеров и т.д.) 47 35 22 0 0

Таблица 2.6 - Определение сводного индекса конкурентоспособности  по  показателям ассортимента 

  qi Вес аi qi * аi
КИО 1 2 3 4 КИО 1 2 3 4
1 9 9,5 9 5 7 0,15 1,35 1,425 1,35 0,75 1,05
2 1 2 1 0 0,5 0,02 0,18 0,04 0,02 0 0,01
3 2 2,5 1 1,5 3,5 0,1 0,2 0,25 0,1 0,15 0,35
4 0,5 0 0,3 0,2 0,7 0,07 0,035 0 0,021 0,014 0,049
5 2 3 1,2 3,5 2,5 0,1 0,2 0,3 0,12 0,35 0,25
6 0,5 0,7 0,1 1,1 0,8 0,01 0,005 0,007 0,001 0,011 0,008
7 32 40 27 32 5 0,04 1,28 1,6 1,08 1,28 0,2
8 150 172 100 90 50 0,1 15 17,2 10 9 5
9 8 4 3 9 3 0,03 0,24 0,12 0,09 0,27 0,09
10 418 329 431 336 216 0,13 54,34 42,77 56,03 43,68 28,08
11 129 137 134 30 127 0,05 6,45 6,85 6,7 1,5 6,35
12 75 90 75 115 90 0,05 3,75 4,5 3,75 5,75 4,5
13 25 36 12 0 0 0,07 1,75 2,52 0,84 0 0
14 47 35 22 0 0 0,08 3,76 2,8 1,76 0 0
Сводный индекс 1 88,54 80,38 81,86 62,76 45,94

 

Основные  «разрывы» Торгового дома «КИО», обусловившие наличие резерва повышения  конкурентоспособности по показателям  товарной номенклатуры, вызваны недостаточным  ассортиментом по следующим позициям:

    - лицензионные видеокассеты с записью художественных, научно – популярных, документальных фильмов (конкурент 1 характеризуется большим по сравнению с ТД «КИО» количеством баллов);

    - видеодиски с записью художественных, научно – популярных, документальных фильмов;

    - видеодиски с записью караоке;

    - цифровые видео-диски;

    - аппаратура.

Этап 2. Расчет конкурентоспособности по показателям  широты предоставляемых услуг.

Конкурентоспособность предприятий розничной торговли непродовольственными товарами в значительной степени определяется наличием различного рода дополнительных услуг.  При проведении исследования наличие того или иного комплекса оценивается количеством в «5» баллов, отсутствие – «0» баллов. Составим рабочую таблицу 2.7. 

Таблица 2.7 - Рабочая таблица для расчета конкурентоспособности по показателям полноты дополнительных услуг 

Факторы конкурентоспособности  КИО 1 2 3 4
1. Музыкальное  сопровождение + + + + +
2. Предварительный  заказ по каталогам + + - + +
3. Фирменная  упаковка - - + - -
4. Применение  системы пластиковых карт - - - - -
5. Видео-, аудиозапись на заказ - + - + -
6. Доставка  на дом - + - + -

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения