Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-экономической деятельности
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 60
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
1.3. Основные направления анализа товарооборота
торгового предприятия
Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана, если таковой имеет место.
Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:
Тс.ц = Тф.ц / Iц, (7)
где Тс.ц – объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Тф.ц – объем товарооборота в фактических ценах;
Iц – индекс изменения цен.
В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:
, (8)
где – индекс изменения объема товарооборота;
Iц – индекс изменения цен;
Iq – индекс изменения физического объема товарооборота.
Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой – от изменения количества реализуемых товаров.
Если на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по торговому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени [4, стр. 3 – 7].
Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:
, (9)
где Kc.c – коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;
– удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;
– удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);
n – количество товарных групп.
На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, изображенного на рисунке 3 [32, c 19 – 23].
Рисунок 3 – Факторы, влияющие на выполнение плана и динамику розничного товарооборота
Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:
Т = Зн + П – В – Зк, (10)
где Т – объем розничного товарооборота;
Зн – запасы товаров на начало периода;
П – поступление товаров;
В – выбытие товаров;
Зк – запасы товаров на конец периода.
Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.
Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:
, (11)
где Т – объем розничного товарооборота, руб.;
Ч – среднесписочная численность работников, чел.;
П – производительность труда одного работника, руб.
Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:
, (12)
где – изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;
– изменение среднесписочной численности работников отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;
– производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;
– изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.
, (13)
где – изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;
– среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:
, (14)
где Т – объем розничного товарооборота, руб.;
S – площадь торгового зала предприятия, м²;
– коэффициент сменности работы предприятия;
Д – количество дней работы предприятия;
– товарооборот на 1 м² площади торгового зала в смену, руб.
Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года, и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки. Конечный этап завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов, увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.
Под оптовым товарооборотом понимается продажа товаров производителями или торговыми посредниками покупателями для дальнейшего использования в коммерческом обороте.
Cпецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание запасов розничной торговли. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.
Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй - значительными колебаниями спроса и продаж.
В данный момент на рынке оптовой торговли (набирают обороты мелкооптовые предприятия) большая жесткая конкуренция, поэтому при планировании товарооборота надо учесть, чтобы рейтинг предприятия не снижался, и его доля увеличивалась. Для планирования товарооборота используются материалы анализа за предшествующие годы, договоры с поставщиками, покупателями. Сведения о работе оптовых баз публикуются в периодической печати, поэтому необходимо изучать и учитывать при планировании положительные результаты конкурентов.
После расчета плана оптового товарооборота на год его распределяют по кварталам. При этом учитывают потребность обслуживаемых организаций, сезонность производства товаров, сложившуюся динамику товарооборота за год. От правильного распределения объема товарооборота по кварталам зависят равномерность его выполнения и качество обслуживания покупателей.
В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остается в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами при оптовом обороте товары реализуются для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики. К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.
Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).
Анализ выполнения плана и динамики проводится по каждому направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего, проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений.
Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности.
Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.
Экономический анализ, планирование и прогнозирование показателей оптового предприятия - товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли - аналогичен экономическому анализу и планированию показателей розничного предприятия.
Анализ оптового товарооборота позволяет торговым предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют значимость для разработки прогноза продажи товаров [5].
В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя оптового товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.
Оптовый товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Оптовый товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.
Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Планирование товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.
Как видно из всего сказанного, оптовый товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, поэтому вполне очевидна актуальность изучения и исследования оптового товарооборота и его планирования.
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:
Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности.